Понятие личности в отечественной психологии. Структура личности по С.Л. Рубинштейну.




Тема: «Понятие и структура личности в отечественной психологии: С.Л.Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев»

Цель: познакомить с основными концепциями личности в отечественной психологии, рассмотреть структуры личности по С.Л. Рубинштейну, К.К.Платонову, В.Н. Мясищеву.

Задачи:

- обучающая: рассмотреть биологические и социальные аспекты формирования человеческой личности в рамках отечественных социально-психологических концепций Рубинштейна С.Л., Платонова К.К., Мясищева В.Н.;

- развивающая: развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, выявлять причинно-следственные связи, устанавливать закономерные связи между явлениями, теоретическое и словесно-логическое мышление, произвольное и послепроизвольное внимание;

- воспитывающая: формировать научное мировоззрение и положительную мотивацию к предмету; воспитывать личностные качества студентов: активность, целеустремлённость, ответственность, скрупулезность, инициативность.

Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, презентация по данной теме.

Литература:

1. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 1989.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009.

 

План

1. Понятие личности в отечественной психологии. Структура личности по С.Л. Рубинштейну.

2. Структура личности по К.К. Платонову.

3. Структура личности по В.Н. Мясищеву.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач.

III. Изложение лекционного материала.

Понятие личности в отечественной психологии. Структура личности по С.Л. Рубинштейну.

По С.Л.Рубинштейну, личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Изучение психического облика личности, по мнению Рубинштейна С.Л., включает три основных вопроса.

Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

Вслед за этим, естественно, встает второй вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека.

Однако способности – это вначале только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека (С.Л.Рубинштейн, с.99).

Структура личности по С.Л. Рубинштейну:

  Направленность
  ЗУН
приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности  
проявляются в темпераменте, характере, способностях
Индивидуально-типологические особенности
проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении  

 


Направленность личности. Направленность - это система доминирующих, социально-обусловленных отношений личности к действительности, основными проявлениями которой являются интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения (Леонтьев А.Н.). При этом именно направленность и характер являются основными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальную сущность.

Направленность человека имеет многоуровневую организацию, в основании ее лежат потребности.

Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, чтобы человек захотел того, что ему необходимо. То есть потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определение потребности личности как “переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием”.

Потребности выступают как источники активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности - потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфически человеческие - социальные и духовные - потребности. Социальные потребности включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности - это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: