Клиническая классификация ОНР




Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстрой­ство, при котором нарушается формирование речи как системы компонентов.

Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как
собирательный термин для обозначения общих признаков недо­развития всех компонентов речевой системы, при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как са­мостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант ОНР).

Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются:

· позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития;

· ограниченный, не соответствующий возрасту, словарный запас;

· нарушение формирования грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Каждый уровень речевого недоразвития имеет свою специфику. При 1 уровне речевого развития наблюдается полное отсутствие общеупотребительной речи. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существитель­ными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных пред­ложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет ми­микой и жестами. Для них характерна, с одной стороны, большая инициа­тивность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточ­ная критичность к своей речи.

2 уровень – частичная сформированность речи (незначительный сло­варный запас, аграмматичная фраза). Одновременно отмечается различение некоторых грамматиче­ских форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями и относящим­ся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс но­сит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие ре­чи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается пе­речислением непосредственно воспринимаемых предметов и дейст­вий.

Дети 3 уровня развития речи нуждаются в длительной логопедической работе, так как имеют: недифференцированное произношение звуков, замена зву­ков более простыми по артикуляции. Нестойкость замен, сочетание нарушенного и правильного произношения. Упрощение, сокращение, пропуски слогов в многосложных словах. Неточность употребления слов и словосочетаний Нарушение лексической систематики. Затруднения в словообразовании и словоизменении. Преобладание имен существительных и глаголов в актив­ном словаре. Затруднения при использовании абстрактной и обобщаю­щей лексики, в понимании и употреблении слов с перенос­ным смыслом.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) (4 уровень). Дети с недоразвитием речи страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости [5, c. 146].

По данным Е.М. Мастюковой, дети с ОНР условно могут быть разделены на три основные группы:

- с моторной алалией;

- с недоразвитием речи церебральноорганического генеза;

- с неосложненным вариантом общего недоразвития речи.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга. Общими характерными особенностями речевой деятельности при алалии являются: позднее появление речи; ее замедленное раз­витие; значительное ограничение словаря. Алалия может проявляться как нарушение произносительной стороны – экспрессивная форма, а также как нарушение понимания речевого высказывания – импрессивная алалия [27, c. 15].

При моторной алалии ОНР может проявляться в тяжелой форме, когда собственная речь невозможна, и в малозаметных трудностях лексико-грамматического строя речи. Особенно отчетливо нарушение проявляется при формировании связного высказывания.

Алалия часто может сочетаться с дизартрией (нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата). Основны­ми проявлениями дизартрии являются расстройство артикуляции звуков, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, рит­ма и интонации.

У небольшого числа детей в группе может наблюдаться ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строе­нии речевого аппарата. В речевом развитии у ребенка с ринолалией отмечается обедненность лепета, грубые нарушения звукопроизношения, носовой оттенок голоса, изменено место артикуляции большинства звуков [25, с.23].

У детей с недоразвитием речи церебральноорганического генеза ОНР сочетается с неврологическими и психопатологическими синдромами. Характерно для детей нарушение умственной работоспособности.

При неосложненном варианте ОНР сохранны первичные зоны речедвигательного анализатора; патогенетической основой ОНР этих детей является задержанное состояние третичных полей анализаторов.

Клинический подход к проблеме ОНР предусматривает необходимость постановки диагноза, вскрывающего структуру речевой недостаточности при различных формах речевого недоразвития [3, c. 41].

ОНР может явиться причиной заиканием детей. Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей.

Наиболее значимыми особенностями фразовой речи у дошкольников с заиканием, обусловленные общим недоразвитием речи: нарушение коммуникативных функций; нарушение логической последовательности фразы; нарушение связности, пропуски смысловых звеньев; незавершенность; нарушение просодической стороны фразовой речи; возвращение к ранее сказанному; длительные паузы между словами; отчетливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений: неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм.

Итак, в настоящее время в отечественной логопедии существует две основных классификации детей с ТНР: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей. В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиология) и патологических проявлений речевой недостаточности. В структурное содержание детей с ТНР могут быть включены дети с ОНР с разными уровнями, с дизартрией, заиканием, с алалией при дизартрии, с ринолалией.

В настоящее время в логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна — клинико-педагогическая, вторая — психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р. Е. Левиной).

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

Она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному [14, c. 82].

Она основывается не на одном каком-то критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев. Такой многоаспектный подход позволяет избежать односторонности представлений о речевом нарушении, так как он направлен на раскрытие нарушения в целом.

В данной классификации ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим критериям. На их основе картина речевого нарушения описывается в терминах и понятиях, направляющих внимание логопеда на те явления, которые должны стать объектом логопедического воздействия. С этой целью вводятся критерии, позволяющие выделить основные группы нарушений, внутри — выделить основные формы, а в них основные виды нарушений. Исходя из потребностей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения: нарушения формы речи (устной или письменной); нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной — нарушение говорения или слушания, для письменной — письма или чтения; нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму). Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания. Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу; нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи; нарушенных средств оформления высказывания: существенным представляется разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц, по отношению к которым осуществляются операции отбора и комбинирования.

Клиническим (в сочетании с этиопатогенетическими) критериям в данной классификации отводится роль уточняющих, которые не могут быть ведущими для педагогической квалификации речевых нарушений, а для врача они являются средством анализа. Эти критерии ориентированы не столько на само речевое нарушение, сколько на объяснение анатомо-физиологического субстрата его нарушения и причин возникновения. При нарушении одного и того же субстрата, так же как при действии одних и тех же причин, могут наблюдаться различные виды речевых нарушений. А одни и те же расстройства могут возникать в силу различных причин. Эти критерии могут оказать большую помощь при их квалификации. Дополняя картину того или иного нарушения, выделенного на основе психолого-лингвистических критериев, ориентированных на педагогический процесс логопедического воздействия, они позволяют провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на -основе следующих данных: какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими); на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном); в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом); какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи; время его наступления [6, c. 59].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: