Обработка металлов давлением»




Дисциплина: Инженерная графика

Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников

ГБПОУ «АИТ» по специальности

Обработка металлов давлением»

 

Аша, 2017 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цель данного пособия - помочь студенту-заочнику изучить дисциплину «Инженерная гра­фика», научиться графически грамотно в соответствии с требованиями Единой системы конструк­торской документации (ЕСКД) выполнять и свободно читать чертежи.

Пособие содержит общие методические указания и задания по усвоению теории и практики черчения.

Задание предусматривает изучение геометрического и проекционного черчения (основ начертательной геометрии), а так же включает в себя изучение машиностроительно­го черчения, чертежей и схем по специальности.

В процессе изучения учебного материала по примерной программе студент выполняет уп­ражнения, предусмотренные программным материалом в рабочей тетради для отработки умений и навыков по черчению.

После изучения заданий выполняется контрольная работа. Вариант выбирается в со­ответствующих таблицах методических указаний по номеру списка группы.

Изучение дисциплины рекомендуется в следующем порядке:

1. Ознакомиться с общими методическими указаниями.

2. Внимательно прочитать содержание программы, отметив, о чем студент должен иметь представление, что нужно знать и уметь, и какими владеть навыками по дисциплине.

3.Изучить программный материал по учебнику, выполнить предлагаемые упражнения в рабочей тетради, ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

4. Выполнить контрольную работу.

Для этого необходимо ознакомиться с содержанием контрольной работы и образцами вы­полнения листов, определить данные своего варианта, выполнить чертежи заданий, оформить их в соответствии с методическими указаниями по выполнению контрольной работы. Чертежи кон­трольной работы нужно сброшюровать в альбом A3 (297x420 мм) с обложкой в виде листа чер­тежной бумаги того же формата. Образец оформления титульного листа представлен в приложении. Альбом с чертежами контрольной работы передается в учебное заведение на рецен­зирование. Упаковка трубкой не допускается. Работа, выполненная не по своему ва­рианту, не зачитывается. Если студент не может самостоятельно разобраться в каком-либо вопро­се при изучении материала, то следует обратиться за консультацией в учебное заведение. Незачтенную, неудовлетворительно выполненную контрольную работу испра­вить или переделать в зависимости от указаний преподавателя и отдать на проверку вторично. Получив контрольную работу, студент должен учесть все замечания рецензента, внести необхо­димые исправления, повторить указанный теоретический материал. Студент должен хранить за­чтенную контрольную работу до предъявления на диф. зачет (без контрольной работы диф. зачет не может быть принят).

Примерное содержание дисциплины.

Студент должен иметь представление:

- о роли и месте знаний по учебной дисциплине в процессе освоения основной профессио­нальной образовательной программы по специальности.

Цели и задачи дисциплины, её связь с другими дисциплинами учебного плана. Общее озна­комление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о раз­витии графики. Общие сведения о стандартизации. Роль стандартизации в повышении качества продукции и развитии научно-технического прогресса. ЕСКД в системе государственной стандарти­зации. Ознакомление студентов с необходимыми для занятия учебными пособиями, материалами, инструментами, приборами, приспособлениями, машинами и оснащением конструкторских бюро.

 

Раздел 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей

Студент должен знать:

-размеры основных форматов (ГОСТ 2.301-68);

- типы и размеры линий чертежа (ГОСТ 2.303-68);

- размеры и конструкцию прописных и строчных букв русского алфавита, цифр и знаков;

- форму, содержание и размеры граф основной надписи; уметь:

-выполнять различные типы линий на чертежах;

-выполнять надписи на технических чертежах;

- заполнять графы основной надписи.

Форматы чертежей по ГОСТ - основные и дополнительные. Сведения о стандартных шрифтах и конструкции букв и цифр. Правила выполнения надписей на чертежах.

Упражнение (в рабочей тетради студента). Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие типы линий установлены ГОСТ 2.303-68?

2. Какая толщина берется для штриховой и штрихпунктирной линий в зависимости от толщины основной линии?

3. Какова длина штрихов в штриховой и штрихпунктирной линиях?

4. Какие расстояния берутся между штрихами штриховой и штрихпунктирной линий?

5. Назовите основные форматы, установленные ГОСТ 2.301-68.

6. Назовите размеры формата А4.

7. Как образуются дополнительные форматы?

8. Какие размеры чертежного шрифта установлены ГОСТ 2.304-81?

9. Какой угол наклона букв и цифр принят для стандартного шрифта?

Тема 1.2. Геометрические построения

Студент должен знать:

-масштабы по ГОСТ, определение, применение и обозначение;

- правила деления окружности на равные части;

-правила деления отрезка прямой, деления углов;

- последовательность построения лекальных кривых (эллипса, гиперболы, параболы, цик­лоидных и спиральных кривых, синусоиды);

-правила нанесения размеров на чертеж по ГОСТ 2.307-68; уметь:

-строить перпендикулярные и параллельные линии, уклон и конусность;

- строить овалы и овоиды;

- строить различные виды лекальных кривых.

Уклон и конусность на технических деталях, правила их определения, построения по за­данной величине и обозначение. Деление окружности на равные части. Построение и обводка ле­кальных кривых.

Упражнение. Деление окружности на равные части. Построение и обводка лекальных кривых.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют конусностью?

2. Как обозначают уклон и конусность на чертежах?

3. Как разделить окружность на 3, 5, 6 равных частей графическим способом?

4. Что называют сопряжением?

5. В какой последовательности нужно выполнять построение сопряжений, если известен радиус сопряжения и сопрягаемые линии?

6. С помощью каких инструментов производят обводку эллипсов и овалов?

7. Что называют масштабом чертежа?

8. Назовите стандартные масштабы увеличения и уменьшения, установленные ГОСТом.

Тема 1.3. Правила вычерчивания контуров технических деталей

Студент должен знать:

- приемы вычерчивания контуров деталей с применением различных геометрических по­строений;

- правила нанесения размеров на чертеж по ГОСТ;

уметь:

- определять масштаб изображения, при компоновке чертежа;

- строить сопряжения прямых, прямой и окружности, двух окружностей.

Геометрические построения, используемые при вычерчивании контуров технических дета­лей. Размеры изображений, принцип их нанесения на чертеж по ГОСТ.

Упражнение. Вычерчивание контура технической детали.

Вопросы для самоконтроля

1. На каком расстоянии от линии основного контура чертежа проводятся размерные линии?

2. Какое расстояние должно быть между параллельными размерными линиями?

3. В каких случаях на чертежах при нанесении размеров ставят знак 0 и знак Я?

4. Должна ли выносная линия выступать за размерную?

Раздел 2. ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

(Основы начертательной геометрии)

Тема 2.1. Метод проекций. Эпюр Монжа

Студент должен знать:

- методы проецирования;

- метод проецирования точки на три плоскости проекций;

- приемы построения комплексного чертежа точки;

- метод проецирования отрезка прямой на три плоскости проекций; уметь:

- измерять координаты точки;

-читать комплексные чертежи проекций точек и прямых;

- строить третью проекцию по двум заданным.

Образование проекций. Методы и виды проецирования. Виды проецирования. Типы проек­ций и их свойства. Комплексный чертеж. Понятие об эпюре Монжа. Проецирование точки. Распо­ложение проекций точки на комплексных чертежах. Понятие о координатах точки. Проецирование отрезка прямой. Расположение прямой относительно плоскостей проекций. Взаимное положение точки и прямой в пространстве. Взаимное положение прямых в пространстве.

Упражнение. Построение наглядных изображений в комплексных чертежах проекций точ­ки и отрезка прямой.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют системой координатных плоскостей?

2. Как обозначают плоскости проекций, оси проекций?

3. Что такое координаты точки?

4. Как построить третью проекцию точки по двум заданным?

5. Что называют прямой общего положения? Как располагают её проекции относительно осей координат?

6. Как расположены проекции двух параллельных прямых?

7. Что называют горизонтально проецирующей прямой?

8. Как расположен отрезок прямой в пространстве относительно плоскостей проекций, если на горизонтальную плоскость он проецируется в виде точки?

Тема 2.2. Плоскость

Студент должен знать:

- приемы изображения плоскости на комплексном чертеже;

- приемы изображения плоскости общего и частного положения;

- способы взаимного расположения плоскостей;

- способы пересечения прямой с плоскостью;

- особые линии плоскости; уметь:

- решать метрические задачи.

Изображение плоскости на комплексном чертеже. Плоскости общего и частного положе­ния. Проекции точек и прямых, принадлежащих плоскости. Особые линии плоскости. Взаимное расположение плоскостей. Прямые, параллельные и перпендикулярные плоскости. Пересечение прямой с плоскостью. Пересечение плоскостей.

Упражнение. Решение задач на построение проекций прямых и плоских фигур, принадле­жащих плоскостям.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют плоскостью?

2. Какими способами можно определить положение плоскости в пространстве?

3. Назовите главные линии плоскости. Как расположены проекции этих линий?

4. Что является признаком параллельности двух плоскостей? Приведите примеры.

2.3. Способы преобразования проекций

Студент должен знать:

- способы преобразований проекций; уметь:

- строить натуральную величину отрезка прямой и плоской фигур.

Способ вращения точки прямой и плоской фигур вокруг оси, перпендикулярной одной из плоскостей проекций. Нахождение натуральной величины отрезка прямой способом вращения. Способ перемены плоскостей проекций. Способ совмещения. Нахождение натуральной величины отрезка прямой и плоской фигур способами перемены плоскостей проекций и совмещения. Упражнение. Решение метрических задач.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите два способа преобразования проекций.

2. В чем сущность способа вращения?

3. В чем сущность способа перемены плоскостей проекций?

4. Определите действительную величину отрезка прямой общего положения, заданную двумя проекциями.

5. Какие способы преобразования чертежа применяют для определения форм плоских фигур?

2.4. Поверхности и тела

Студент должен знать:

- об особенностях образования геометрических поверхностей и тел;

-способы проецирования геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара и тора);

уметь:

- строить проекции точек и линий, принадлежащих поверхностям геометрических тел.

Определение поверхностей тел. Проецирование геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара и тора) на три плоскости проекций с подробным анализом проекций эле­ментов геометрических тел (вершин, ребер, граней, осей и образующих). Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям. Особые линии на поверхностях вращения: параллели, мери­дианы, экватор.

Упражнение. Построение комплексных чертежей геометрических тел с нахождением про­екции точек и линии, принадлежащих поверхности конкретного геометрического тела.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите известные вам поверхности вращения.

2. Что называется многогранником?

3. Что называют ребром и гранью многогранника?

4. Как определить профильную и горизонтальную проекции точки, находящейся на поверхности конуса, если задана ее фронтальная проекция?

Тема 2.5. Аксонометрические проекции

Студент должен знать:

- назначение аксонометрических проекций;

-виды аксонометрических проекций (изометрия, прямоугольная и косоугольная диметрия), расположение осей и коэффициенты искажения;

уметь:

- изображать плоские фигуры, окружности и геометрические тела в аксонометрических проекциях.

Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций: прямоугольные {изометрическая и диметрическая) и фронтальная диметрическая. Аксонометриче­ские оси. Показатели искажения.

Упражнение. Изображение плоских фигур и геометрических тел в различных видах аксо­нометрических проекций.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется аксонометрией?

2. В каких случаях применяют аксонометрические проекции?

3. Какие виды аксонометрии рекомендует ГОСТ 2.317-69?

4. Как располагаются оси проекций и каковы показатели искажения по осям в изометрической и диметрической прямоугольных проекциях?

5. Как изображают окружности в изометрической проекции?

Тема 2.6. Сечение геометрических тел плоскостями

Студент должен знать:

- сечение тел проецирующими плоскостями;

- правила нахождения действительной величины фигуры сечения;

-способы построения разверток поверхностей усеченных тел (призмы, цилиндра, пирами­ды, конуса);

уметь:

- строить действительную величину фигуры сечения тела;

- изображать усеченные геометрические тела в аксонометрических проекциях.

Понятие о сечении. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Построение натураль­ной величины фигуры сечения.

Построение разверток поверхностей усеченных тел: призмы, цилиндра, пирамиды и конуса. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях.

Упражнение. Построение комплексных чертежей усеченных геометрических тел, нахож­дение действительной величины фигуры сечения. Развертка поверхностей тел. Изображение усе­ченных геометрических тел в аксонометрических проекциях.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют сечением?

2. Что представляет собой линия пересечения плоскости с поверхностью вращения?

3. Как заштриховывают сечения?

4. Что называют разверткой поверхности геометрического тела?

Тема 2.7. Взаимное пересечение поверхностей тел

Студент должен знать:

-о линиях пересечения и перехода геометрических тел; уметь:

- изображать линии пересечения многогранников, многогранника и тела вращения, двух тел вращения.

Построение линий пересечения поверхностей тел при помощи вспомогательных секущих плоскостей.

Взаимное пересечение поверхностей вращения, имеющих общую ось. Случаи пересечения цилиндра с цилиндром, цилиндра с конусом и призмы с телом вращения.

Ознакомление с построением линий пересечения поверхностей вращения с пересекающи­мися осями при помощи вспомогательных концентрических сфер.

Упражнение. Построение комплексных чертежей и аксонометрических проекций пересе­кающихся многогранников, тела вращения и многогранника, двух тел вращения.

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом определяют точки пересечения прямой с поверхностями призмы, пирамиды, конуса, шара?

2. В каких случаях целесообразно применять вспомогательные секущие плоскости и как их рас­полагать относительно заданной поверхности при определении точки пересечения прямой с поверхностью?

3. Какие точки, принадлежащие линии пересечения поверхностей, называют опорными?

4. В каких случаях нужно применять вспомогательные концентрические сферы при построении линии пересечения поверхностей?

Тема 2.8. Проекции модулей

Студент должен уметь:

- строить по двум проекциям третью проекцию модели;

- вычерчивать аксонометрические проекции модели;

- строить комплексные чертежи моделей по натурным образцам и по аксонометрическому изображению.

Выбор положения модели для более наглядного её изображения.

Упражнение. Построение комплексных чертежей моделей с натуры. Построение третьей проекции по двум заданным. Построение комплексного чертежа моделей по аксонометрическим проекциям.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности штриховки при выполнении разрезов на рисунках моделей?

2. Назовите способы, с помощью которых можно придать объемность рисунку.

3. С какой целью модели расчленяют на составляющие их геометрические тела?

Раздел 3. ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫТЕХНИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Тема 3.1. Плоские фигуры и геометрические тела

Студент должен знать:

-о назначении технического рисунка;

-отличие технического рисунка от чертежа, выполненного в аксонометрической проекции; уметь:

- рисовать плоские фигуры и окружности, расположенные в плоскостях, параллельных плоскости проекций;

- выполнять технические рисунки геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, ко­нуса, шара);

- представлять и рисовать форму модели с элементами технического конструирования.

Назначение технического рисунка. Отличие технического рисунка от чертежа, выполнен­ного в аксонометрической проекции. Зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей. Техника зарисовки квадрата, прямоугольника, треугольника и круга, расположенных в плоскостях, параллельных какой-либо из плоскостей проекций.

Технический рисунок призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Придание рисунку рельефности (штриховкой или шраффировкой).

Упражнение. Выполнение рисунков геометрических тел.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается технический рисунок от аксонометрической проекции?

2. Как располагают оси при выполнении технических рисунков?

Тема 3.2. Технический рисунок модели

Студент должен иметь представление:

- об элементах дизайна в конструкции детали; знать:

- зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей;

-приемы построения технического рисунка модели;

уметь:

- выполнять технические рисунки моделей.

Выбор положения модели для более наглядного её изображения. Приемы построения рисунков моделей. Элементы технического конструирования в конструкции и рисунке детали. Приемы изображения вырезов на рисунках моделей. Штриховка фигур сечений. Теневая штри­ховка.

Упражнение. Выполнение рисунка модели.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой должна быть последовательность выполнения технического рисунка?

2. Какими правилами пользуются при выполнении технических рисунков?

Раздел 4. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации

Студент должен иметь представление:

- о влиянии стандартов на качество машиностроительной продукции;

- о зависимости производства изделия от качества чертежа;

- о развитии машинной графики, применении автоматических чертежных машин; знать:

- назначение машиностроительного чертежа;

- виды изделий по ГОСТ 2.101-68;

- виды конструкторских документов по ГОСТ 2,102-68;

- виды конструкторских документов по ГОСТ 2.103-68;

- современные способы получения копии чертежей; уметь:

- выполнять основные надписи на различных конструкторских документах.

Машиностроительный чертеж, его назначение. Влияние стандартов на качество машино­строительной продукции. Зависимость качества изделия от качества чертежа. Обзор разновидно­стей современных чертежей. Виды изделий по ГОСТ 2.101-68 (деталь, сборочная единица, ком­плекс, комплект). Виды конструкторской документации в зависимости от содержания по ГОСТ

2.102- 68. Виды конструкторской документации в зависимости от стадии разработки по ГОСТ

2.103- 68 (проектные и рабочие). Литера присваиваемая конструкторским документам. Виды кон­структорских документов в зависимости от способа выполнения и характера использования (ори­гинал, подлинник, дубликат, копия). Основные надписи на различных конструкторских докумен­тах. Ознакомление с современными тенденциями автоматизации и механизации чертежно- графических и проектно-конструкторских работ.

Упражнение. Выполнение надписей на чертежах.

Тема 4.2. Изображения - виды, разрезы, сечения

Студент должен знать:

- виды и их назначение;

- основные, местные и дополнительные виды и их применение;

- разрезы простые: горизонтальный, фронтальный, профильный и наклонный;

- местные разрезы;

- сечения, вынесенные и наложенные;

- выносные элементы; определение, содержание, область применения;

-сложные разрезы: ступенчатые и ломаные; уметь:

- графически изображать различные материалы в разрезах и сечениях;

- располагать и обозначать основные, местные и дополнительные виды;

- выполнять и обозначать простые разрезы;

- соединять половину вида с половиной разреза;

- выполнять и обозначать сечения;

- располагать и обозначать выносные элементы;

- выполнять разрезы через тонкие стенки, ребра и т.п.;

- выполнять и обозначать сложные разрезы.

Виды: назначение, расположение и обозначение основных, местных и дополнительных видов. Разрезы: горизонтальный, вертикальный (фронтальный и профильный) и наклонный. Сложные разрезы (ступенчатые и ломаные).

Расположение разрезов. Местные разрезы. Соединение половины вида с половиной разре­за. Обозначение разрезов.

Сечения вынесенные и наложенные. Расположение сечений, сечения цилиндрической по­верхности. Обозначения сечений. Графическое обозначение материалов в сечении.

Выносные элементы, их определение и содержание. Применение выносных элементов. Расположение и обозначение выносных элементов.

Условности и упрощения, Частные изображения симметричных видов, разрезов и сечений. Разрезы через тонкие стенки, ребра, спицы и т. п. Разрезы длинных предметов. Изображение риф­ления и т. д.

Упражнение. Выполнение простых и сложных разрезов и сечений для деталей повышен­ной сложности (без резьбы).

Вопросы для самоконтроля

1. Что является видом и как располагаются виды относительно друг друга?

2. Чем вызвана необходимость давать на чертеже условные изображения (разрез)?

3. В каких случаях простой разрез сопровождают буквенным обозначением?

4. В каких случаях применяют простые разрезы и в каких сложные?

5. Что является сечением?

6. Какие сечения вы знаете и каковы способы их изображения на чертеже?

7. В чем особенность изображения разреза на деталях симметричной формы?

8. В каких случаях применяют выносные элементы и как их обозначают?

9. Как изображают тонкие стенки, ребра, спицы на разрезах?

Тема 4.3. Винтовые поверхности и изделия с резьбой

Студент должен иметь представление:

-о винтовой линии на поверхности цилиндра и конуса;

-о винтовой поверхности;

-о сбегах, недорезах, проточках и фасках; знать:

-классификацию, основные параметры и характеристики стандартных резьб общего назна­чения;

-правила изображения стандартных резьбовых изделий (болтов, гаек, винтов, шпилек);

-условные изображения и обозначения стандартных резьбовых изделий по размерам ГОСТа;

уметь:

-изображать и обозначать стандартные и специальные резьбы и резьбовые соединения.

Винтовая линия на поверхности цилиндра и конуса. Понятие о винтовой поверхности. Основные сведения о резьбе. Основные типы резьб. Различные профили резьб. Условное изображение резьбы. Нарезание резьбы: сбеги, недорезы, проточки, фаски. Обозначение стандарт­ных и специальных резьб. Обозначение левой и многозаходных резьб. Изображение стандартных резьбовых крепежных деталей (болтов, шпилек, гаек, шайб и др.) по их действительным размерам в соответствии с ГОСТ.

Условные обозначения и изображения стандартных резьбовых крепежных деталей. Упражнение. Изображение и обозначение резьб. Вычерчивание крепежных деталей с резьбой.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие профили резьб вы знаете?

2. Чем отличается изображение резьбы на стержне от изображения резьбы в отверстии?

3. Какова особенность обозначения метрической резьбы с крупным шагом и мелким шагом?

4. В каких случаях применяют упрощенные изображения резьбовых соединений?

Тема 4.4. Эскизы деталей и рабочие чертежи

Студент должен иметь представление:

-о форме детали и ее элементах;

-о графической и текстовой части чертежа;

- о конструктивных и технологических базах, нормальных диаметрах, длине и особенно­стях конструирования деталей машин;

-о шероховатости поверхности, допусках и посадках;

- об оформлении рабочих чертежей для разового и массового производства; знать:

- требования, предъявляемые к рабочим чертежам детали в соответствии с ГОСТ 2.109-73;

-последовательность выполнения эскиза детали с натуры;

-условные обозначения материалов на чертежах;

- требования к деталям, изготовляемым литьем, механической обработкой поверхностей;

- виды и назначение рабочих чертежей изделий основного и вспомогательного производст­ва, требования, предъявляемые к ним;

уметь:

- выполнять и читать эскизы и рабочие чертежи деталей.

Форма детали и ее элементы. Графическая и текстовая часть чертежа.

Применение нормальных диаметров, длины и т. п. Понятие о конструктивных и технологи­ческих базах.

Измерительный инструмент и приемы измерения деталей.

Литейные и штамповочные уклоны и скругления. Центровые отверстия, галтели, проточки. Понятие о шероховатости поверхности, правила нанесения на чертеж её обозначений. Обо­значение на чертежах материала, применяемого для изготовления деталей. Назначение эскиза и рабочего чертежа. Порядок и последовательность выполнения эскиза деталей. Рабочие чертежи изделий основного и вспомогательного производства - их виды, назначение, требования, предъяв­ляемые к ним. Ознакомление с техническими требованиями к рабочим чертежам. Понятие о допусках и посадках.

Порядок составления рабочего чертежа детали по данным её эскиза. Выбор масштаба, фор­мата и компоновки чертежа.

Понятие об оформлении рабочих чертежей для единичного и массового производства. Упражнение. Выполнение эскизов и рабочих чертежей машиностроительных деталей 1-й и 2-й сложности. Чтение рабочих чертежей.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково практическое назначение эскиза?

2. Какие требования предъявляют к чертежу детали?

3. Какова структура обозначения шероховатости поверхности?

4. Как расшифровать обозначения: СЧ 12-28; Ст 4, А 8?

5. Указывают ли масштаб в графе «Масштаб» основной надписи при выполнении эскиза?

Тема 4.5. Разъемные и неразъемные соединения деталей

Студент должен знать:

- виды разъемных соединений деталей;

- резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые соединения деталей, их назначение и ус­ловные изображения;

- виды неразъемных соединений деталей;

- условные изображения и обозначения сварных соединений по ГОСТ 2.312-72;

- оформление чертежей сварных соединений;

- резьбовые соединения труб; уметь:

- изображать болтовые, винтовые соединения и соединения шпилькой упрощенно по ГОСТ 2.315-68;

- изображать и обозначать сварные соединения по ГОСТ 2.312-72;

- читать чертежи соединений, получаемых клепкой, пайкой, склеиванием по ГОСТ 2.313-68.

Различные виды разъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые), штифтовые соединения деталей, их назначение, условия выполнения.

Первоначальные сведения по оформлению элементов сборочных чертежей (обводка конту­ров соприкасающихся деталей, штриховка разрезов и сечений, изображение зазоров).

Изображение крепежных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от наружного диаметра резьбы.

Изображение соединений при помощи болтов, шпилек, винтов, упрощенно по ГОСТ 2.315-68. Сборочные чертежи неразъемных соединений.

Упражнение. Вычерчивание болтового, шпилечного, винтового соединений деталей по ус­ловным соотношениям и упрощенно. Выполнение чертежей неразъемных соединений деталей. Чтение чертежей разъемных и неразъемных соединений деталей.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды соединений относят к разъемным?

2. Какие виды резьбовых соединений вы знаете?

3. В каких случаях применяют упрощенные изображения резьбовых соединений?

4. В чем состоит условность обозначения трубной резьбы?

5. В каких случаях применяют мелкий шаг метрической резьбы?

6. Какие виды соединений относят к неразъемным?

7. Какие существуют виды сварки (в зависимости от технологии сварки) и какими индексами они обозначаются?

8. Как обозначают швы сварных соединений?

Тема 4.6. Зубчатые передачи

Студент должен иметь представление:

- об изображении различных способов соединения зубчатых колес с валом;

-об условных изображениях реечной и цепной передач, храпового механизма; знать:

- основные виды зубчатых передач;

-цилиндрическая, коническая и червячная передачи - технология изготовления, основные параметры, конструктивные разновидности зубчатых колес;

уметь:

-условно изображать зубчатые колеса, червяк и червячное колесо на рабочих чертежах. Основные виды передач. Технология изготовления, основные параметры. Конструктивные

разновидности зубчатых колес.

Условные изображения зубчатых колес и червяков на рабочих чертежах. Условные изо­бражения цилиндрической, конической и червячной передач по ГОСТу.

Изображение различных способов соединения зубчатых колес с валом. Условные изображения реечной и цепной передач, храпового механизма.

Упражнение. Выполнение эскизов деталей зубчатых передач. Выполнение и чтение чер­тежей зубчатых колес и червяков, чертежей различных видов передач.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение зубчатых передач?

2. Каковы основные элементы цилиндрического зубчатого колеса?

3. Что такое модуль зацепления?

4. Какие существуют условности при изображении зубчатых колес?

5. Перечислите виды зубчатых передач и определите их практическое значение.

Тема 4.7. Чертеж общего вида и сборочный чертеж

Студент должен иметь представление:

-о комплекте конструкторской документации;

-об изображении контуров пограничных деталей;

-об изображении частей изделия в крайнем и промежуточном положениях;

-о порядке сборки и разборки сборочных единиц;

-об обозначении изделий и их составных частей;

-о конструктивных особенностях при изображении сопрягаемых деталей;

-об изображении уплотнительных устройств, подшипников, пружин, стопорных и устано­вочных устройств;

знать:

- назначение и содержание сборочного чертежа и чертежа общего вида, их отличительные особенности;

- порядок выполнения сборочного чертежа и заполнения спецификации;

-упрощения, применяемые в сборочных чертежах, увязку сопрягаемых размеров;

- порядок деталирования сборочного чертежа; уметь:

-последовательно выполнять сборочный чертеж и наносить на него позиции деталей.

Комплект конструкторской документации. Чертеж общего вида, его назначение и содержание.

Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Последовательность выполнения сбо­рочного чертежа.

Выполнение эскизов деталей разъемной сборочной единицы, предназначенных для выполнения сборочного чертежа. Увязка сопрягаемых размеров. Порядок сборки и разборки сборочных единиц.

Обозначение изделия и его составных частей. Порядок выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей. Выбор числа изображений. Выбор формата. Размеры на сборочных чертежах. Штриховка на разрезах и сечениях.

Изображение контуров пограничных деталей. Изображение частей изделия в крайнем и промежуточном положениях.

Конструктивные особенности при изображении сопрягаемых деталей (проточки, подгонки со­единений по нескольким плоскостям и др.). Упрощения, применяемые в сборочных чертежах. Изо­бражение уплотнительных устройств, подшипников, пружин, стопорных и установочных устройств.

Назначение спецификаций. Порядок их заполнения. Основная надпись на текстовых доку­ментах. Нанесение номеров позиций на сборочный чертеж.

Упражнение. Чтение сборочных чертежей.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение сборочного чертежа на производстве?

2. В какой последовательности выполняют сборочный чертеж?

3. Какие упрощения применяют на сборочных чертежах?

4. Какие существуют правила для нанесения номеров позиций на сборочных чертежах?

5. Что такое спецификация и каков порядок ее заполнения?

6. Какие размеры проставляют на сборочном чертеже?

7. Как штрихуют детали на сборочном чертеже в разрезе?

Тема 4.8. Чтение и деталирование чертежей

Студент должен знать:

- назначение и принцип работы конкретной сборочной единицы, узла;

- габаритные, установочные и присоединительные размеры; уметь:

- читать и деталировать сборочный чертеж.

Назначение конкретной сборочной единицы. Принцип работы. Количество деталей, входя­щих в сборочную единицу. Количество стандартных деталей. Габаритные, установочные, присое­динительные и монтажные размеры. Деталирование сборочного чертежа (выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и определение их размеров). Порядок деталирования сборочных чер­тежей отдельных деталей. Увязка сопрягаемых размеров.

Упражнение. Чтение сборочных чертежей.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково практическое назначение деталирования?

2. Всегда ли количество видов деталей на сборке соответствует количеству видов на рабочем чертеже?

3. Какие детали не подлежат деталированию?

4. Как определить размеры детали сборочного чертежа, если он отпечатан в произвольном мас­штабе?

Раздел 5. ЧЕРТЕЖИ И СХЕМЫПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Содержание темы разрабатывается предметно-цикловой комиссией учебного заведения в соответствии с получаемой специальностью, согласовывается с предметно-цикловыми комиссия­ми профилирующих дисциплин и утверждается заместителем директора по учебной работе.

Студент должен иметь представление:

-о структуре и видах конструкторской документации; знать:

- требования ГОСТов ЕСКД по оформлению чертежей и схем; уметь:

- выполнять и оформлять электрические схемы;

- применять условности и упрощения на чертежах схем;

- читать схемы;

- самостоятельно пользоваться ГОСТами ЕСКД и другими техническими справочниками.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие конструкторские документы называются схемами?

2. Назовите виды схем, которые обозначаются буквами К, Г, П, Э, О.

3. Как подразделяются схемы в зависимости от основного назначения?

 

Рекомендуемая литература и нормативная документация для выполнения задания:

1. Боголюбов С.К., Инженерная графика: Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Машиностроение, 2004-352с.

2. Инженерная графика: Методические указания и контрольные здания. - Н.Н.:ФГОУ СПО «Республиканский заочный автотранспортный техникум», 2011-130с.

3. ГОСТ 2.104-68 «ЕСКД. Основные надписи»

4. ГОСТ 2.301-68 «ЕСКД. Форматы»

5. ГОСТ 2.302-68 «ЕСКД. Масштабы»

6. ГОСТ 2.303-68 «ЕСКД. Линии»

7. ГОСТ 304-81 «ЕСКД. Шрифты чертёжные»

8. ГОСТ 2.305-68 «ЕСКД. Виды. Сечения. Разрезы»

9. ГОСТ 2.306-68 «ЕСКД. Обозначения графические материалов и правила нанесения их на чертеж»

10. ГОСТ 2.307-68 «ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений»

11. ГОСТ 2.309-2005 «ЕСКД. Обозначение шероховатости поверхностей»

12. ГОСТ 2.311-68 «ЕСКД. Изображение резьбы»

13. ГОСТ 2.317-69 «ЕСКД. Аксонометрические



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: