Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы




 

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, осужденных, не имеющих профессии, специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Осужденные инвалиды I и II группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут получать соответствующую профессиональную подготовку по их желанию.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

В исправительных учреждениях существует два вида получения профессионального образования:

1) обучение в профессиональном училище;

2) обучение непосредственно на производстве в исправительных учреждениях.

Осужденные обучаются без отрыва от производства. Срок обучения в училищах от 6 месяцев до одного года, а по наиболее сложным специальностям - до 1,5 лет.

Теоретическое обучение в профессиональном училище ведется в кабинетах, оснащенных наглядными пособиями и оборудованием.

Практическое обучение осуществляется в мастерских предприятий исправительного учреждения под руководством мастеров или преподавателей.

Обучение в профессиональных училищах завершается экзаменами. Для их сдачи учащиеся освобождаются от работы на срок, предусмотренный законодательством о труде. Заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Окончившим профессиональное училище присваивается квалификация и выдается аттестат установленного образца.

Осужденные, отбывающие пожизненно лишение свободы, получают профессиональную подготовку непосредственно на производстве.

В системе непрерывной производственно-экономической подготовки организуются следующие виды обучения:

1) подготовка новых рабочих на производстве — осужденных, не имеющих профессии, со сроком обучения до 6 месяцев, а по сложным профессиям — до одного года;

2) переподготовка для освоения новых профессий осужденными, которые не могут быть привлечены к труду по имеющимся у них профессиям, а также изъявившими желание сменить профессию с учетом потребностей производства исправительного учреждения;

3) повышение квалификации осуществляется на производственно-экономических курсах, курсах повышения квалификации, в школах передовых приемов и методов труда, на курсах бригадиров.

 

 

Заключение

 

Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 9 называет получение общего образования, профессиональную подготовку в качестве одного из средств исправления осужденных и в статьях 108, 112 регулирует вопросы получения осужденными общего и профессионального образования.

Общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии.

Порядок получения основного общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, установлен Положением «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы».

Порядок организации получения профессионального образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, регулируется Инструкцией по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Что касается нормативно - правового обеспечения системы образования осужденных, то можно сказать, что существует еще немало недоработок в законодательной базе, а это, в свою очередь, не позволяет в полном объеме воспользоваться осужденным правом на образование.

В связи с чем, необходимо постоянно совершенствовать нормы действующего законодательства, учитывая международные принципы, опыт зарубежных стран. Например, существует явное отличие в правовом обеспечении образования в России и за рубежом. Современная тенденция, как это и было показано выше, создания в России нормативных актов в данной области исходит из институциональной структуры системы образования, обозначения функций учреждений. А в западной традиции акцент делается на удовлетворение потребности многообразных групп потребителей образовательных услуг, реализации идеи "образование через всю жизнь". По сути, разрабатываются законы о непрерывном образовании, уделяя значительное внимание образованию взрослых.

Многие исследователи пенитенциарной науки отмечают, что назрела необходимость в создании единого законодательного документа, закрепляющего права лиц, находящихся в местах заключения. В нем должны быть собраны воедино все нормы относительно прав осужденных, которые в настоящее время разбросаны по разным документам, и порой просто дублируют друг друга. Один из разделов уголовно-исполнительного кодекса может регулировать получение образования осужденными, изолированными от общества. Вместе с тем, целесообразно сформулировать в кодексе принципы, которые отражали бы основные идеи, заложенные в международных документах, относящихся к защите прав осужденных, в том числе в области образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: