Политические теории Нового времени.




Ведущие мыслители этого периода: Ш. Монтескье, Ж. Руссо, И. Кант,Г. Гегель. Особенности и характерные черты этого периода: 1)формирование либеральной политической идеологии;2)обоснованные необходимости разделения властей; 3)характеристика правового государства; 4) анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;5) формирование концепции прав человека и гражданина. Значительное внимание мыслители этого периода уделяли проблемам свободы и прав человека, гарантиям безопасности личности, механизмам, обеспечивающим эту безопасность. Огромную работу в этом направлении проделал французский философ, писатель и историк Шарль Луи де Монтескьё. Идеи Ш. Монтескьё большой популярностью пользовались в революционной Франции; Разработанные им принципы разделения властей и трёх видов правления (демократия, аристократия, деспотия) впоследствии легли в основу политического устройства буржуазно-демократических государств. Другим представителем французского Просвещения XVIII века является французский мыслитель и писатель, идеолог дореволюционной мелкой буржуазии Жан Жак Руссо. Он считал, что неравенство сил приводит к неравенству собственности, которое затем начинает оказывать определяющее воздействие, также он считал необходимым заключение общественного договора. Он выступал за небольшие государства, жители которых могут непосредственно осуществлять волеизъявление и контроль уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить неравенство в правах, требуется обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь. Но так как столь демократический строй невозможен среди нравственно несовершенных людей, Руссо склонялся к аристократии. При изучении этого периода нельзя обойти вниманием политические взгляды великого немецкого мыслителя, философа и учёного, родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта. Кант обосновывал, что государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину. Рассматривая проблему истории политической мысли, необходимо остановиться на философском наследии и другого немецкого философа, представителя немецкой классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства. Гражданское общество, по Гегелю - опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого общества не было в Античности и Средневековье. Оно возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гражданское общество - сфера развёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство - сфера общего и всеобщего. Всеобщее - есть только право и должно распространяться на всю область особенного. Наряду с идеями И. Канта об установлении вечного мира, проблемой взаимосвязи политики и войны занимались и военные теоретики XVIII - XIX вв: Г. Ллойд, Г. Жомини, К. Клаузевиц.

4.Основные политические концепции ХХ века. В это время главное внимание уделяется исследованию проблемы политической власти и её социальных основ. В рамках этого подэтапа созданы следующие теории, на которые следует обратить особое внимание: 1)теория заинтересованных групп (А. Бентли); 2) теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето); 3) социологическая теория государства (М. Вебер); 4)теория олигархизации (Р. Михельс);5)психологическая теория власти (Г. Лассуэлл). Большое влияние на политическую мысль оказали идеи Фридриха Ницше, немецкого философа и поэта. Он разработал учение о воле к власти как присущей всему живому тяге к самоутверждению. Также значительным явлением в политической мысли этого периода стали идеи немецкого социолога, философа и историка Макса Вебер. Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Проявлением рациональности в политике является утверждение институтов формального права, парламентаризма и современной администрации. М. Вебер уделял значительное место проблемам социальной структуры и классового конфликта. Он подчёркивал многомерность классовых различий и положений (отношение к власти, различия в статусе и престиже отдельных группировок, разделение по религиозным и идеологическим признакам). Главный конфликт политической жизни современного государства он усматривал в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом, чиновничеством. Идеи М. Вебера получили дальнейшее развитие и конкретизацию в начале ХХ века при разработке теории элит, авторами которой считаются итальянский исследователь, один из основоположников политологии Гаэтано Моска и итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето. Сущность этой концепции заключается в том, что необходимой составной частью любой социальной структуры является высший, привилегированный слой, осуществляющий функции управления обществом. Исходя из этого, неравенство - основа социальной жизни. В недрах общества всегда есть социальные группы, стремящиеся занять место господствующих элит, и в зависимости от соотношения сил определяется результат борьбы: или побеждает господствующая элита, тем самым сохраняя своё положение, или возникает новая элита. Изучение истории политической мысли, особенно на рубеже XIX и XX веков, требует рассмотрения идей одного из основателей политической социологии Роберта Михельса. Он выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. Он считал, что демократия не может существовать без организации, т.е. без управленческого аппарата и профессионального лидерства. Это, в свою очередь, неизбежно ведёт к закреплению постов и привилегий, несменяемости руководства, стремлению увековечения своего положения. Эта концепция получила в политологической науке распространение как ”железный закон олигархизации Р. Михельса“. Видным представителем современной политической науки является американский социолог Сеймур Мартин Липсет. На формирование его взглядов существенное влияние оказали идеи М. Вебера. Основная проблематик его исследований - демократия в современном мире. Исследовав демократию США, он пришел к выводу, что здесь, как и во многих других странах, в период своего формирования власть была узаконена посредством харизмы. Он утверждал, что стабильность любого государственного строя полностью зависит от его законности и эффективности.

5. Политические идеи Востока Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального знания; первоначальные представления о политике выступали в мифологической форме, придавали зарождающимся элементам властных отношений сверхъестественный характер; господствовала концепция божественного происхождения власти и социального устройства. Египет по праву можно считать древнейшим создателем политической мысли. Жречество оценивало миропорядок и место в нем государства, олицетворяемого фараоном, еще во II-м тысячелетии до н.э. Еще в ту эпоху в Египте давалось объяснение сущности государства и власти – как результата установления общественного порядка и истины.Вв египетской политической мысли право порядок и справедливость являлись центральным звеном политической системы, а боги и фараоны были законодателями. В Индии политическая мысль зародилась в глубокой древности, долго развивалась и в конце XIX-XX вв. пережила серьезный всплеск, но скорее в тесной переплетенности с философией. Китай очень интересовался политическими вопросам и устройством государства. У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности. Конфуций пропагандировал идеологию господствующего сословия, божественное происхождение власти императора, но отказывался от божественного происхождения государства. Он считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов. «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном». А если государь отходит от заветов древних правителей, небо меняет свою волю и тогда подданные свергают государя. «Как на небе не может быть 2 солнц, так и у народа не может быть 2 государей».В тот период зародилось новое направление, получившее название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания. Все эти идеи подготовили базу имперской государственности, но основой китайской государственной идеологии стало конфуцианство.

6.Зарождение и развитие политической мысли на территории Казахстана. Политическая мысль Казахстана заложена с Древности. Еще у древнеазиатских племен саков была своя политическая система и взгляды на управление государством. Проживающие чуть позднее племена усуней, канлы и хунну имели свою политическую систему в лице военной демократии, где правитель избирался, и был замечательным военачальником, у которого были помощники,политические советники по управлению государством. То есть складывалась система правления и политических мировоззрений. В Средневековье, во время проживания тюркских общностей на территории Казахстана существовали каганаты, в которых власть распределялась таким образом: верховный правитель был каган, его помощники из родовой знати помогали править государством. Начиная с 6 века н.э. на территории Казахстана стали формироваться государства с практически сформированной цельной политической системой и идеологией. На рубеже 13 века,как мы знаем в Казахстане было монгольское нашествие, которое повлияло на политическую направленность. Территория была разделена на улусы, которые управлялись чингизидами. Естественно политическая сторона жизни изменилась, появились новые методы управления, новая политическая система. Хан был один, султанов, эмиров много, которые помогали управлять. После образования Казахского ханства власть на территории полностью перешла к хану, у него были советники, судьи, бии, батыры, султаны на которых он опирался во время правления. Земли были также поделены на улусы, которые управлялись султанами. После междоусобных войн и борьбы с джунгарами, мы знаем, что Казахстан был подчинен к России, где впоследствии образовался Советский Союз. В Советском союзе наблюдалось однопартийная система и полная власть государства над всеми сферами жизни человека. Таким образом политическая мысль развивалась на протяжении многих веков и продолжает формироваться и сейчас. Казахстан имеет богатую историю. Каждый период жизни был с определенными признаками политической власти и ее распределения. Как нам известно сейчас Казахстан – это унитарная республика, также у нас формируется полуторапартийная система, которая близка к двухпартийной - самой лучшей. Казахстан суверенное независимое демократическое государство со всеми политическими признаками развивающегося государства. 7.Политика как общественное явление. Специфика политического. Политика — явление социальное, она возника­ет только в обществе, которое представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных со­знанием и волей. На заре развития человечества в примитивных обществах политика отсутствовала. Целостность общества, согласованное поведение индивидов были основаны на естественном совпадении их интересов. Дело в том, что неразвитость матери­ального производства обусловила примитивный, а потому и совпадающий характер потребностей, которые сводились к физическому выживанию первобытного человека. Возникновение института частной собст­венности оказало большое влияние на последую­щее развитие человеческого общества. В этих условиях интеграция общества, со­гласие его членов не могли обеспечиваться тра­диционными институтами — кровнородственны­ми связями, нормами морали, религиозными ве­рованиями, обычаями и традициями. Взаимодей­ствия между индивидами развивались уже не на основе кровнородственных связей, а прежде все­го на основе политических отношений. //Потребности в согласовании различающихся групп интересов, обеспечении целостности общест­ва, защите прав и свобод отдельного индивида при­вели к появлению политики и ее институтов — го­сударства, элиты, лидеров, парламентов, проф­союзов, партий и т. д. С помощью этих институ­тов индивидуальные стремления людей перево­дятся в политическую волю общества, воплоща­ются в политических решениях, отражающих обобщенные интересы широких социальных, эт­нических и иных групп населения. В отличие от других социальных институтов (например, морали, религии) политика служит удовлетворению главным образом не личных потребностей, а об­щезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без государственной власт и. Задачи сохранения целостности общества, со­гласования общей позиции различных индиви­дов и их групп, интеграции разнородных интере­сов политика осуществляет благодаря наличию такого эффективного инструмента, как государ­ственная власть.//Специфика политики как обществен­ного явления объясняется через политическую власть. А политическая власть, ее специфика. Она объясняется через политику. “...Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, а также отражающих их интересы индивидов проводить свою волю посредством политики и правовых норм”. В подходах зарубежных и отечественных по­литологов в большинстве своем совпадает главное — указа­ние на политику как область, сферу деятельности, отношений по поводу государственной власти. Именно отношения по поводу государственной власти выступают “ядром” всей по­литической сферы жизни общества. Эта трактовка поможет снять противоречия ряда точек зрения. В ее русле политика может рассматриваться и под углом зрения взаимодействия народа с правительством, личностей и масс, и как взаимо­действие социальных групп по поводу власти и т. д.

8. Теория общественного договора (Ж. Боден, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо) В 17–18 веках общественный договор выступал в качестве нового способа обоснования легитимности государственной власти, взамен или в дополнение к старому, основанному на представлении о ее божественном происхождении. Подлинное общественное состояние при этом часто отождествлялось с государственным, настоящим обществом считалось именно государство; по выражению одного исследователя, общественный договор следовало бы назвать государственным договором. Жан-Жак Руссо исходит из представления о том, что люди в естественном состоянии равны между собой, а общество, тождественное государству, является результатом договора. Правда, в отличие от Гоббса, он не считает, что люди от природы враждебны друг другу. Человек в его понимании по своей природе добр, свободен и самодостаточен; он просто не нуждается в других людях. Наступает, однако, момент, когда люди не могут больше оставаться в естественном состоянии в силу “естественных” же причин и вынуждены, под угрозой гибели человеческого рода, путем заключения общественного договора перейти в гражданское состояние. Руссо уподобляет верховную власть голове; законы и обычаи – мозгу; торговлю, промышленность и сельское хозяйство – рту и желудку; общественные финансы – крови и т. д. К этой же традиции принадлежит и один из главных предшественников социологии, французский философ, историк и писатель Шарль Монтескье. Правда, он признает, что естественное состояние – это дообщественная стадия существования человека. Но вместе с тем он настаивает на том, что стремление жить в мире, согласии и, шире, в обществе себе подобных – это изначальная естественная тенденция, присущая человеку.Он утверждает, что существуют четыре основных “естественных закона” человека, т. е. человека, находящегося в “природном состоянии”: 1) стремление жить в мире с другими; 2) стремление добывать себе пищу; 3) просьба, обращенная одним человеком к другому; 4) желание жить в обществе. Проблема сущности государства и общественного договора нашла продолжение в трудах французского мыслителя, видного идеолога абсолютизма Жана Бодена. Он отметил главные признаки государства, отличающие его от всех других форм человеческого общения: это "правовое управление" и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная и абсолютная власть", право создавать и требовать исполнения законов. Концепция суверенитета стала важнейшим вкладом Бодена в политическую теорию. Сам Ж. Боден развивал идею единого и неделимого суверенитета, что, по его мнению, воплощается в монархии. Сопоставление четырех основных теорий Общественного договора. Когда нет государства, то естественное состояние людей: Томас Гоббс - война всех против всех, Джон Локк - у каждого есть естественные права (свобода и частная собственность), Жан-Жак Руссо - каждый поступает в соответствии со своими личными интересами, Шарль Монтескье - стремление жить в мире, согласии. Ради чего был заключен общественный договор: Томас Гоббс – безопасность, Джон Локк – свобода, Жан-Жак Руссо – безопасность и демократия, Шарль Монтескье - мир и равенство.

9.Политическая система общества: понятие, структура, функции, типология. Политическая система — совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой. Последняя подразделялась им на внутреннюю и внешнюю. К внутренней системе относились экологическая, биологическая, социальная и другие системы. К внешней — международные экономические, политические и социальные системы. От окружающей среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка. Требования могут быть подразделены на несколько видов:1) касающиеся распределения благ и услуг (например, требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.); 2) касающиеся регулирования поведения (например, требования обеспечения безопасности, проведения протекционистской политики по отношению к национальным кампаниям и др.); 3) касающиеся коммуникации и информации (например, требования обеспечения (свободного и равного доступа к информации и др.). Поддержка политической системы выражается в: соблюдении законов; участии в политической жизни (например, участие в выборах); лояльном отношении к власти и во внимании к официальной информации; оказании услуг и материальном финансировании политической системы (например, исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.). Поступающие импульсы перерабатываются политической системой, на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия. Содержанием исходящих импульсов выступают: 1) регулирование поведения и взаимодействия в обществе; 2) распределение ценностей и услуг; 3) создание законов и норм. Значительный вклад в разработку теории политической системы внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы такой, которая задействована в принятии властных публичных решений. Основное внимание он сосредоточил на функциях «входа» и «выхода» политической системы. К функциям «входа» он отнес: артикуляцию и агрегирование интересов, политическую социализацию и рекрутацию, а также политическую коммуникацию. Артикуляция интересов — процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения. Агрегирование интересов — придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов и их иерархизация, соединение требований в партийные программы. Политическая социализация представляет собой процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы. Политическая рекрутация сводится к отбору лиц для осуществления властных функций в политической системе. Под политической коммуникацией понимается распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные органы власти. В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также контроль за их соблюдением. Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: