Характеристика источников.




Основные виды деятельности

  1. Выступления на семинарах

Студентам предлагается 16 семинаров по 7 темам. Вопросы к семинарам, списки источников и литературы - см. Учебно-методические материалы и программа по античной истории. Выступления оцениваются по шкале от 0 до 40 баллов. За каждое занятие можно получить максимально по 5 баллов. 5 баллов выставляется за активное участие в обсуждении вопросов семинара (выступление по основному вопросу и 1-2 дополнения по другим вопросам; или не менее 3-4 полноценных дополнений по разным вопросам семинара, или подготовленное самостоятельно сообщение по теме семинара). 1 балл выставляется за одно полноценное дополнение + правильно заданный вопрос или 1-2 комментария по основным вопросам семинара. 1-2 балла можно также получить, если не получилось выступить на семинаре, за подготовку к семинару, выполненную в письменной форме (при этом в тетради должен быть не материал, переписанный из учебника, а как минимум развернутый план ответа на все вопросы семинара, сопровождающийся ссылками на источник).

Характеристика источников.

Характеристика источников предполагает подбор и описание источников по темам семинаров и является дополнением к семинарам. Желательно при описании источников к семинару провести их систематизацию по хронологическому или содержательному принципу. Описание документов предполагает использование определенной схемы.

Схема описания источников:

- время написания;

- сохранность;

- авторство;

- тип источника;

- цель написания;

- краткая характеристика исторической обстановки и взглядов автора;

- вопросы, освещенные автором;

- достоверность источника;

- значимость источника для конкретной темы.

  1. Выполнение практических работ

Практические работы: один итоговый тест и одна контрольная работа. Итоговый тест проводится в конце семестра, после выполнения всех основных занятий по дисциплине. Максимальный балл – 20 б.

Контрольная работа состоит из двух частей: одна - на знание и умение работать с источниками по темам семинаров. Максимальная оценка – 5 баллов. Вторая часть – на знание исторической карты, проводится в форме диктанта по контурной карте. Оценка – 5 баллов.

Зачет по карте сдается устно: отдельно история Древней Греции, отдельно история Древнего Рима. Ответы по карте предполагают не только умение показать объект на карте, но и умение объяснить его место нахождение (определиться по сторонам света, назвать название полуострова или острова, где находится данный объект).

 

Вопросы для зачета по контурным картам по античной истории:

  1. Территория, заселенная древними греками (названия, умение объяснить местоположение).
  2. Области географического разделения Древней Греции.
  3. Моря, омывающие Балканский полуостров (название, умение объяснить, где находится).
  4. Расположение и название полуостровов в Эгеиде (название, умение объяснить, где находится).
  5. Наиболее крупные острова Эгейского моря (название, умение объяснить где находится).
  6. Основные реки Эллады (название, умение объяснить где находится).
  7. Полезные ископаемые на территории Греции (необходимо показать и объяснить где находится).
  8. Основные греческие племена, расселение греческих племен (названия племен, областей расселения).
  9. Основные греческие полисы (названия, умение объяснить местоположение).
  10. Места важнейших археологических открытий в Эгеиде (название города или места, его расположение, что именно было найдено).
  11. Основные святилища греков (название места, храма, кому посвящен, значение святилища).
  12. Основные направления Великой греческой колонизации.
  13. Греческие колонии в Средиземноморье и Причерноморье (знать названия, уметь объяснить их местоположение).
  14. Основные ремесленные и торговые центры эллинского мира в период расцвета Греции (знать названия, уметь объяснить их местоположение).
  15. Основные торговые пути, предметы экспорта и импорта, торговые связи греков (уметь объяснить где проходили, как менялись).
  16. Области материковой Греции (знать названия, уметь объяснить местоположение).
  17. Места основных сражений во время Греко-персидских войн и Пелопоннесской войны (знать названия, уметь объяснить местоположение).
  18. Походы Александра Македонского (направления походов, основные сражения, уметь показать и объяснить где находятся).
  19. Основные эллинистические государства (названия, территориальные рамки).
  20. Территория, занимаемая древними римлянами.
  21. Основные географические области Древней Италии.
  22. Области Апеннинского полуострова.
  23. Моря, омывающие Апеннинский полуостров.
  24. Основные реки и озера Древней Италии.
  25. Острова, окружающие Апеннинский полуостров.
  26. Полезные ископаемые.
  27. Горы Древней Италии.
  28. Население Древней Италии.
  29. Греческие колонии на территории Апеннинского полуострова.
  30. Основные ремесленные и торговые центры Древней Италии периода расцвета Рима.
  31. Торговые пути, предметы экспорта и импорта, торговые связи Рима.
  32. Основные сражения Пунических войн.
  33. Войны Рима на Востоке.
  34. Римские провинции.
  35. Рост территории Рима в I-II в. н.э.
  36. Административное деление Рима в III-V вв. н.э.
  37. Войны Рима с германскими племенами с конца I в. до н.э. – V в. н.э.

38. Восстания рабов в Риме.

Зачет по карте по истории Древнего Рима сдается аналогично, должны знать названия и уметь объяснить местоположение всех требуемых объектов).

 

4. Для формирования относительно систематических представлений по курсу студентам предлагается такой вид заданий как пересказ лекций. Максимальный балл – 10б: 5б – история Древней Греции, 5б– история Древнего Рима.

5. Для тех, кто хочет получить максимально высокий балл по дисциплине предлагается творческое задание в форме проектов. Темы проектов – история античной культуры. Форма может быть различная: подготовка комплекса методических материалов для проведения занятия по античной культуре в школе или университете; подготовка сюжета из жизни античного общества (театр, занятия в античной школе, заседание гелиэи, выступление ораторов и т.п.); стихотворение (поэма), посвященное персонам или событиям античной истории; макеты учебных пособий и т.д.

Максимальный балл – 10 б.

6. Дополнительные виды деятельности предусмотрены для студентов, желающих увеличить количество баллов, полученных в ходе выполнения основных видов деятельности. Они не могут выполняться вместо основных, так как являются лишь дополнительными, выполняются во внеучебное время и только после выполнения основных.

Собеседование по монографиям – одно из форм промежуточного контроля. Чтение специальной литературы является одним из видов самостоятельной работы студентов, которое не просто расширяет кругозор, но помогает студентам познакомиться с основными этапами, способами исследовательской деятельности историка. Собеседование предполагает не просто поверхностное чтение литературы, но тщательный анализ прочитанного. При чтении монографий следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. история изучения данной проблемы.

2. цель, задачи автора, обоснование им выбора проблемы.

3. круг источников, используемых в работе.

4. основные вопросы, рассматриваемые автором.

5. система доказательств.

6. вклад автора в решение проблемы.

 

СПИСОК МОНОГРАФИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ДН. ОТД. ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

1. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1999.

2. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1976.

3. Бартонек А. Златообильные Микены. М.,1981.

4. Берве Г. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997.

5. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М.,1976.

6. Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.,1996.

7. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции УШ-У вв. до н.э. СПб., 2000.

8. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в УI в. до н.э. М., 1964.

9. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994.

10. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979.

11. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1996.

12. Маринович Л.П. Греки и Александр Македонский. (К проблеме кризиса полиса). М., 1993.

13. Печатнова Л.Г. История Спарты: период архаики и классики. СПб., 2001.

14. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л.. 1988.

15. Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики. Общество. Личность. Власть. СПб., 2001.

16. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л., 1981.

17. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в Античной Греции. Л., 1991.

18. Шофман А.С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984.

19. Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М.,

1 999.

20. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.

ДРЕВНИЙ РИМ

1. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л.,1985.

2. Ельницкий Л.А. Возникновение и развитие рабства в Риме в УШ-11 вв. до н.э. М.,1964.

3. Кнабе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. М.,1986.

4. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье. М.,1975.

5. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М.,1990.

6. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М.,1983.

7. Маяк И.Л. Римляне ранней Республики.М., 1993.

8. Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики II в. до н.э. М., 1986.

9. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965.

10. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М.,1978.

11. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

12. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1975.

13. Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития. М., 1978.

14. Штаерман Е.М. История крестьянства в Древнем Риме. М., 1996.

15. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964.

16. Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). М., 1971.

 

Коллоквиумы по двум темам предлагаются в качестве дополнительных заданий. Можно подготовить одну или две темы. При собеседовании проверяется знание фактического материала, дат, умение ориентироваться по карте, использование конспекта допускается минимально. Коллоквиумы проводятся по группам из 3-4 человек.

 

Коллоквиум

Греко-персидские войны

Вопросы:

  1. Война как способ решения конфликтов в античной истории.
  2. Причины греко-персидского конфликта.
  3. Периодизация греко-персидских войн.
  4. Характер, особенности греко-персидских войн.
  5. Расстановка сил накануне войн.
  6. Отношение греческих полисов к войне: Спарта, Афины, Дельфы, Фивы, другие полисы.
  7. Ход событий по периодам.
  8. Основные сражения: Марафон, Фермопилы, Артемисий, Саламин, Платеи, Микале, Эвримедонт.
  9. Полководцы: Мильтиад, Фемистокл, Аристид, Павсаний, Леонид, Кимон, Мардоний, Ксеркс.
  10. Афинский морской союз и его роль в истории греко-персидских войн.
  11. Итоги войн. Калиев мирный договор.

12. Причины побед греков, значение греко-персидских войн.

 

Источники и литература:

  1. Геродот. История. – М., 1993.
  2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2 т. – М., 1994.
  3. Плутарх. О злокозненности Геродота // Лурье С.Я. Геродот. – М.;Л., 1947.
  4. Непот, Корнелий. О знаменитых иноземных полководцах. – М., 1992.
  5. Хрестоматия по истории Древней Греции / под ред. Д.П.Каллистова. – М., 1964. – Раздел VI.
  6. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. В 4 т. Т.1. Античный мир. – СПб., 1994.
  7. История Европы. В 8 т. Т.1. Древняя Европа. – М., 1988.
  8. Шауб И., Андерсен В. Спартанцы в бою. – М., 2008. – С.93-134.
  9. Штолль Г.В. Герои Греции в войне и мире. – Скорина, 1992.

 

Коллоквиум

Пунические войны

Вопросы:

  1. Война как способ решения конфликтов в античном мире.
  2. Причины Пунических войн.
  3. Рим и Карфаген накануне войн.
  4. Соотношение сил.
  5. Ход событий (основные события всех Пунических войн).
  6. История первой Пунической войны.
  7. История второй Пунической войны.
  8. История третьей Пунической войны.
  9. Итоги, значение и последствия Пунических войн.
  10. Полководцы: Гамилькар Барка, Ганнибал, Фабий Максим, Марцелл, Сципион Африканский Старший, Сципион Эмилиан.

 

Источники и литература:

1. Полибий. Всеобщая история. – СПб,. 1994-1995.

2. Тит Ливий. История Рима от основания города.- М., 1989.

3. Горьков С.Ю. Рим и Карфаген. Великая морская война. – М., 2003.

4. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. В 4 т. Т.1. Античный мир. – СПб., 1994.

5. Конноли П. Греция и Рим: энциклопедия военной истории. – М., 2000.

6. Кораблев И.Ш. Ганнибал. – М., 1976.

7. Махлаюк А.В. Римские войны: под знаком Марса. – М., 2003.

8. Немировский А.И. Три войны. – Л., 1961.

9. Ревяко К.А. Пунические войны. – Минск, 1988.

10. Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. – М., 1986.

11. Штолль Г.В. История Рима в биографиях. – М., 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: