КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По познавательному развитию
(для детей старшей группы)
Воспитатель: Зименкова Т.Г.
Тольятти 2016 г.
План - конспект разработан в соответствии с тематической неделей
«Земля – наш общий дом»
Тема: «Лес – наш богатство».
Цель: Продолжать обогащать представления о природе, отношения к ней.
Задачи:
Развивающие:
ОО «Познавательное развитие»
- Продолжать обогащать представления о природе и способах ее охраны.
- Развивать представления детей о разновидностях леса, правилах поведения в лесу.
- Расширить представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека), выходящих за пределы непосредственного восприятия.
- Способствовать проявлению индивидуальных познавательных интересов и потребностей.
- Развивать умения обследовать образцы, схемы, устанавливать взаимосвязь с практическим назначением.
ОО «Речевое развитие»
- упражнять детей в умении строить диалог в процессе самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.
- Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным ответом. Высказывать свое мнение, активно участвовать в обсуждении.
- Упражнять детей в употреблении слов: лиственный, хвойный, смешанный; в подборе родственных слов к слову «лес».
- Формировать умения детей использовать разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми взрослыми (договариваться, распределять действия при сотрудничестве).
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
-Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместные игры, занятия со стороны других людей.
- Развивать чувство гордости за собственные успехи и успехи друзей.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру взаимоотношений: умение договариваться, делиться предметами.
- Воспитывать ценностное отношение к природе.
Оборудование и материалы: Экран, проектор, ноутбук, картинки с изображением животных, схемы и таблицы о птицах, карта Российской Федерации, фотографии грибов и ягод, иллюстрации разных видов леса, иллюстрации о правилах поведения в лесу.
Взаимодействие с родителями:
-Предложить родителям совместно с детьми изучить дополнительную литературу о лесе и лесных жителях..
- Предложить родителям посмотреть мультфильмы о лесе.
Формы организации совместной деятельности.
№ | Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
1. | Речевая | Беседа, отгадывание загадок, Игра «Продолжи предложение», |
2. | Продуктивная | Игра «Кто где живет», изготовление плаката «Поведение в лесу: Можно и нельзя» |
3. | Двигательная | Физкультминутка |
Используемые технологии и средства реализации задач.
- Здоровьесберегющие технологии.
- Проблемные ситуации
- Интерактивные технологии
Ход образовательной деятельности.
В: Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие по просторам нашей Родины. Обратите свое внимание на карту России и скажите, какой цвет преобладает на карте? (дети смотрят, обсуждают).
Воспитатель обобщает ответы детей и сообщает, что главным богатством нашей великой страны являются леса:
В: - Лес – это легкие земного шара;
- Лес – это большое количество деревьев, стоящих плотно друг к другу и растущих на большом участке земли;
- Лес – это дом для большого количества деревьев, птиц, зверей, насекомых. В лесу растут травы, грибы, ягоды.
В: Ребята, а как вы думаете, все ли леса одинаковые?
Д: (высказывают свои предположения).
Воспитатель просит детей подойти к стульям, присесть и обратить внимание на экран.
В: Какие деревья вы видите? (на экране картина березового леса).
Д: Березы.
В: А как вы догадались?
Д: По стволу, он белый только у берез.
В: А как будет называться лес, в котором растут одни березы?
Д: Березовый.
В: Правильно, такой лес называется березовый лес.
В: Подумайте и скажите, как можно еще назвать по другому березовый лес? (березовая роща, или березняк).
Посмотрите на экран, как называются эти деревья? (на экране картина соснового леса)
Д: Сосны.
В: Как вы догадались?
Д: По стволу и по кроне деревьев.
В: А как будет называться лес, в котором растут одни сосны?
Д: Сосновый лес.
В: А какие деревья в этом лесу? (на экране картина елового леса).
Д: Елки, ели.
В: А лес, в котором растут только ели, называется как?
Д: Еловый лес.
В: Ребята, а как будет называться лес, если в нем растут и березы, и сосны, и ели? (на экране картина смешанного леса).
Д: высказывают свои предположения.
В: Такой лес называется смешанным.
Вывод: На территории нашей страны встречаются разные леса. Деревья, у которых на ветках не листья, а зеленые иглы – хвоя, называются хвойные. Это ель, сосна, лиственница, пихта, кедр. Леса, в которых растут эти деревья, называются хвойными.
В лиственных лесах растут клены, осины, березы, дубы, липы, ясени, рябины, но есть еще смешенные леса. В них растут разные деревья.
В: А кто из вас, был в лесу?
(картина леса на экране, музыка леса).
Дети отвечают.
В: Почему, людям нравится бывать в лесу?
Д: Потому что там красиво, чистый воздух, птицы поют, можно собирать грибы и ягоды и тд.
В лесу обитает много животных. Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто где живет », но для этого вам нужно разделится на четыре команды. 1 команда будет выбирать животных, которые живут в лесу, 2 команда - в жарких странах, 3 команда - на севере, 4 команда – домашних животных. С помощью жребия ребята вытягивают карточки с местом обитания животных, затем подходят к столу и отбирают карточки с изображение животных. После выполненной работы, каждая команда рассказывает, по каким признакам они отбирали животных, правильность проверяется на экране.
В: Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Утром дети в лес пошли (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)
И в лесу грибы нашли. (Приседание)
Наклонялись, собирали, (Наклоны вперед)
По дороге растеряли. (Разведение рук в стороны)
Влад с корзинкой в лес пошел (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)
Все поляны обошел, (повороты вокруг себя)
К старой елке подошел (Приседание)
И огромный гриб нашел. (Дети встают и разводят руки в стороны).
В: Кроме, зверей в лесу обитают и птицы.
Воспитатель рассказывает детям о видах птиц, опираясь на схему. К каждому виду прилагаются картинки с изображением птиц.
В: Перед вами, таблица, в ней представлена классификация птиц. Посмотрите внимательно. Назовите, каких птиц вы знаете?
|
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
В: Ребята, а сейчас мы проверим, как вы знаете птиц? Предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение ». На экране появляется вопрос, если дети отвечают правильно, появляется ответ и звуковой сигнал (аплодисменты), если не правильно (звучит горн).
- Одни птицы в поисках корма улетают ………..(в теплые края)
- Такие птицы называются…………(перелетные)
- Назовите перелетных птиц………(Ласточка, дятел, грачи, гуси и тд.)
- Многие птицы не боятся холода и остаются зимовать, их называют……(зимующие)
- Назовите зимующих птиц ……….(воробей, ворона, сова, тетерев)
- Некоторые птицы в поисках пищи из леса перебираются поближе к жилью человека, они перелетают на новое место жительства, таких птиц называют……(кочующие)
- Назовите таких птиц …………(снегирь, клест, сойка, синица).
- Назовите птиц, которые живут в лесу……….(дятел, сова, клест, тетерев и тд.)
В: В лесу можно еще найти грибы и ягоды. А какие грибы и ягоды есть в лесу, мы узнаем, отгадав загадки.
У пенька на тонких ножках
Выросло грибов немножко.
Что за дружные ребята?
Это же грибы...(опята)
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)
Вот и модницы сестрички,
И у них свои привычки -
Шляпки есть любого цвета,
Ты проверить можешь это. (Сыроежки)
В красной шляпе под осиной
К шляпе жёлтый лист прилип…
Полезай скорей в корзину
Ты съедобный, вкусный гриб. (Подосиновик)
Я нашла грибы в лесу.
Быстро маме отнесу.
Рыженького цвета
Нам привет от лета.
Очень любят их сестрички.
Называются … (лисички)
На опушке под сосной
Их в траве нашли с тобой.
Мы несём их в кузовке,
Трудно удержать в руке:
Скользкие ребята.
Что у нас? -...(маслята)
Самый лучший гриб в лесу
Я в лукошечке несу -
Крепкий, не червивый,
Со шляпою красивой.
Догадаетесь Вы в миг,
Что в корзинке - …(боровик)
Самый яркий гриб в лесу
Я домой не принесу.
Хоть красив его узор,
Не съедобен..(мухомор)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
На припёке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки.
(Земляника)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(Черника)
И красна, и кисла
На болоте росла.
(Клюква)
Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки.
(Брусника)
В: Молодцы, ребята загадки отгадывать умеете и ягоды знаете и грибы.
Посмотрите,пожалуйста,на экран (на экране лес с мусором). А почему лес стал таким?
Д: Люди оставили после себя мусор, не убрали за собой.
На экране два леса, чистый и с мусором.
В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, а какой лес вам нравится больше?
Д: Чистый.
В: А почему?
Д: Потому что в грязном лесу неприятно находиться.
В: Скажите, пожалуйста, а почему в лесу нельзя мусорить?
Д: В лесу нельзя мусорить, потому что лес, это дом для животных и растений Если мы будем мусорить, то растения погибнут, животные могут пораниться острыми банками, стеклом.
В: А что еще нельзя делать в лесу, чтобы не навредить лесу и его обитателям?
Д: Нельзя в лесу жечь костер, ветки ломать, животных и насекомых обижать.
В: Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы все узнали, как себя вести в лесу?
Д: Рассказать всем.
В: Ребята, а я предлагаю вам сделать плакат, который всем расскажет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Для этого вам необходимо будет объединиться в две группы. Одна группа выберет из предложенных мной картинок те, которые рассказывают о том, как себя нельзя вести в лесу, а вторая группа выберет те картинки, которые говорят о том, как себя можно вести в лесу.
На столе лежат картинки, дети делятся на две группы, выбирают картинки.
В: А теперь объясните, пожалуйста, свой выбор.
Дети объясняют выбранные картинки.
В: Молодцы, а теперь я предлагаю вам выбранные картинки наклеить на плакат. На одной половине плаката наклеены красные фигуры, а на другой зеленые. Как вы думаете, на какие из них мы будем наклеивать те картинки, которые говорят о том, как себя нельзя вести в лесу?
Д: На красные.
В: Почему?
Д: Потому что красный цвет, это цвет опасности. Он говорит о том, что этого делать нельзя.
Дети наклеивают картинки на плакат.
В: Молодцы, наш плакат готов. Ребята, а как можно назвать наш плакат?
Д: Берегите лес, хорошие и плохие поступки.
В: Молодцы, давайте подпишем название нашему плакату. А где мы можем повесить наш плакат?
Д: В группе, возле садика, возле леса.
В: Правильно, и благодаря нашему плакату все узнают, как себя нужно вести в лесу.