Некоторые замечания по поводу стиля и формы




127. Уделяйте особое внимание метру, в котором написана пьеса. Например, аллеманда обычно исполняется на две вторых, а не на че­тыре четверти, поэтому следует научиться воспринимать и исполнять ее на две доли.

128. Сарабанда начинает звучать намного интереснее, если де­лать акцент на второй доле.

129. При переложении для гитары лютневой сюиты, написанной в Es-dur, можно транспонировать ее в D-dur (с нижней струной Ре). Однако помните, что можно исполнить ее и в оригинальной тонально­сти: достаточно поставить каподастр на первом ладу.

130. Будьте внимательны с трехдольными размерами у романти­ков: в венском вальсе, который оказал влияние на большую часть на­шего репертуара этой эпохи, акцентируется третья доля, а не первая.

131. Вариации не должны создавать ощущение случайного со­брания пьесок, написанных на одну тему. Задача исполнителя — свя­зать их в единое целое, передать одну общую идею.

132. Паузы между вариациями имеют первостепенное значение! Это моменты теснейшего единения публики и исполнителя, моменты постепенно нарастающего напряжения, которое готовит почву для следующей вариации и не спадает до самого конца.

133. В фугах требуются максимальная уравновешенность и кон­троль. Фугу можно начать pianissimo и в четком ритме. С появлением каждого нового голоса следует на ступень поднять нюанс.

134. В прелюдиях незадолго до финала всегда наступает момент смятения и хаоса, который следует исполнять рубато.

135. Сор и Агуадо, исполняя репризы, всегда добавляли какие-то звуки для довершения гармонии. Думаю, что и мы могли бы последо­вать их примеру.

136. Смотрите на гитарные пьесы как на оркестровые концертные произведения: «сольные» партии можно исполнять свободнее и тише.

137. Для гитарного письма Сора очень характерны мелодические ходы, которые позволяют исполнить произведение с каподастром, как это сейчас делается во фламенко. В некоторых случаях это оказывает­ся полезно.

Методика занятий

138. Как заучивать текст пьесы: начинайте с конца и учите в об­ратном порядке. Это может показаться банальным, или наоборот, на­думанным, однако такой способ позволяет справиться с естественной тенденцией двигаться от хорошо заученного к недавно выученному, незакрепленному материалу, в котором мы не уверены. Начало всегда выучивается само собой, окончание же всегда вызывает проблемы. Исполняя пьесу, выученную от конца к началу, при приближении к финалу вы будете чувствовать себя все увереннее.

139. Не ждите того момента, когда пьеса выучится «сама собой». Сядьте и разучите ее, заставьте себя сделать это сознательно.

140. После первого захода (пусть вы учили пьесу всего десять ми­нут) очень важно по прошествии получаса снова сесть и разучить тот же кусок для закрепления материала. Не менее важно назначить себе конкретный срок, к которому пьеса должна быть выучена, даже если ничто не ограничивает вас во времени.

141. После того как вы разучили пьесу, запишите на магнитофон ваше исполнение. Потом с нотами в руках разберите вслух собствен­ные ошибки (как будто вы на уроке разбираете ошибки вашего учени­ка) и отметьте эти места прямо в нотах.

142. Наш мозг — это великолепное записывающее устройство, которое можно использовать для оттачивания собственной техники. Если раз за разом медленно повторять сложные пассажи, мозг пре­дельно точно зафиксирует правильное движение. Однако будьте вни­мательны! — все неверные движения запишутся с той же тщательно­стью, и потом вам придется основательно поработать, чтобы их вычистить.

143. Способность к концентрации: чтобы ее усилить, можно ино­гда заниматься в тех местах, где что-нибудь вас отвлекает (телевизор, докучный собеседник и т. п.). Если мы сможем заставить себя не отвле­каться в такой ситуации, наша способность к концентрации возрастет.

144. При изучении пьесы играйте поначалу только солирующий голос или только аккомпанемент.

145. Не репетируйте больше 40—50 минут подряд. Сделайте пере­рыв, отдохните и только потом опять садитесь за работу.

146. Примерный график трехчасовой репетиции:

• полчаса работы над техникой;

• два часа на изучение пьесы (с перерывом посредине);

• полчаса на закрепление выученного.

147. Утро лучше посвятить работе над новыми произведениями (по утрам человек более восприимчив). Вечером устраивайте концерт­ный «прогон».

148. Чтение с листа очень полезно, так как позволяет научиться без труда находить различную аппликатуру. Для начинающих я бы по­советовал взять скрипичные этюды — гитарные, как правило, слиш­ком сложны, чтобы читать их с листа связно и на хорошем уровне.

149. Два золотых правила для чтения с листа:

1) «Играй, что видишь» — не пытайтесь исполнить сразу все написанное, но не останавливайтесь и сохраняйте единооб­разный пульс.

2) Краешком глаза забегайте вперед на полтакта или такт от то­го места, где находитесь.

150. Играйте с листа медленно, но без остановок. Избегайте за­держек, они разрушают непрерывность музыкальной речи и мешают нам осмыслить фразы. Это куда важнее, чем гнаться за темпом. Пусть даже в нотах обозначено allegro. Ведь речь идет не о концертном ис­полнении, в котором надо соблюдать указанный темп, а о первом зна­комстве с произведением.

151. Перед концертным исполнением пьесы проверьте, можете ли вы ее записать: мысленно исполните пьесу от начала до конца или даже «сыграйте» ее на корпусе гитары, повернутой струнами к себе.

Публичное исполнение

152. Чтобы справиться с нервозностью, необходимо контролиро­вать свое поведение. Вместо того чтобы поддаться ситуации и думать об ответственности перед публикой, представьте себе, что вы — свое­го рода экскурсовод, чья задача — донести до слушателя ваше особое восприятие музыки.

153. Рассматривайте концерт как замечательную возможность учиться самим и, в то же самое время, научить чему-то других.

154. Во время занятий добивайтесь легкости и отсутствия физи­ческого напряжения (в лице, корпусе). Если зажатость, неудобство или, хуже того, агрессивность будут присутствовать на репетиции, то на концерте они обязательно проявятся в большем масштабе.

155. Старайтесь слушать себя во время исполнения.

156. После того как пьеса выучена, отбросьте все сомнения. Ваше собственное видение произведения так же правомерно, как и трактов­ка любого другого гитариста, каким бы прославленным он ни был.

157. Когда играете на публике, не стоит переживать из-за каж­дой мелкой погрешности. Не думайте, что кто-то осудит вас. Допущен­ная ошибка — дело прошлого, старайтесь думать о настоящем.

158. Можно ошибиться на концерте, но важно помнить, что по сути мы преодолели трудность. Хуже привыкнуть к обратному: «про­скочив» без ошибок сложное неотработанное место, думать, что спра­вились с ним.

159. Создайте движение в музыке и доведите его, пусть даже с ог­рехами, до определенной точки.

160. Невозможно сыграть концерт без единой ошибки — научи­тесь связывать сложное место, в котором вы ошибаетесь, с дальней­шим текстом пьесы. Отработайте этот переход. В противном случае са­мая маленькая ошибка может превратиться в большую, заставит нас сбиться, потерять концентрацию или даже помешает продолжить игру.

161. Попробуйте вместо того, чтобы после каждой ошибки начи­нать заново с предыдущего такта, выработать привычку «перескаки­вать» на такт вперед.

162. Основная причина нервозности и беспокойства — не сами огрехи, а страх потерять рассудок во время игры. Чтобы этого не слу­чилось, постоянно держите в уме структуру произведения: выберите опорные точки, в которые можно перескочить в крайнем случае, и от­работайте эти переходы.

163. Если вы волнуетесь, фразируйте более рельефно и немного свободнее, и напряжение спадет.

164. Чтобы преодолеть волнение в трудные минуты, подумайте: «Да, получается не особенно, но ничего, у меня есть все, чтобы спра­виться с ситуацией».

165. Во время игры не теряйте терпения. Иногда нам кажется, что в медленной части публика скучает, и мы начинаем ускорять. Мед­ленные вещи слушаются гораздо лучше, если исполнитель спокоен, нежели когда он встревожен.

 

Автор настаивает на том, что эти заметки — не теоретические основы техники и стиля Дэвида Расселла, а всего лишь конспекты его занятий, со­бранные и представленные в виде советов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: