Сатьянанда Сарасвати
Свами Сатьянанда Сарасвати (24 декабря 1923 — 5 декабря 2009) — йогин, мастер йоги и тантры, широко признанный как в Индии так и на Западе, один из учеников Свами Шивананды. Автор более 80 книг. Свами Сатьянанда основал несколько организаций, способствующих развитию и изучению йоги:
- Общество божественной жизни (Divine Life Society) в 1936 г.
- Международное движение йоги в 1963 г.
- Бихарская школа йоги в 1964 г.
- Фонд исследований йоги в 1984
- Книга: Сурья Намаскара, Йога Нидра
Т.К.В. Дешикачар
Книга «Сердце йоги» Принципы построения индивидуальной практики. «Йога-Сутры» Патанджали.
Т. К. В. Дешикачар, инженер-строитель по образованию, жил со своим отцом и учился у него до самой смерти Кришнамачарьи, то есть до 1989 года. Он посвятил свою жизнь обучению йоге; его ученики — люди самого разного происхождения и уровня способностей. Сейчас он преподает в Мадрасе в школе, основанной в память об его отце, а также в Европе, США, Австралии и Новой Зеландии. Шри Тирумалаи Кришнамачарья, проживший более 100 лет, был одним из величайших йогов нового времени. Элементы его учения стали известны в мире благодаря деятельности Б. К. С. Айенгара, Паттабхи Джойса и Индры Дэви, которые в молодости учились у Кришнамачарьи. Его сын Т. К. В. Дешикачар занимался с отцом всю свою жизнь, и в настоящее время он преподает йогу Кришнамачарьи. Метод Дешикачара основан на фундаментальном учении Кришнамачарьи, согласно которому для достижения максимального исцеляющего эффекта необходимо постоянно адаптировать практику йоги к. изменяющимся потребностям личности.
4. Хатха-йога Прадипика» — написанный на санскрите текст о хатха-йоге, предположительно датируемый XV веком. Автором считается Свами Сватмарама, последователь Свами Горакши. Является древнейшим уцелевшим классическим текстом хатха-йоги. Текст написан в рамках индуистской философской школы йоги и посвящён Шиве, который, согласно традиции индуизма, передал тайные знания о хатха-йоге своей божественной супруге Парвати. В целом текст состоит из 10 глав.
В русском переводе до сих пор издавались только первые четыре:
1. описывает асаны и питание, перечисляет ямы (сдержанность в поведении) и ниямы (соблюдаемые ограничения).
2. описывает пранаяму и шаткармы (практики внутреннего очищения).
3. рассказывает о мудрах, бандхах («замках»), нади (каналах в тонком теле человека, по которым течёт прана), и энергии кундалини.
4. описывает пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи.
Авторы книги с коментариями: Сарасвати Свами Сатьянанда, Сарасвати Свами Муктибодхананда. «Хатха-йога Прадипика»
Это уникальное издание содержит перевод классического йоговского трактата, включающего руководство по асанам, шаткарме, пранаяме, мудрам, бандхам и самадхи, шлоки которого подробно и исчерпывающе прокомментированы ведущими наставниками Бихарской школы йоги с практической точки зрения. По объему содержащейся информации и глубине изложения является одним из лучших практических пособий по йоге на русском языке на сегодняшний день.
Сарасвати Свами Сатьянанда
Родился в 1923 году в маленьком городке около Алморы, штат Уттар Прадеш, у подножия Гималаев. В детстве он проявлял неординарные способности и имел свое первое духовное переживание в возрасте шести лет. Он был благословлен многими мудрецами и садху, проходившими мимо его дома на своем пути к более возвышенным областям Гималаев. Они зародили в нем интенсивное желание достичь тех же духовных высот и вызвали в нем сильное ощущение вайрагьи (отсутствия мирских желаний и привязанностей), что было замечательно для столь молодого человека.В 1984 году Свами Сатьянанда основал две независимые организации: «Шивананда Матх» и «Фонд исследований йоги», функционирующие в тесном сотрудничестве с Бихарской школой йоги.
Фонд «Шивананда Матх», основанный в память о его гуру, Свами Шивананде, представляет собой общественную и благотворительную организацию, предоставляющую стипендии для получения высшего образования представителям непривилегированных слоев населения. Другие проекты фонда включают в себя бесплатную медицинскую помощь, операционную медицинскую помощь и создание банка крови, а также бурение артезианских скважин в сельских местностях.
«Фонд исследований йоги» был организован с целью проведения исследований древних йогических и тантрических практик с позиций современной науки. Фонд содержит обширную научную библиотеку и проводит исследования по различным аспектам йоги с помощью квалифицированных ученых со всего мира.
Свами Сатьянанда Сарасвати является автором более восьмидесяти прекрасно принимаемых книг по йоге.
Сарасвати Свами Муктибодхананда
Родилась в 1959 году в Мельбурне, Австралия. С самого детства ее приучали к йогической садхане и ашрамной жизни. В семнадцать лет она приехала в Индию, чтобы жить рядом со Свами Сатьянандой Сарасвати — ее гуру. Ее послушание гуру, преданность садхане и твердость в ней были непоколебимы.Она выполнила исследования двух древних йогических текстов — «Свара-йога — тантрическая наука о ритмах дыхания» и «Хатха-йога Прадипика» — и приняла участие в написании данного комментария. Она является весьма сведущей как в научных, так и в традиционных аспектах йоги. Данная работа является результатом передачи безграничной мудрости её гуру относительно интерпретации и прояснения древнего йогического текста для современного человека.
Бихарская школа йоги является основным местопребыванием Свами Сатьянанды Сарасвати и официальным центральным органом Международного движения йоги. Она была основана в 1964 году с целью предоставления возможностей овладения йогой для семейных людей, а также для санньясинов. Это уникальное учреждение стало впоследствии центром массового возврата к древним предписаниям йогической науки. В 1968 году был организован первый тренировочный курс учителей йоги для учащихся из Европы. С тех пор школа выросла в известный международный учебный центр с большим числом последователей и бесчисленными отделениями и вспомогательными центрами по всей Индии и за границей.
Сегодня Бихарская школа йоги состоит из «Ашрама Шивананды», первоначального центра, и «Даршана на Ганге», нового ашрамного комплекса, построенного на высоком холме, смотрящем на Гангу. Здесь, в атмосфере естественной природной красоты, среди прекрасных садов, зеленых рисовых полей и величественной панорамы Ганги появляется новое видение йогической жизни.