Социал-реформистская и коммунистическая идеологии.




Эти идеологии исходят из одного теоретического источника – классиче­ского марксизма.

Общее для этих идеологий следующее:

1. Будущее принадлежит справедливому и солидарному обществу, в кото­ром трудящиеся живут хорошо.

2. Материалистическая трактовка общественной жизни.

3. Социально-классовый подход к общественным явлениям.

4. Гуманистический характер конечных целей.

5. Социальный коллективизм.

6. Исторический оптимизм.

Несмотря на один источник – марксизм, годы столкновений и взаимного отталкивания в политической борьбе сделали социал-реформизм и коммунизм разными школами идеологии. Рассмотрим эти различия.

1. Путь к достижению лучшего общественного устройства социал-рефор­мисты видят в последовательной цепи реформ, а коммунисты – в революции.

2. Социал-реформизм постепенно «трансформирует» капитализм, комму­низм -полностью порывает с капитализмом, отрицая его.

3. Переход к новой общественной организации социал-реформаторы осу­ществляют на базе существующего права и законности, коммунисты – отвер­гают буржуазное право.

4. Партия, по мнению социал-реформаторов, это ассоциация сторонников социализма; коммунисты традиционно делали упор на строгую организован­ность и жесткую дисциплину.

Однако следует заметить, что к 60-м годам 20-го столетия наметилось опре­деленное сближение позиций социал-реформистской и коммунистической идеологий, и прежде всего, в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей.

Современная идейно-политическая жизнь не сводится к функционирова­нию только основных идеологий. В ней существуют и идейно-политические те­чения.

Рассмотрим наиболее значительные из них.

Радикализм (от лат. «радикалис» – коренной) – идейно-политическое те­чение, требующее решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества.

В теоретической сфере радикализм выступает антиподом консерватизма, а в сфере практически-политических действий – антиподом организованной ин­ституциональной демократии с ее правилами уважения закона и прав личности.

Привлекательность радикализма в том, что он отвечает глубокой человече­ской потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые, окончательные решения. А у радикализма всегда есть в запасе набор таких про­стых решений, а то, что они страдают упрощенчеством, отвлеченным от жизни рационализмом, может обнаружиться лишь потом.

Популизм (от лат. «популюс» – народ) – идейно-политическое течение, для которого характерна демагогическая апелляция к народу для достижения собственных целей.

Для популистских течений характерна идеологическая неразвитость, от­сутствие теоретических программ, ориентированность на текущие политиче­ские задачи.

Политический экстремизм (от лат. «экстремус» – крайний) – идейно по­литическое течение, проповедующее приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.

Политический экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, как правило, силовыми методами.

Традиционно экстремизм делится на «левый» и «правый». Левый экстре­мизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных. («Фракция Красной армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии, «Сан­тендеро луминосо» в Перу, полпотовцы в Камбодже и т.д.)

Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребитель­ство и т.д. («эскадроны смерти» в странах Латинской Америки, «Итальянское социальное движение», Республиканская и Национально-демократическая пар­тии в Германии и т.д.)

Фашизм (от лат. «фашио» – пучок, связка, объединение) – идейно-полити­ческое течение правоэкстремистского толка.

Для фашизма характерен иррационализм (неверие в силы человеческого разума), крайний национализм и расизм – идея «высшей расы», а также культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния обще­ства, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и част­ной жизни людей.

Среди так называемых «альтернативных» идей особое место занимает «зеленая» идеология. (Идеологией, впрочем, ее назвать можно лишь условно, так как общим во всех ее весьма различных направлениях является, пожалуй, лишь система ценностей).

«Зеленая» идеология как школа мысли основана на осознании всего мас­штаба экологической угрозы. Согласно позициям «зеленых», и капиталистиче­ская, и социалистическая модели общества – лишь разные формы цивилизации «индустриализма», которые относятся к природе и человеку как объектам экс­плуатации.

Таким образом, идеология и политика тесно взаимосвязаны, а политиче­ские идеологии и идейно-политические течения играют важную роль в жизни человека и общества.

 

 


2.3. Политическая система

 

 

2.3.1. Сущность и структура политической системы

 

Политические организации общества представляют собой систему, кото­рая обеспечивает обществу целостность и упорядоченность.

Система (от греч. «система» – целое, составленное из частей, соединение) – это множество, закономерно связанных друг с другом элементов (предме­тов, явлений, взглядов, знаний и т. п.), представляющих собой определенное це­лостное образование, единство.

Использование системного подхода позволяет выделить политическую жизнь из общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему.

Человеческое общество представляет собой совокупность социальной, экономической, политической, этнической, правовой, культурной систем.

В политической науке существуют различные подходы к определению по­литической системы. Анализируя основные определения, теории и концепции, можно попытаться определить, что такое политическая система.

Политическая система – совокупность политических отношений, поли­тических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется государственная власть.

Современная политологическая наука выделяет различные концепции по­литических систем. Словарь Уэбстера упоминает до двух десятков определений политической системы.

Одни ученые представляют политическую систему как комплекс идей, ле­жащих в основе политики; другие – как систему взаимодействий; третьи – как совокупность определенных элементов, субъектов политики и т.д. Всем этим определениям присуще стремление к универсальному истолкованию политиче­ской жизни, независимость ее от истории, социальной ситуации.

В основе современных теорий политических систем лежит представление о политике как некой самостоятельной целостности. Наряду с экономикой, мо­ралью, религией политика является особой формой человеческой деятельности. Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политиче­ской системы.

Изучая общество, американский социолог Толкотт Парсонс (1902 – 1979) выделил такие достаточно самостоятельные системы, как духовная, экономиче­ская и политическая, различающиеся по своим функциям.

По Парсонсу:

· экономическая система служит для адаптации общества к окружающей среде;

· духовная система поддерживает устоявшиеся образы жизни, воспиты­вает, развивает общественное сознание, разрешает конфликты;

· политическая система обеспечивает интеграцию общества, эффектив­ность общей деятельности и реализацию общих целей.

Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных пози­ций, был американский ученый Дэвид Истон. В работах «Политическая сис­тема» (1953 г.), «Предел политического анализа» (1965 г.), «Системный анализ политической жизни» (1965 г.) он заложил основы теории политической сис­темы.

По мнению Д. Истона, политическая система – развивающийся и саморегу­лирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы – требова­ния или импульсы – поддержка. На выходе системы – политические решения, на основе которых осуществляются политические действия.

Политическая система может реагировать по-разному на требования, иду­щие от населения. Если демократическая система использует их для улучшения работы, то тоталитарная – подавляет, создавая образ могучей и непогрешимой власти.

Недостатками модели политической системы по Истону являются:

· чрезмерная зависимость от «требовании-поддержки» населения и недо­оценка ее самостоятельности;

· некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;

· недостаточный учет психологических, личностных аспектов политиче­ских взаимодействий.

Используя теорию Истона, Г. Паэлл и М. Каплан создали теорию внеш­неполитических систем, К. Дойг применил кибернетический подход, уподобляя политическую систему кибернетической машине.

Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по линии пре­одоления некоторых недостатков модели Д. Истона.

Особое место занимает марксистская трактовка политической системы. Эта особенность объясняется желанием советской политической науки дистанцироваться от западной политологии, идти своим особым путем.

В качестве основ марксистского подхода к пониманию политической сис­темы выступают следующие положения:

· существование и функционирование политической системы обусловлено классовым обществом;

· по мере развития классового общества в бесклассовое отомрет политиче­ская система;

· в эксплуататорском обществе политическая система выражает и защи­щает волю и интересы господствующего класса, а в социалистическом обще­стве – всего народа;

· характер политической системы определяется экономикой;

· политическая система эксплуататорского общества состоит из противо­стоящих друг другу элементов.

Многообразен подход ученых-политологов к структуре политической сис­темы. Однако существуют определенные элементы, выделяемые представите­лями различных теорий. Попытаемся рассмотреть структуру политической сис­темы с позиций объективности.

В политической системе можно выделить следующие подсистемы (элементы):

1. Политическая власть.

2. Политическая организация.

3. Политические отношения.

4. Политическая культура.

5. Политические и общественные организации.

Власть можно считать центральным элементом политической системы, в первую очередь потому, что она, власть, регламентирует поведение людей в обществе и политике и взаимодействие политических субъектов.

Сущность и роль политической власти мы рассмотрим позже. Можно лишь заметить, что с появлением политической системы управление обществом приобрело политический характер. В современных политических системах рег­ламентация поведения людей от отношений диктата и господства все больше переходит к отношениям социального партнерства.

Под политической организацией понимается, в первую очередь, государ­ство. Оно является ведущим политическим институтом, сосредоточившим в себе максимальную политическую власть.

Некоторые политологи к политической организации относят средства мас­совой информации, церковь. По мнению политологов-марксистов, к политиче­ской организации относятся и трудовые коллективы. Они считают, что трудо­вые коллективы все больше расширяют воздействие на политическую жизнь общества. Трудовой коллектив становится политическим субъектом, потому что:

· может самостоятельно принимать решения;

· имеет средства и возможности эти средства реализовать;

· отвечает за свои действия.

Видимо, наделение трудовых коллективов политическими функциями возможно лишь в условиях плановой, социалистической экономики. В рыноч­ных условиях политическая активность в рабочее время неизменно входит в противоречие с экономическим интересом (на время политических акций оста­навливаются станки, не выполняется норма и т.д.). Да и главное назначение трудового коллектива – труд, а политической деятельностью его члены могут заниматься в нерабочее время.

Политические отношения – как элемент политической системы склады­ваются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни.

Выделяют следующие политические отношения:

· между субъектами политики;

· между властными органами (по вертикали и горизонтали);

· между властными органами и общественными организациями и движе­ниями.

Политическая культура складывается под влиянием конкретной полити­ческой и социальной практики.

Политическая культура:

· дает знание законов и механизмов осуществления политики;

· формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;

· способствует пониманию целей и содержания политики.

Политические общественные организации и движения как элементы поли­тической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом. Большинство стран являются многопартийными, на планете «беспартийных» обществ не на­блюдается и двух десятков.

Общественные организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добро­вольные объединения граждан.

Помимо рассмотренной структуры политической системы существует и подход, при котором выделяются институциональная, нормативная, функцио­нальная, коммуникативная подсистемы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, цер­ковь.

О государстве и партиях мы говорили ранее, особая роль отводится обще­ственным организациям и движениям. Эта особенность объясняется двумя фак­торами.

С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными госу­дарственными структурами и населением. Они оказывают влияние на форми­рование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.

С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организа­ции решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс соци­ального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.

Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда «четвертой властью».

Их политическая роль обусловлена тем, что:

· в демократических системах они действуют достаточно автономно;

· они являются достаточно самостоятельными предприятиями по произ­водству информации;

· создаваемая ими информация не всегда может носить беспристраст­ный характер;

· они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.

Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленно­стью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, моральные нормы, политические традиции, которые регулируют политическую жизнь.

Функциональная подсистема выражается:

· в формах и направлениях политической деятельности;

· в политических процессах;

· в способе и методах осуществления власти.

Обобщенное выражение это находит в понятии «политический режим».

Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимо­действия как внутри политической системы, так и между политической и эко­номической системой, а также между политической системой одной страны и других стран.

Интересен подход индийского политолога П. Шарана, который выделяет следующие элементы политической системы:

1. Власть – распределение ресурсов среди конкурирующих групп, кото­рые могут влиять на решения.

2. Интересы – совокупность целей, преследуя которые, отдельные лица или группы становятся участниками политического процесса.

3. Политика – общественный результат взаимодействия между властью и интересами, обычно выраженный в форме государственного законодательства.

4. Политическая культура – субъективная ориентация людей на полити­ческую систему.

Политическая система характеризуется функциями.

Функционирование политической системы отражает ее динамику, про­цессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом).

Функции политических систем могут определяться различными способами, но, в сущности, классическое определение функций принадлежит Г. Алмонду («Политика развивающихся регионов»).

Он выделяет:

· входные функции – политическая социализация, политическое рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая ком­муникация;

· выходные функции – нормотворчество, применение правил и норм; кон­троль за их выполнением.

Рассмотрим эти функции.

Политическая социализация – приобщение членов общества к политиче­ской деятельности.

Политическое рекрутирование – заполнение индивидами свободных ячеек в политической системе.

Артикуляция (выражение) интересов – предъявление требований тем, кто вырабатывает политические решения.

Агрегирование интересов – обобщение и согласование претензий и требо­ваний, превращение их в определенную политическую позицию, придание им вида политической платформы, политического заявления, программы.

Политическая коммуникация – взаимодействие (в том числе на информа­ционном уровне) между различными элементами политической системы, а также между политической системой и окружающей средой.

Нормотворчество – разработка законов и правил, регулирующих поведе­ние. Применение правил и норм, введение их в действие и выполнение.

Контроль за соблюдением правил – истолкование законов, пресечение про­тивоправных действий, урегулирование конфликтов, наложение наказаний.

Существуют и другие подходы к типологии функций политических сис­тем. Так, на основе целевого подхода к политике выделяют следующие функ­ции:

· определение целей, задач, программ деятельности;

· мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;

· интеграция общества;

· распределение ценностей;

· легитимация.

Таким образом, политическая система представляет собой целостное обра­зование, выполняет специфические функции по обеспечению и регулированию политической жизни общества.

 

 

2.3.2. Типология политических систем

 

Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации. В этой области существует несколько подходов.

Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опира­ется на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономиче­ской структуры.

Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы:

· рабовладельческая;

· феодальная;

· буржуазная;

· социалистическая.

Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс – ра­бовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

В соответствии с социальной основой выделяются:

· военная (военизированная) политическая система (когда у власти госу­дарства стоят военные);

· гражданская;

· национально-демократическая система;

· буржуазно-демократическая политическая система.

Военное правление является временным, переход к гражданскому государ­ственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парла­мента, формированием партий, принятием нового законодательства.

На основе характера политического режима выделяют политические сис­темы:

· демократические;

· либеральные;

· тоталитарные;

· авторитарные.

Широко распространено деление политических систем на:

1. Традиционные – в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

2. Модернизированные – имеют развитое гражданское общество, рацио­нальный способ обоснования власти.

 

Французский политолог Ж. Блонделъ делит политические системы на пять категорий.

1. Либеральная демократия – при принятии политических решений опи­раются на либерализм.

2. Радикально-авторитарная или коммунистическая – основана на ра­венстве в распределении социальных благ.

3. Традиционная – отличается господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства.

4. Популистская – стремление к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств.

5. Авторитарно-консервативная – проводится активная политика по со­хранению сложившегося неравенства, противодействие широкому политиче­скому участию.

 

Г. Алмонд выделяет следующие типы политических систем:

· англо-американская;

· континентально-европейская;

· доиндустриальная и частично индустриальная;

· тоталитарная.

 

На основе участия в политическом процессе выделяют политические сис­темы:

· либеральная демократия – для нее характерна высокая степень добро­вольного, но пассивного политического участия;

· коммунистическая система – с высокой степенью принудительной парти­ципации;

· развивающиеся – характеризуются низкой степенью политического уча­стия.

 

Политические системы подразделяют также на:

· открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;

· закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.

 

Менее распространенными классификациями политических систем явля­ются следующие:

· завершенные и незавершенные;

· централизованные и децентрализованные;

· микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные;

· инструментальные и идеологические;

· с высоким, средним, низким уровнем автономизации.

Многообразие типологий политических систем свидетельствует о много­мерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показа­телей и иметь различные определения и классификации.

Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе кон­кретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот ана­лиз более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

 

 

2.4. Политика и власть

 

 

2.4.1. Возникновение и сущность власти

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

Великий древнегреческий философ Аристотель Стагирит (384 – 322 до н. э.) в своей работе «Политика» утверждал, что «Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем со­вершеннее исполняемая им работа…

Во всяком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господ­скую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями – как государственный муж».

Что же такое власть, какова ее природа? На эти и другие вопросы призвана ответить наша лекция.

Во все времена политическая наука считала неразрывными политику и власть. Власть есть основной инструмент и цель политики в обществе. Обще­ство потому и является обществом, что объединяющими факторами являются взаимодействие людей, обмен и власть. «Тот, кто участвует в политике, тот обязательно борется за власть», – известная формула М. Вебера.

Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них.

Власть – это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.

Власть – это политическое господство над людьми.

Власть – это система государственных органов.

Власть – это лица, органы, облеченные соответствующими государствен­ными, административными полномочиями.

Власть – это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей.

Американский политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: «А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В».

Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение).

Однако предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет поли­тического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.

Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим су­ществует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротив­ление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.

Таким образом, можно определить политическую власть как способ­ность и возможность принимать и приводить в исполнение политические ре­шения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов поли­тики.

Концентрированным выражением власти являются отношения принужде­ния-исполнения.

Принуждение – это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.

В Конституции Российской Федерации утверждается, что «...Россия есть демократическое федеральное правовое государство...». Задача правового госу­дарства – строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуж­дением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

Современная политологическая наука знает несколько подходов к иссле­дованию проблем власти. Главным в этих концепциях является вопрос об ис­точниках или основаниях власти, поиск модели воспроизводства и концентри­рования власти.

Системное направление современных концепций политической власти:

· ориентировано на поиски тайны власти в общественных структурах;

· основу властеотношений видит в противоречии или несимметричности функций как выражении общественной системы;

· потребность власти видит в противоречиях между запросами, интере­сами, ожиданиями и возможностями;

· определяет власть как производную от статуса субъекта способность действовать, ставить условия.

Бихевиористское направление концепций политической власти включает в себя:

· ролевые (реляционистские) теории;

· поведенческие теории;

· теория обмена ресурсов и др.

Основные положения бихевиористского направления:

· основа властеотношений – контроль одного субъекта над другим;

· некоторые исследователи видят исходное начало власти в воле, как ес­тественном свойстве человека, в его агрессивности и стремлении к большему и лучшему;

· власть проявляется в силе, способностях (руководителя), и люди жаж­дут быть в услужении (подчинении), стремятся присоединиться к воле кого-либо;

· человек-первоисточник власти;

· критическое отношение к особой роли государства в упорядочении от­ношений между людьми.

Марксистско-ленинское направление понимает политическую власть как волю класса, как господство одних над другими, как подчинение организован­ной силе. Акцент делается на классовом господстве-подчинении, а политиче­ская власть видится исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролета­риата и диктатуры буржуазии. Но такой подход может отражать реальные от­ношения только в обществе с устойчивыми классовыми размежеваниями. Мар­ксизм абсолютизировал зависимость власти от классовых отношений.

Характерные признаки власти:

· доминирование властной воли;

· наличие особого аппарата управления;

· суверенитет органов власти;

· монополия на регламентацию жизни общества;

· возможность принуждения в отношении общества и личности.

Конституция Российской Федерации (ст.3) определяет, что «Носителем су­веренитета и единственным источником власти в Российской Федерации явля­ется ее многонациональный народ».

Народ, как источник власти, осуществляет ее:

· непосредственно через выборы и референдумы;

· через органы государственной власти;

· через органы местного самоуправления.

В качестве атрибутов политической власти выступают:

· экстенсивность – число объектов, широта воздействия власти.

· обширность – число сфер, в которых осуществляется власть.

· интенсивность – мера воздействия власти на ее объект.

Воздействие власти на объект осуществляется в различных формах. Ос­новными формами осуществления власти являются:

· господство;

· руководство;

· управление;

· координация;

· организация;

· контроль.

Политическая власть использует различные средства своего осуществле­ния.
К основным из них можно отнести:

· право;

· авторитет;

· убеждение;

· традиции;

· манипуляции;

· принуждение;

· насилие.

В чем же заключается необходимость политической власти?

Во-первых, власть инклюзивна (от лат. «инклюзере» – включать), прони­кает и функционирует во всех сферах общественной жизни.

Во-вторых, власть регулирует общественные отношения (между государ­ством и партиями, между группами людей и т.д.).

В-третьих, власть необходима для организации общественного производ­ства.

В-четвертых, власть подчиняет всех членов общества (государства) еди­ной воле.

В-пятых, поддерживает целостность и единство общества как социального образования.

В-шестых, власть выполняет роль связующей компоненты людей и соци­альных групп внутри общества.

Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регуля­тивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также сле­дующие основные функции власти:

· анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуа­ций;

· определение собственной стратегии и частных, тактических задач;

· репрессивная функция – надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;

· присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными – воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);

· распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен ус­тупками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);

· преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.

Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на основных уровнях его социальной структуры: общественном, публич­ном, групповом, личном.

Это дает основание рассмотреть структуру политической власти как сле­дующие функционально действующие уровни:

1. Макрополитическая система высших инстанций (правительство и его органы, высшие партийные органы и т.п.).

2. Мезовласть – власть среднего звена.

3. Микроуровень власти – власть внутри малых групп; самоуправление.

Анализ видов, форм и функций власти позволяет построить ее определен­ную классификацию, или типологию. По проблеме типологии власти сущест­вует множество мнений и концепций. С учебной точки зрения попробуем типо­логию власти рассмотреть многосторонне. Это важно для оценки облика вла­сти, ее роли в обществе, перспективности и процесса функционирования.

Типология политической власти по следующим признакам:

По степени институциализации власть различают:

· Институционно организованная власть в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархий типа: распо­ряжение-подчинение. Это президентская власть, правительственная, муници­пальная и т.п.;

· Неинституционная, неформальная власть – власть в малых неформаль­ных группах.

По объему прерогатив власти различают:

· международная власть всемирных организаций;

· международная власть союзов, блоков стран;

· власть государства во внешнеполитических отношениях;

· государственная власть;

· ассоциативная власть (партийная, групповая, местной администрации).

По субъекту власти:

· личная (царская, королевская, президентская и т.п.);

· коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.);

· парламентская;

· правительственная;

· судебная.

По структуре правящего субъекта власть различается:

· единоличная (монарх, диктатор)

· единоначальная (президент, премьер-министр);

· полиархическая (группа власти, олигархия).

По применяемым методам выделяются:

· власть-господство;

· власть-насилие;

· власть-авторитет;

· харизматическая власть и др.

По режиму правления:

· демократическая;

· авторитарная;

· деспотическая;

· тоталитарная;

· бюрократическая и др.

По социальному типу:

· рабовладельческая;

· феодальная;

· капиталистическая;

· социалистическая.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть су­ществует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы.

 

 

2.4.2. Легитимность власти

 

Так как общество не может существовать без власти, то устанавливается определенный властный режим (от лат. «режиме» – управление).

Политический режим (от лат. «режим» – порядок управления) – это со­вокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти.

Политология выделяет четыре основных политических режима: тотали­тарный, авторитарный, либеральный и демократический (таблица 1).

Либеральный и демократический режимы похожи, поэтому в таблице дана характеристика лишь демократического режима. Принципиальная разница за­ключается в том, что либеральная власть позволяет обществу и социальным группам влиять на принимаемые решения, а демократическое общество само выбирает носителей власти.

С эти<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: