ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫИ ОРГАНИЗАЦИЯ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Общие принципы организации коррекционной работы с детьми с ЗПР в специальных дошкольных (диагностико-коррекционных) группах
Забота об охране и укреплении здоровья детей
Для этого режим жизни детей должен быть щадящим, строго дозирующим нагрузку на их нервную систему: небольшое количество детей, квалифицированный педагог создают спокойный, доброжелательный стиль общения с ними и между ними; прогулки на свежем воздухе более продолжительны, чем обычно методика их проведения тщательно продумывается; значительное место отводится занятиям физической культурой, ритмикой; дневной отдых продолжительнее, чем обычно, и организуется так, чтобы обеспечить сон каждого ребенка; учебные занятия (главным образом в первую половину учебного года) короче по времени, методически проводятся целенаправленнее (каждый ребенок находится в поле зрения воспитателя), а следовательно, являются более результативными, нежели аналогичные занятия для таких детей в обычных группах; за здоровьем каждого ребенка устанавливается тщательный контроль, в случае необходимости организуется своевременное лечение.
На групповых и индивидуальных занятиях с детьми проводятся упражнения, направленные на коррекцию нарушений моторных функций: зрительно-моторной координации, моторики руки, орального праксиса (последнее очень важно для развития речи детей) и др.
Вся работа с детьми по охране и укреплению их здоровья проводится в тесном контакте с семьей: ведется пропаганда популярных медицинских знаний, в определенной системе на протяжении учебного года даются практические советы и рекомендации по воспитанию нервных, физически ослабленных детей, созданию для них необходимого режима жизни в семье; одновременно проводится цикл занятий педагогического всеобуча родителей по актуальным для них психолого-педагогическим вопросам и с учетом условий развития детей в семье. Главная задача — свести к минимуму вредное влияние семьи на развитие ребенка.
Содержание детской деятельности производится на перспективу
в соответствии с требованиями программы, предъявляемыми к выпускникам подготовительных групп с обязательным учетом уровня их психического развития.
Учитывая значительную задержку в развитии умственной сферы детей в сравнении с оптимально реализованными возрастными возможностями, в частности в развитии вербально-логического мышления, надо стремиться к максимальному использованию различных форм ручной деятельности, предметных действий как важнейшего условия для развития анализирующего восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации. На основе практического интеллектуально активного освоения детьми предметов и явлений ближайшего окружения необходимо помогать им овладевать сенсорными эталонами, устанавливать простейшие количественные связи и зависимости (уточнять и закреплять представления о геометрической форме, количественных отношениях «больше — меньше», делении на части и т.п.). При этом учитываем особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми программного содержания.
Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов
И средств работы с детьми
Являясь важнейшим принципом коррекционно-педагогической работы с детьми, он не исключает групповых учебных занятий даже на начальных этапах работы. Но организация этих занятий обязательно предполагает особое внимание к тем детям, которые труднее других усваивают (или вообще не усваивают) учебный материал: каждый ребенок привлекается к решению посильных для него задач, определяются объем и характер работы с ним за пределами коллективного занятия. Индивидуальная работа с ребенком, как продолжение общегруппового учебного занятия, планируется и проводится до тех пор, пока он не будет усваивать учебный материал наравне со всеми при использовании коллективных средств и методов обучения.
Создания положительного эмоционального отношения у ребенка
Это достигается благодаря соблюдению следующих организационно-педагогических требований: обязательного создания доброжелательной атмосферы общения воспитателя с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-либо делать), их между собой и с воспитателем; обеспечения каждому ребенку близкой и понятной мотивации деятельности; широкого использования на учебных занятиях (особенно в первой половине учебного года и на тех занятиях, где дети испытывают большие затруднения) игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности, а также получению заданного результата. На любом занятии ребенок должен пережить радость от преодоленной трудности. В этих целях от занятия к занятию для каждого ребенка специально планируется постепенное усложнение заданий.
Поддерживается и поощряется любое проявление детской пытливости и инициативы. Научить детей удивляться, видеть необычное в ближайшем окружении, вызвать желание понять, стремление найти объяснение непонятному, научить спрашивать взрослых и сверстников — это тоже важнейшие установки в работе с детьми. Все детские вопросы специально учитываются, классифицируются по характеру отношения к той или иной сфере действительности (к природе, общественной жизни, технике, труду и др.), глубине содержания, степени выражения познавательного отношения к окружающему (ситуативные, случайные вопросы, а также выражающие зачатки познавательного интереса и т.п.).
Работа по умственному развитию постоянно дифференцируется и усложняется. Так, если основная цель работы с детьми на начальном этапе состоит в пробуждении у них элементарного любопытства по отношению к окружающему, то цель следующего этапа — каждодневная и изобретательная работа с ними по формированию любознательности, наблюдательности, активного отношения к создаваемой для них проблемной ситуации. Педагог обязан заранее планировать влияние на содержание сюжетных игр детей; организовывать наблюдения за животными, растениями, теми или иными природными явлениями, трудовыми делами, создавать простейшие проблемные ситуации в быту, проводить опыты (с водой, снегом, плавающими и не плавающими предметами и т.п.), беседы, экскурсии и др.
Развитие руки ребенка
Для развития движений руки детей используются как традиционные для детских садов формы работы на учебных занятиях продуктивными видами деятельности, математикой (в усложняющейся последовательности с детьми проводятся упражнения по обведению контуров геометрических фигур, зарисовке их в заданном пространстве, штриховке контурных рисунков, изображающих различные предметы), так и специальная система занятий в период их пребывания в диагностико-коррекционной группе. Эта система занятий включает в себя два направления работы: развитие движений пальцев кисти ребенка в процессе овладения рисовальными действиями и подготовку его руки непосредственно к школьному письму через систему специальных упражнений.