В общенаучном смысле принцип (от латинского – principium) – это исходная руководящая идея, лежащая в основе всякой организации, деятельности, права как социальной реальности, отрасли знания и т.д. Во всех отраслях современного права существует и действует не один, а целая система принципов, и институт правотворчества в данном случае не является исключением.
В юридической литературе также существует множество определений понятия «принципы права», которые основываются на совокупности необходимых признаков. Не вдаваясь в описание размышлений о многообразии определений «принципов права», так как это не является предметом настоящей курсовой работы, представляется целесообразным остановиться на понятии данным Г.А. Борисовым: Юридический принцип – это обусловленное природой государства и правового регулирования обобщённое требование к системе социальных связей и юридическим формам их опосредствования, являющееся формой отражения государственно-правовых закономерностей и руководством для достижения целей правового регулирования[1].
Принципы имеют гносеологическую природу, складываются в результате познания всей суммы правовых явления как высшей ступени их теоретического освоения[2]. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать ошибок в процессе законотворчества, обеспечивает снижение вероятности создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения. В современном Российском институте правотворчества принято выделять следующие принципы:
1. Законности;
2. демократизм;
3. профессионализм;
4. планомерность;
5. своевременность;
6. исполнимость.
Кратко рассмотрим каждый из указанных принципов правотворчества.
Принцип законности. Он говорит о соблюдении определённой процедуры, регламента принятия правового акта. Каждый нормативный акт должен приниматься государственным органом или только в пределах его компетенции. Разработка и дальнейшее принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями, и в объеме, закрепленном за этими субъектами. Принимаемый акт не должен быть противоречивым по внутреннему содержанию и не должен содержать противоречия с действующим законодательством. Необходимо соблюдать соответствие нового акта Конституции и федеральным законам страны, общепринятым принципам и нормам международного права.
Принцип демократизма предполагает под собой нахождение и выражение в нормативно-правовых актах волеизъявление народа, характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития активных институтов в обществе.
Демократические механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа, а это подразумевает, что принимаемые нормы имеют право на существование только в результате учета общественного мнения.
Так, всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы (именно в ходе референдума 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ). Наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества является гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов, примечательным здесь будет опыт по учету мнения народа при проектировании федерального закона «О полиции», в 2010-2011 годах, по средствам интернета. Это подтверждает мнение, что законы создаются непосредственно для общества, и при игнорировании общественного мнения существует большая вероятность, что закон пойдет не на благо обществу.
Принцип профессионализма имеет особую важность поскольку требует особых навыков, умения и даже таланта. На подготовительном этапе особую роль имеют ученые-правоведы и специалисты в какой-то конкретной области, которые в составе рабочих групп, разрабатывают тексты нормативно-правовых актов. Для соблюдения этого важного принципа законопроект обязан готовиться при скрупулёзном исследовании социально-экономической ситуации в государстве, политической обстановки, как внутри страны, так и во всем мире в целом. Для принятия эффективных нормативно-правовых актов необходимы навыки владения правилами юридической техники. Обусловленность этого мы найдем в том, что законы закрепляют свое действие на огромные слои населения, а иногда и абсолютно на всех и каждого, в связи с этим, их качество должно иметь высокий уровень.
Принцип планомерности означает, что процесс претворения норм права в жизнь осуществляется на плановой основе. Например, в нижней палате парламенте страны (Государственной думе), на каждую сессию утверждается график рассмотрения внесенных законопроектов с учетом количества чтений и отзывов.
Принцип своевременности говорит о том, что правотворчество должно иметь правильное определение продуктивного времени подготовки и утверждения нормативно-правовых актов. Кроме того, издаваемый закон должен быть актуален для общества в современных условиях, отвечать реалиям времени, учитывать современные технологии и течения.
Принцип исполнимости, так же имеет важное значение для правотворчества. Он не допускает приятие, и разработку в целом, такой нормы права, которая заведомо не сумеет приспособиться и функционировать в правовой действительности государства и общества. Существует даже специальный термин для таких норм права, которые заведомо не будут использоваться в правоприменительной практике – «мертворожденные нормы».
[1] Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник / Г.А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. С.147.
[2] Борисов Г.А. Указ. соч. С. 146.