Вставь по смыслу предлоги и отгадай загадки.




 

... дупле... старом дубе

Живу... густом лесу.

Хожу... пушистой шубе,

Орешки я грызу.

 

... ветки... ветку быстрый, как мяч,

Скачет... лесу рыжий циркач.

Вот... лету он шишку сорвал,

Прыгнул... ствол и... дупло убежал.

 

Наверное,... жаркой стране

Она прислонилась... ограде.

Полоски теперь... неё... спине,

Как строчки кривые —... тетради.

 

19. Вставь в предложения слова из скобок. Постарайся по­нять, о чём рассказывают эти слова.

 

19-1. Мороз превратил капельку в льдинку (оди­нокую, ночной,

сверкающую).

 

19-2. Вдруг темноту ночи прорезал луч фонари­ка (южной,

непроглядную, яркий).

 

19-3. Лёнька Коробков играет на гармошке, как гармонист

(звонкой, десятилетний, заправ­ский).

 

19-4. Берёзы цветут, и сквозь серёжки видны уже листья

(маленькие, золотистые, ярко-зелё­ные, старые).

 

19-5. Ветер с океана тихо покачивал пальмы и шелестел листвой

(стройные, густой, лёг­кий, прибрежные).

 

19-6. Из яичек вылупятся птенцы, будущие пев­цы леса (звонкие,

беловатых, переливчатых, весёлые, крохотные).

 

19-7. Весной ящерица в наряде похожа на краса­вицу (праздничном,

ранней, малахитовую, сказочную, зелёном).

 

19-8. Лучи солнца проникли в глубь дупла и раз­будили бельчонка

(маленького, небольшо­го, жаркие, пушистого).

 

19-9. Ёжик высунул из шара нос, пошмыгал, пошмыгал да как

припустит! (мокрый, чёр­ненький, хитрый, колючего).

 

19-10. Струйка с крыши попадает на сосульку и скатывается вниз

капельками (тёплой, тон­кая, сверкающими, холодную).

 

19-11. Солнце мирно всплывает под тучкой и прячется в её туман

(узкой, светлое, длинной лиловый, лучезарное, прозрачный).

 

20. Найди и выпиши слова, называющие предметы и их при­знаки.

Рассмотри план действий и расскажи себе, как ты будешь выполнять упражнение.

 

План действий.

 

1) : Спрятался под развесистым густым кус­том.

 

2) слово-предмет: (под) кустом

3) : (под) кустом каким? — развесистым, гус­тым

 

4) : (Под) развесистым густым кустом.

 

20-1. Тянулся длинный прямой коридор. Попа­ли в

небольшую круглую комнатку. В но­вой подземной

спальне тепло.

 

20-2. Устроился в воздушном летнем домике. Послышался

строгий глухой звук. Сидела в прозрачной кружевной

тени.

 

20-3. Из зеленоватой тёмной глубины показал­ся. Встаёт над

скучной и унылой равниной. Вспыхивали быстрыми

колючими искрами.

 

20-4. Окутаны лёгкой зелёной дымкой. Тащились по разбитой

осенней дороге. Прятались за непролазными топкими

болотами.

 

20-5. Махнула широким узорчатым рукавом. За­кричал грозным

тяжёлым голосом. Выгля­нуло из-за редких озябших

ветвей.

 

20-6. Из жаркого рыжего огня выскочила. В бод­рящем

холодном воздухе колыхались. Рас­кинулось на широкой

солнечной поляне.

 

20-7. Прятался за купеческим каменным домом. После

холодного проливного дождя прояс­нело. Заснул на

пыльном горячем камне.

 

21. Найди слова-признаки (имена прилагательные). Подумай и определи, о каком предмете они рассказывают. Объяс­ни самому (самой) себе, почему ты так думаешь.

 

21-1. Посреди широкого песчаного берега моря. На острове

высокий расписной дворец. В комнатах дворца,

красивых и нарядных.

 

21-2. Для маленьких забавных игрушек ребят. О мягком

пушистом комочке снега. В глу­бине за тёмными

мохнатыми елями.

 

21-3. С пучком вялого старого лука. На тяжёлых спелых

колосьях пшеницы. Под ровной блестящей поверхностью

озера.

 

21-4. Над серыми шиферными крышами домов. За острыми

заснеженными вершинами гор. По краю большого белого

одеяла.

 

 

 

 

22. Найди прилагательные. Выпиши их в таблицу.

 

План действий.

 

1) : В густом тумане мелькнула медвежья фигура.

2) : (в) тумане густом, фигура медвежья

3) :(в)

4).

22-1. За деревьями мелькнул огненный лисий хвост. Около

собачьей будки лежал груст­ный лохматый пёс. Барсучий

жир — очень хорошее лекарство. На бабушкиных гряд­ках

зрели пузатые помидоры.

 

22-2. К странной шапке были пришиты заячьи лапки. Яркий

павлиний хвост был похож на большой веер. Звонкий

петушиный крик раздавался из сарая. В Машином

дневнике были только отличные отметки.

 

 

22-3. Густую волчью шерсть покрывал тонкий слой снега.

Осторожный хорёк сначала за­глянул в беличье гнездо.

В открытое окно выглядывал Санькин дедушка.

Вера натя­нула мамин платок и тёплые сапожки.

 

22-4. На старых ветвистых берёзах чернели во­роньи гнёзда.

У ворот стояла небольшая собачья конура. Из бумажного

пакета тор­чал кошачий хвост. Далеко в густых джун­глях

прятался обезьяний город. Мы смот­рели мультфильм

«Кошкин дом».

 

22-5. Большая голубая шляпа свалилась с Незнайкиной головы.

Из нашего чемодана по­слышалось тихое повизгивание.

В школь­ных коридорах стояла сонная тишина. Лес

наполнился весенними птичьими голосами. По

солнечной полянке бегали два солнышкина лучика.

 

22-6. За высоким забором слышались громкие ребячьи голоса.

Книжную ярмарку назва­ли «Книжкиной неделей». На

синеватом снегу ясно отпечатались заячьи следы. Над

болотом раздалось победное лягушачье ква­канье. Из

молодой майской листвы доноси­лись соловьиные трели.

 

 

23. Рассмотри план действий и постарайся понять, что надо делать, чтобы определить, какой частью речи является слово.

 

План действий.

 

1) : спрятались в низеньких кустиках;

 

2) : спрятались что сделали? — глагол; в — предлог;

низеньких — низенькие какие? — при­лагательное;

(в) кустиках — кустики что? — суще­ствительное;

 

з)

 

Выбери любой вариант упражнения и работай по плану.

 

23-1. Поёжился от резкого ветра. Тоненьким го­лоском

завизжала. Утренний ветерок доно­сил. Огромные

толпы двигались. Считался обыкновенным ослом.

Тащили всякую вся­чину.

 

23-2. Прибыл известный путешественник. Под­чиняется

разумным людям. Из разных го­родов сообщают.

Плюхнулся в холодную воду. Спасательные круги

хранятся. Ткнул красную кнопочку.

 

23-3. Прикрепили к деревянным столбикам. Вы­скакивает из

влажной земли. В крохотном дворике увидел. По

железным трубам те­чёт. Устанавливают на воздушных

шарах. Просверливает крохотную дырочку.

 

 

23-4. Кричит писклявым голоском. Остреньким подбородком

упирается. Оставляет мокрые полосы. Разглядывает

кожаные куртки. Та­щите гаечный ключ. В открытую

дверь вы­сунулась. Абрикосовую пастилу убрали.

 

23-5. Поднял старую шапку. Выглядывает из пле­тёной

корзины. Дружим с забавными ма­лышами. Работает в

городской больнице. Оцарапает правую ногу. Заберётся на

плос­кую крышу. Дёргаю застрявшей головой.

 

23-6. Считали своим долгом. Нажимают нужные кнопки. В

жёлтом автомобиле развалился. Изобрели облегчённую

пенорезину. Нали­вали газированную воду. Направляет

по за­данному маршруту. Пригласил старинных друзей.

 

23-7. Останутся заметные синяки. Подержите в тёплом

растворе. В другом случае придёт­ся. Трёхлетним

малышам помогли. Вздёр­нула верхнюю губку. Онемел

от радостного удивления. Пожилым пассажирам

сообщи­ли.

 

 

23-8. Улыбается слабой улыбкой. Мальчишка в старой

ковбойке. В рубашке с продранны­ми локтями. У

крутого поворота затормо­зил. Схватил в последнюю

минуту. Сунул руку в знакомый карман. Под мышкой

гра­дусник.

 

23-9. По различным вопросам обращаются. Под­нимаемся по

крутой лестнице. Грязными руками ухватился.

Прозрачными мелкими крылышками. Маленькую

девочку с бан­тиком. Отпрыгнул от окошка. Толкнула

локтем в бок.

 

23-10. Варилось на газовой плите. Увидим празд­ничный салют.

Простые палочки пишет. Выросли на большой клумбе.

Валяется на удобном диване. Горячая шкурка лопалась.

Протянула белую мисочку. Мечется по тём­ной комнате.

 

23-11. Увидели в тёмной раздевалке. Кинулись в малый зал.

На дедушкином аккордеоне иг­рает. Отставил левую

ногу. Тихую музыку заглушает. Выскакивали разные

звуки. Скособочился в сторону. Поселились на

Яб­лочной площади.

 

23-12. Появилось огромное желание. Прокраши­вал телесной

краской. О трёхголовом дра­коне рассказывали. Над

шиферной крышей поднимались. Застилала чистые полы.

Схва­тишься за толстую верёвку. На солнечную улицу

высыпали.

23-13. Залезает под детскую кровать. Спустишься по крутой

лестнице. Читает свежую газе­ту. Остановлюсь у

высокого дуба. Мчимся по каменистой дороге.

Примостилась на узкой тумбочке. Поведал старую

историю. Отправили в курский зоопарк.

 

23-14. Вертится перед большим зеркалом. Спря­тался в густой

траве. Захлопают сильными крыльями. Скучает по

верному другу. За­болеешь опасной болезнью. Поставят

на са­довую скамейку. Направимся к дальнему озеру.

Скрылись за крутым поворотом.

 

23-15. Расходятся по круглым кабинкам. Обзво­нила все

известные больницы. Проснулся от непонятного шума.

Пробираются по вспа­ханным полям. Вилась по

некрашеному за­бору. Взобралась на огромную бочку.

Пол­зают по пустой комнате. Сообщи о новой встрече.

 

 

24. Рассмотри план действий, посоветуйся с кем-нибудь из окружающих и постарайся понять, что надо делать, что­бы определить, какой частью речи является слово.

 

План действий.

 

1) : Папа шваброй быстро выгреб мячик из-под шкафа.

 

2) : папа кто? — сущ.; шваброй — швабра что? — сущ.;

 

 

выгреб что сделал? — глагол; мячик что? — сущ.; из-под — предлог; шкафа — шкаф что? — сущ.

 

3)

 

24-1. Жёлтая бабочка привлекла внимание щен­ка. Саня сразу

запачкал руки до самых лок­тей. Денис выпил полный

стакан холодной воды. Мишка стоял очень задумчивый

и смотрел в одну точку.

 

24-2. Мишка взял бутылку с подсолнечным мас­лом. Лёвка

сунул сковородку прямо в костёр на горячие угли.

Испуганный Федя вы­скочил из класса. Федя принялся

тереть лицо носовым платком.

 

 

 

24-3. Кот Мышкин нахально влез на стол и сло­пал большой

кусок торта. Манечка сидела на тахте и листала папины

шахматные жур­налы. Костя хорошенько привинтил

кноп­ку к деревянной дощечке.

 

24-4. У Кати и Манечки была собственная ком­ната. Валя

принялась бешено вертеть педа­лями. Папа построил

для мальчиков швед­скую стенку. Рядом с книжным

шкафом стоял большой тренажёр «беговая дорожка».

 

24-5. Мишка аккуратно выкинул левую руку в сторону и

снова запел. Ребята в зале просто завизжали от смеха.

Люся схватила Миш­ку за руку и утащила за кулисы.

Лицо у Андрюшки стало несчастным.

(По В. Дра­гунскому.)

 

24-6. На лавочке одиноко сидел Костя в синей кепке с большим

козырьком. Вдруг во дво­ре послышалось громкое

козлиное блеянье. Это Манечка присела за балконной

решёт­кой и заблеяла. Старушки на лавочках не­доуменно

завертели головами.

 

 

25. Выпиши из предложений все имена существительные. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.

 

План действий.

 

1) : Однажды Незнайка встретился с Кно­почкой на берегу Огурцовой реки.

 

2) : однажды когда? — нет;

Незнайка кто? — да;

встретился что сделал? — нет;

(с) Кнопочкой — Кнопочка кто? — да;

(на) берегу — берег что? — да;

Огурцовой какой? — нет;

реки — река что? — да.

 

3) и : Незнайка, (с) Кнопочкой, (на) бере­гу, реки.

 

25-1. В субботу друзья отправились в игрушеч­ный магазин и

увидели на прилавке заме­чательную игрушку — телефон.

В большой коробке лежали два телефонных аппарата, две

трубки и целая катушка провода. (По Н. Носову.)

 

25-2. Дедушка и Лёлишна сидели возле подъезда и рассуждали о

голубях, которые копоши­лись в песке. Тут к ним подошёл

высокий дяденька в голубом пиджаке, с огромным

чемоданом и спросил, где 38-я квартира Лёлишна ответила,

что квартира на пятом этаже. (По Л. Давыдычеву.)

 

25-3. Бекас взлетел под самые облака. Хвост рас крыл, как будто

веер, перевернулся носом к земле и понёсся вниз,

переворачиваясь с бока на бок, как брошенная с высоты

до щечка. Головой воздух рассекает, а в хвос те тонкие

перышки ветром перебираются И слышно с земли, словно

в вышине барашек заблеял. (По В. Бианки.)

 

25-4. Оркестр заиграл весёлый танец, а Горшко: шагнул через

барьер на арену. Петька и Владик увидели идущего к ним

милиционера и бросились бежать вдоль барьера разные

стороны. Горшков дунул в свисток так, что чуть не заглушил

оркестр. Публика засмеялась и подумала, что это очередной

клоунский номер. (По Л. Давыдычеву.)

 

26. Выпиши из предложений все имена прилагательные. Подумай, что ты будешь делать, чтобы выполнить задание. Составь план своих действий.

 

26-1. Ранним утром во двор вышел пожилой двор ник в белом

фартуке и огромных черны сапогах. В руках у него был

длинный резиновый шланг. Дворник открыл кран, и ту­гая

струя воды с тихим шипением вырва­лась из узкого

наконечника.

 

26-2. Вокруг танцевальной площадки стояли удобные скамейки.

Слева построили двух­этажную беседку для духового

оркестра, а справа виднелись красивые палатки с

га­зированной водой и разными вкусными ве­щами. На

кустах висели разноцветные фо­нарики.

 

26-3. Из-за угла крайнего дома показалась стран­ная фигура.

Она была одета в кургузый зе­лёный пиджак с узенькими

рукавами, зе­леновато-жёлтые брюки и синий берет с

оранжевой кисточкой. Фигура держала в руке круглый

воздушный шар на длинной нитке.

 

26-4. В густой тени лип стояла удобная лавочка. Солнечные

зайчики, отражаясь от гладкой поверхности реки, плясали

на листьях, ос­вещая их таинственным светом. Казалось,

что воздух под листьями машет бесчислен­ными невидимыми

крылышками. Всё во­круг было необычным, волшебным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: