Тема: ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
Цель: ознакомление студентов с программой внеурочной познавательной деятельностью учащихся.
Задачи:
- образовательные: сформировать понятие о сущности программы внеурочной познавательной деятельности.
- воспитательные: формирование развития личности и его социальных компонентов.
- развивающие: получить системное представление о базовых ценностях и особенностях внеурочной познавательной деятельности, её технологиях; уметь использовать методы программы в работе.
Организационный момент:
Главное при разработке программы по любому виду внеурочной деятельности школьников выстроить формы деятельности и содержание таким образом, чтобы они обеспечили
устойчивое развитие воспитательных результатов. Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает следующую логику: приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов), переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов), приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).Социальное знание — это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых
и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п. В школе оно передаётся ребёнку педагогом либо в форме учебного (предметного) знания (например, с помощью так называемых примеров из жизни на разных учебных предметах), либо в форме повседневного знания (в ситуациях общения лицом к лицу, столь характерных для внеурочной сферы школьной жизни). К сожалению, в современном учебном процессе социальное знание часто оказывается почти вытесненным предмет ным знанием, а повседневное социальное знание ряда учите лей носит не столько гражданский, сколько обывательский характер. Это приводит к дефициту гражданского социального знания у школьников и ставит педагогов перед необходимостью восполнить этот дефицит. Полнота социального знания учащегося, переход с бытового уровня социального знания на гражданский являются не только показателями личностного роста школьника, но и важнейшими задачами воспитательной
деятельности педагога. Однако знание общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни, т. е. ценит их. Личностный рост школьника предполагает развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Знания, Труд, Культура). Для становления позитивного отношения к ценностям необходим
опыт их эмоционального переживания и рефлексии. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащегося в процессе взаимодействия в группе сверстников, детском объеди!
нении, классном коллективе, школьном коллективе, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде школьник получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать). У него появляется (или не появляется) желание, намерение жить в
соответствии с принятыми им ценностями. Надо помнить, что намерения — это ещё не вся личность; свою целостность личность обретает только в поступках. Поступок как самостоятельное ценностно-ориентированное социальное действие является важнейшим критерием личностного роста человека. «Опыт поступания» (М.М. Бахтин) ничем не
заменим. Только в самостоятельном социальном действии человек по-настоящему становится (а не просто узнаёт о том, как стать, или хочет стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для взросления школьника важна
не только возможность социального действия в школьной среде (по определению защищённой, дружественной), но и возможность действия в открытой общественной среде, где в нём как субъекте не обязательно заинтересованы, где ему придётся
доказывать свою самостоятельность и независимость перед лицом других социальных субъектов. Каждому уровню воспитательных результатов внеурочной
деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут в формах, устроенных по принципу «педагог —
ребёнок», второй уровень—в формах, описываемых формулой «педагог — ребёнок — детская среда (коллектив)», третий уровень —
в формах, устроенных по принципу «педагог — ребёнок —детская среда (коллектив)общественная среда (социальные
субъекты)». Невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего
уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов
и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формамидеятельности для достижения результатов первого уровня, не
может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно. Поэтому и при проектировании программ, и при организации внеурочной деятельности так важно избежать форсирования результатов, форм и содержания.
План лекции:
1. Методический конструктор по программе «Внеурочная познавательная деятельность учащихся»
2. Сущность программы «Внеурочная познавательная деятельность учащихся»
3. Особенности тематического планирования и содержания деятельности.
Д.З. – Составить конспект внеурочного мероприятия по выбранной теме в соответствии с тематическим планированием.