Тема: «Идея народности в начале 19 века. Педагогические воззрения К.Д. Ушинского»
Цель: познакомить с идеями педагогической системы К.Д. Ушинского.
биографией и его взглядами на образование России в XIX веке, рассмотреть суть идеи народности.
Задачи:
- обучающая: рассмотреть основные труды, педагогические идеи К.Д. Ушинского и проанализировать значение идеи народности для педагогики России в целом;
- развивающая: развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, выявлять причинно-следственные связи, устанавливать закономерности в истории педагогики и истории России, теоретическое и словесно-логическое мышление, произвольное и послепроизвольное внимание;
- воспитывающая: воспитывать гуманизм, патриотические чувства, ответственность и независимость суждений.
Оборудование: конспект лекции и пояснительные примеры, приложение (таблица), раздаточный материал (краткая биография К.Д. Ушинского).
Литература:
1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999.
2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. – М., 1982.
План
1. Жизненный путь и основные труды К.Д. Ушинского (раздаточный материал).
2. Идея народности К.Д. Ушинского в русской школе второй половины XIX века.
3. Взгляды К.Д. Ушинского на обучение и воспитание.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач.
III. Изложение лекционного материала.
Жизненный путь и основные труды К.Д. Ушинского.
«Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то
я должен направлять свои способности».
К.Д. Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгород-Северского (в настоящее время город Но́вгород-Се́верский в Черниговской области Украины), бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей.
Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.
Однако уже через два года блестяще начатая профессорская карьера Ушинского была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения.
Ушинский вынужден был после этого служить мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением. Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.
В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.
Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857-1858 г поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя.
В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц.
В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».
Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку.
К.Д. Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения – «Родное слово» (1864 -1870) и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т.1-2. 1867-1869) и собрал материалы к третьему тому этого большого и важного научного труда.
После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять свои способности».