Тема 4. Основы теории потребительского поведения




Философия основных потребностей – широко обсуждаемая в последние годы стратегия развития. Она отрицает общепринятые теории накопления и утверждает, что имеется несколько приоритетных целей развития. Эти цели включают (1) производство таких основных потребительских товаров, как пища, одежда и жильё, (2) доступность таких основных услуг, как водоснабжение, образование и здравоохранение, (3) право на занятость с получением дохода, достаточного для удовлетворения основных потребительских нужд, (4) создание инфраструктуры, отвечающей потребностям в получении основных товаров и услуг, и (5) участие широких слоёв населения в принятии решений. Это стратегия ориентирована на развитие производства и поддерживается как консервативными, так и радикальными мыслителями, однако подвергается критике, как не имеющая достаточной теоретической базы и не содержащая по существу ничего нового.

Поведенческий подход к ожиданиям – взгляд на ожидания, основывающийся на социальных и психологических факторах. Он делает акцент на межличностных контактах и массовой коммуникации. По своей природе этот подход является менее строгим, чем поход с позиций рациональных или адаптивных ожиданий.

Потребитель – лицо, семья, организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт. Термин «потребитель» часто ассоциируется с понятием «рынок», так ка рынок неразрывно связан со спросом, который формируют существующие и потенциальные, индивидуальные и массовые потребители.

Любой экономический агент, совершающий акт потребления конечных благ и услуг. Обычно под потребителем имеется ввиду индивид, однако на практике потребителями бывают организации, индивиды и группы индивидов. При этом следует отметить, что потребителем, принимающим многие решения, является семья («домашнее хозяйство»), а не индивид. Семья принимает «групповые» решения, базирующиеся на компромиссе между желаниями индивидов, составляющих это хозяйство, или, что ещё более вероятно, на «родительском» суждении старших членов семьи. Поэтому потребительский спрос частично может рассматриваться в контексте групповых решений, отражающих некоторую функцию общественного благосостояния, относящуюся ко всем членам семьи.

Потребление (consumption)– одна из четырёх сфер воспроизводства. Делится на личное потребление (предметы потребления длительного и краткосрочного пользования) и производственное потребление (использование машин, оборудования, материалов); использование материальных благ, созданных в процессе производства, одна из важнейших сфер экономических отношений, фаза процесса воспроизводства.

Акт использования товаров и услуг для удовлетворения текущих потребностей. Теоретически измерение потребления не представляет трудности, однако оно связано с практическими проблемами. Главная проблема связана с потребительскими благами длительного пользования. Если их включить, то получается завышенная оценка текущих затрат на потребление, а если исключить, то оценка будет заниженной. Идеальным было бы включить только стоимость того потока услуг от предмета длительного пользования, который был потреблён в данный период.

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственный денежных доходов.

Теория потребительского спроса (поведения) – область экономической теории, разрабатывающая проверяемые теории поведения потребителя в случае изменения таких переменных, как цена блага, цены других благ, доход и т.д. Две основные школы в этой области базируются на анализе кривых безразличия и теории выявленных предпочтений, однако серьёзное внимание уделяется также теориям спроса на отдельные характеристики благ.

Потребительский выбор (consumer choice) – выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Потребительские расходы (consumption expenditure) – совокупные затраты на товары и услуги для текущих потребностей.

Полезность блага (utility of good) способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека; его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами.

Неэкономические блага – блага, которые имеются в неограниченном (по отношению к существующим потребностям) количестве (атмосферный воздух, пресная вода в открытых водоёмах и т.д.).

Экономические блага - редкие блага, доступный объём которых меньше потребности в них.

Кардинализм – направление экономической мысли, основанное на допущении возможности точно измерить полезность благ и на использовании с этой целью гипотетических единиц полезностей – ютилей.

Ординализм – направление экономической мысли, концентрирующее внимание на приоритетах потребления. В отличие от кардинализма акцент делается с не на абсолютной величине полезности, а на сравнительных предпочтениях, т.е. на порядке, в котором в сознании потребителя товары выстраиваются от самых желанных до наименее привлекательных.

Общая полезность (TU) – накопленная сумма полезностей от всей совокупности последовательно приобретённых единиц определённого блага; совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (MU) – полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага; дополнительная полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы товара.

Закон убывающей предельной полезности – по мере роста потребления однородных благ суммарный полезный эффект от них увеличивается, но одновременно неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения; по мере количественного роста потребляемых единиц блага уменьшается субъективная ценность каждой новой единицы; закон, определяющий, что по мере увеличения потребления товара потребителем, снижается предельная полезность каждой дополнительной единицы товара; с увеличением объема потребления полезность каждой последующей потребляемой единицы продукции меньше полезности предыдущей.

Функция полезности – функция, с помощью которой можно представить предпочтения на некотором множестве альтернатив. Функция полезности является очень удобным вспомогательным средством, которое открывает возможность использования теории оптимизации при решении задачи потребителя. Без использования функции полезности решение такой задачи с математической точки зрения может быть затруднительным. С другой стороны, не каждое предпочтение может быть представлено с помощью полезности. Тем не менее, несмотря на некоторую ограниченность подхода, функция полезности является неотъемлемой частью большинства современных экономических моделей.

Функция полезности аддитивная – это функция полезности типа U = Ua + Ub + Uc, где U – полезность, а a, b и c – блага или в линейных системах расходов наборы благ, взаимное замещение которых невозможно.

Так как полезность блага a не зависит от полезности блага b, то предельная полезность блага а будет зависеть только от количества самого этого блага и никакого другого. Если каждое благо обладает убывающей предельной полезностью, то кривая безразличия будет выпуклой, т.е. изогнутой «внутрь» по направлению к началу координат. Таким образом, при условии, что функция полезности аддитивна, а каждое благо характеризуется убывающей предельной полезностью, можно утверждать, что кривая безразличия будет выпуклой.

Функция полезности квадратичная – функция полезности, алгебраической формой которой является квадратное уравнение. Эта функция обычно используется при анализе инвестиционного портфеля в тех случаях, когда предполагается, что на инвестора оказывают влияние только средняя величина и дисперсия распределения вероятностей доходов.

Функция полезности косвенная – функция полезности, выражающая полезность, которая была получена от набора благ, через их цены и уровень дохода. Теория говорит о том, что равновесие потребителя наступает тогда, когда при заданном доходе и наборе относительных цен достигается максимальная полезность. Однако вместо того, чтобы выражать полезность как простую функцию потребительских благ, косвенная функция полезности указывает на тот факт, что уровень дохода и цены сами определяют уровень полезности.

Функция убывающей предельной полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества: MU = d(TU)/dQ.

Уравнение поведения – математически определённое соотношение в экономической или эконометрической модели, отражающее реакцию частного лица или группы лиц на экономические стимулы (например, потребительская функция). Такое название используется для того, чтобы отделить этот тип уравнений от технических соотношений (например, производственная функция, или функция издержек), институциональных соотношений (например, общая сумма налоговых поступлений как функция дохода) и тождеств, необходимых для определения переменных.

Равновесие потребителя – ситуация, в которой потребитель максимизирует полезность в рамках данного бюджетного ограничения.

Правило максимизации функции полезности – правило, согласно которому функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, евро, пиастр и т.д.) затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

То есть: MU1/P1 = MU2/P2 = …= MUn/Pn.

Функциональный спрос – та часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональный спрос – такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно с присущими экономическому благу качествами.

Эффект присоединения к большинству (эффект повального увлечения) (bandwagon effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие; эффект, состоящий в том, что когда цена товара падает и спрос на него отдельных лиц или групп населения возрастает, другие лица и группы населения «имитируют» такую реакцию и также увеличивают свой спрос. Такая ситуация означает, что рыночная кривая спроса не может быть просто суммой индивидуальных кривых спроса. Вместо этого спрос расширяется в большей, чем прогнозировалось, степени за счёт дополнительных потребителей, присоединившихся к «повальному увлечению», что придаёт рыночной кривой спроса более пологий уклон, чем тот, который имел бы место без описанного эффекта.

Эффект сноба (snob effect) – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой.

Эффект Веблена (Veblen effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую цену.

Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спроса, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

Потребительство – страсть к потреблению, поведение людей, семей, общества, во главу угла которого ставится потребление товаров, услуг, тогда как духовные, моральные ценности, идеалы отодвигаются на другой план. Преобладание потребительских тенденций ведёт к созданию «общества потребления», круг целей и задач которого предельно сужен интересами материального потребления, стремлением к обладанию материальными благами. Синоним – потребительский подход.

Потребительское предпочтение – упорядоченная система относительных оценок полезности различных наборов благ.

Аксиомы предпочтений (axioms of preference) – в теории потребительского поведения предполагается, что потребители подчиняются аксиомам рациональности и другим аксиомам поведения, которые в совокупности образуют поддающуюся проверке теорию поведения потребителей. Хотя имеют место некоторые различия в терминологии, обычно приводится шесть аксиом, используемых в теории потребительского спроса, базирующейся на анализе кривых безразличия.

К этим аксиомам относятся:

Аксиома «множественности» – каждый потребитель желает потреблять разнообразные блага.

Аксиома «полной упорядоченности» - при наличии двух различающихся наборов благ потребитель способен лишь ранжировать свои предпочтения в пользу одного из них, либо признавать их в равной степени предпочтительными.

Аксиома «рефлексивности» - если два набора благ одинаковы, то оценивая их полезность, покупатель признаёт, что любой из этих наборов не хуже другого.

Аксиома «ненасыщения» состоит в том, что для потребителя:

- большее количество данного блага всегда предпочтительнее меньшего его количества;

- более качественные блага всегда предпочтительнее менее качественных.

Аксиома «транзитивности» характеризует постоянство и определённую согласованность предпочтений потребителя. Если покупатель предпочитает набор №1 набору №2, а набор №2 набору №3, то он предпочитает набор №1 набору №3. Соответственно, если набор №1 для потребителя равноценен набору №2 и набор №2 равноценен набору №3, то наборы №1 и №3 также для него равноценны.

Аксиома «независимости потребителя». Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими индивидами. Потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания.

Приверженность потребителя к данной марке или виду товара (brаnd loyality) – психологическая приверженность к сочетанию характерных признаков фирменных товаров. На рынках разнородных продуктов фирмы осуществляют рекламную деятельность с целью создания такой приверженности к своим товарам и увеличивая тем самым психологические издержки, связанные с приобретением товара конкурента.

Товарное пространство (commodity spaсe) – пространство, ограниченное осями, представляющими количества товаров или услуг, потенциально доступных потребителю. В двумерной системе товарное пространство имеет вид квадранта, ограниченного осями, представляющими количества двух товаров. Такой график показывает различные комбинации этих двух товаров, среди которых потребитель должен сделать свой выбор.

Кривая безразличия (indifference curve) – показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя; геометрическое место точек, каждая из которых показывает последовательное разные комбинации наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя; график, отражающий все возможные сочетания товаров, дающих одинаковую суммарную полезность для потребления.Изображённый в виде кривой возможный набор вариантов комбинаций товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью, вследствие чего потребителю безразлично, какой из них выбрать. Кривые безразличия используются в целях анализа потребительских предпочтений.

Общественная кривая безразличия (community indifference curve) – показывает все комбинации полезностей различных социальных групп, соответствующих одному и тому же уровню благосостояния, а поэтому одинаково приемлемых (одинаково безразличных) для общества.

Кривая, во всех точках которой каждый член общества достигает неизменного уровня полезности. Точки такой кривой представляют собой наборы товаров, которые могут быть распределены среди членов общества для обеспечения данного распределения полезности. Общественные кривые безразличия (в отличие от индивидуальных кривых безразличия) могут пересекаться. Множество кривых безразличия, проходящих через точку товарного пространства, означает множество способов распределения данного набора товаров. Если одна кривая не пересекается и лежит над ней во всех точках, то это означает, что, по крайней мере, один индивид на более высокой кривой получает больше полезности и ни один не получает её меньше.

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим

Предельная норма замещения ( marginal rate of substitution - MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу; количественная мера взаимозаменяемости разных благ: MRSY,X = ∆QX: ∆QY, где QX, QY – количества взаимозаменяемых X и Y при фиксированном уровне полезности; количество товара Х, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления товара Y на единицу.

Кривая контрактов (contract curve) — множество возмож­ных эффективных вариантов распределения двух экономических благ между двумя потребителями, для которых выполняется условие:

MRSxyA = MRSxyB = Px / Py

(Предельная норма замещения товара Y товаром Х для обоих по­требителей равна отношению цены товара Х к цене товара Y).

Для двух потребителей, обменивающихся двумя товарами, кривая представляет собой геометрическое место точек, в которых предельная норма замещения между этими товарами одинакова для обоих индивидов. Эти точки касания кривых безразличия индивидов представляют собой условия эффективного или оптимального обмена, когда невозможно с помощью какого-либо перераспределения сделать одному индивиду лучше, не сделав другому хуже.

В случае производства, кривая оптимальных сделок состоит из точек касания изоквант и, следовательно, является геометрическим местом точек, в которых предельная норма технического замещения одинакова для производства каждого товара, а в случае одного товара – для каждой фирмы.

Карта кривых безразличия – совокупность всех кривых безразличия, соответствующая всем уровням потребления данного индивида; семейство кривых безразличия при различных количествах предлагаемых товаров.

Бюджетное ограничение (budget constraint) – показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег; означает множество таких комбинаций товара, которые может позволить себе приобрести покупатель; денежный доход потребителя, в пределах которого может быть предъявлен спрос на отвечающие его запросам товары и услуги.

Бюджетная линия – геометрическое место точек, каждая из которых отражает максимальный объём благ, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета; графическое изображение всех возможных сочетаний покупок товаров, сумма затрат на которые определена.

Ограничение (constrain)– обычно математическое соотношение между выбираемыми переменными в задаче оптимизации, в котором некоторая функция переменной (например, линейная функция) не равна константе. Примером могут быть бюджетные ограничения при максимизации полезности.

Условная или ограниченная оптимизация (constrained optimization) - максимизация или минимизация целевой функции в том случае, когда выбираемые параметры подчиняются некоторому ограничению. Примером может быть максимизация полезности внутри бюджетных ограничений. Математическая обработка таких задач включает методы Лагранжа.

Потребительское равновесие (consumer equilibrium) – ситуация, в которой потребитель максимизирует полезность в рамках данного бюджетного ограничения. На графике кривых безразличия эта ситуация возникает тогда, когда потребитель достигает самой высокой возможной кривой безразличия в условиях, накладываемых бюджетной линией. При этом бюджетная линия касательна к кривой безразличия, т.е. обе линии имеют одинаковый наклон. Формально предельная норма замещения равна отношению цен двух благ, т.е. MRS = - Px/Py для благ х и y.

Продажа товаров «наборами» (commodity bundling) – практика «пакетной продажи товаров и услуг. Примером такой маркетинговой стратегии является предложение ресторанами комплексных обедов, объединяющих в один «пакет» несколько отдельных блюд. Это может быть выгодно, так как потребители сами разделяют себя на группы, выбирающие обеды по различным ценам. В результате фирме будет легче извлечь потребительский излишек.

Условная оценка (contingent valuation) – попытка выявить потребительскую оценку товаров и услуг, обычно не предлагаемых на рынке. Человек ставится перед гипотетическим выбором, и его просят высказаться по поводу его готовности заплатить деньги или принять компенсацию. Такой подход наиболее широко используется в экономической теории окружающей среды.

Точка счастья – этот термин обычно относится к состоянию равновесия потребителей, при котором потребности полностью насыщаются потребляемыми благами и которое при этом находится в пределах бюджетного ограничения. Такая ситуация возможна только при в том случае, когда потребитель не ведёт себя в соответствии с аксиомой доминирования, т.е. когда он не всегда предпочитает всё большее количество всех благ меньшему. При таких условиях кривые безразличия теряют свою обычную (выпуклую) форму и становятся полными окружностями.

Кривая «доход – потребление» -геометрическое место точек, каждая из которых показывает последовательное изменение потребления под влиянием изменения реального дохода.

Кривая Энгеля – кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя. В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров: ценные, нормальные и малоценные.

Кривая «цена – потребление» - геометрическое место точек, каждая из которых показывает последовательное изменение потребления под влиянием изменения цены товара.

Эффект дохода (income effect) – воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счёт изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учёта эффекта замещения; изменение величины спроса на товар, вызванное изменением реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор; изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

Эффект замещения (substitution effect) – изменение структуры потребительского спроса, вызванное перераспределением структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учёта эффекта дохода; изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменение цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Малоценные товары (inferior goods) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода потребителей (товары низкого качества).

Товары Гиффена – малоценные товары, которые занимают большой удельный вес в бюджете потребителя.

Парадокс Гиффена – ситуация, когда население при растущих ценах покупает товара больше, а при уменьшении – меньше; описал английский экономист Р. Гиффен в XIX веке.

Взаимодополняемость благ (complementarity of goods) свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом.

Взаимодополняющие (комплементарные) товары – товары, которые дополняют друг друга в потреблении и обычно не используются отдельно; такие товары (или услуги), для которых существует обратное соотношение между ценой на один из них и спросом на другой, то есть снижение (повышение) цены одного товара (или услуги) вызывает повышение (сокращение) спроса на другой (другую).

Взаимозаменяемость благ (substitution of goods) свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счёт друг друга.

Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) – товары, замещающие друг друга в потреблении; товары (или услуги), для которых существует прямое соотношение между ценой на один из них и спрос на другой, то есть снижение (повышение) цены одного товара (или услуги) вызывает уменьшение (увеличение) спроса на другой (другую).

Теорема о составном товаре (composite commodity theorem) - эта сформулированная Хиксом теорема утверждает, что если существует некий набор товаров, относительные цены (т.е. цена одного товара по отношению к цене другого) внутри которого не изменяются, то этот набор можно рассматривать как один товар – так называемый «составной товар».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: