Политические партии и общ. объединения РБ




Партийное строительство на Беларуси началось в конце 80-х-начале 90-х годов. К середине 80-х в Беларуси, входившей в состав СССР, существовало примерно 100 всесоюзных, более 200 республиканских и около 800 традиционных общественных объединений. Их роль определялась руководящей ролью КПСС и его структурного звена – КПБ. Беларусь прошла путь формирования и развития общественных движений, характерный для союзной системы. Условно это можно представить следующим образом: кружки друзей единомышленников – неформальное движение – народный фронт – политические партии. Во-первых, экономика республики развивалась десятилетиями на экстенсивной основе, были достигнуты в большей степени количественные результаты, нежели качественные. Во-вторых, авария 1986 года на Чернобыльской АЭС, находящейся на территории Украины, привела к выпадению радиоактивных осадков на 70% территории Белоруссии. В-третьих, Белоруссию не миновал процесс подъема национального самосознания, который имел как внутренние, так и внешние причины. В-четвертых, КПБ так и не смогла преодолеть «синдром центра». В-пятых, свою роль сыграл развал СССР и прекращение деятельности КПСС. В-шестых, важное значение имело провозглашение суверенитета Республики Беларусь и др. Первой была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси, ее создали представители демократических партий Минска, Бреста, Витебска. В г. Бресте действовала Брестская рада Белорусского народного фронта «Возрождение», клуб «Демократическое движение», «Движение за создание экологической партии Белоруссии», и др. На 1 января 1995 года было зарегистрировано 29 партий. Процесс создания политических партий в Республике Беларусь проходил сложно и противоречиво. К концу 1997 года было зарегистрировано 43 политических партии. В дальнейшем начинается процесс количественного уменьшения партий, происходящий по ряду причин. Во-первых, многие партии не имели социальной базы и, соответственно, организационных звеньев на местах и были признаны недействующими. Во-вторых, некоторые мелкие партии слились в крупные. В-третьих, некоторые партии были закрыты в результате административного давления. В 2002 году зарегистрировано 18 политических партий. Политическое влияние партий и других общественных объединений Беларуси минимально, что свидетельствует о незрелости гражданского общества. Это подтверждают опросы общественного мнения в стране. Абсолютное большинство граждан не симпатизирует ни одной политической партии.

 

30. Понятие «политический процесс» Политический процесс – это последовательная и продолжительная во времени смена состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые совершаются под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Он характеризуется, как правило, конкретным порядком взаимодействия его компонентов и разными темпами на каждой из своих стадий. Структура политического процесса: – субъект, носитель власти; – объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; – средства, методы, ресурсы, исполнители процесса. Стадии (фазы политического процесса): – формирование (вызревание) политических приоритетов; – выдвижение политических приоритетов на повестку дня политического процесса; – формирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений; – приведение в действие механизма реализации принятых решений; – оценка результатов политических решений. Процесс бывает открытый и скрытый: Процесс политический открытый – в нем интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в согласовании на выборах, через обсуждение проблем в СМИ, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Процесс политический скрытый (теневой) – где скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.)).

 

31. Политическая элита: сущность, типы и основные системы Политическая элита – социальная группа, занимающая наиболее высокие позиции в обществе, обладающая максимальной властью и возможностями влияния на общество. Типы элит: В. Парето различал элиты «лисы» и элиты «львы». Лисы – гибкие лидеры, используют переговоры, интриги, уступки. Львы – сильные и решительные, опираются на силу. Г. Моска выделял открытые и закрытые элиты. Открытые включают в свой состав представителей из различных слоев по компетентности и профессионализму. Закрытые элиты формируются из ограниченного, замкнутого круга лиц по критерию преданности системе, вождю. По типам рекрутирования выделяют: антрепренерскую систему рекрутирования (отбор из различных социальных групп в конкурентной борьбе, где важны личные качества); систему гильдий (отбор в элиту на основе принадлежности группе); систему кооптации (назначение руководителей); систему ротации (постоянная семена и перестановка кадров, которые «перетекают» из одной структуры в другую). Основные системы формирования элит: система гильдий и антрепренерская. Для системы гильдий характерны: Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх. Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.). Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства. Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают: Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров. Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций. Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ). Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.

 

32. Политические лидерство: концепции, сущность, типология Политическое лидерство – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. Выделяют традиционное, легально-правовое и харизматическое лидерство. Современные концепции лидерства: Натуралистическая теория – лидерство есть и в животной среде. Вожак физически сильная особь и на него ориентируются другие. Генетическая теория – лидерство передается по наследству. «Теория черт » – Лидерство - феномен, порождаемый особыми чертами лидера (ум, волевые качества, энергия и т.д.). Ситуативная теория – Лидерство - функция ситуации, сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, отдается предпочтение условиям, принижается активность личности. Психологическая теория ориентирована на изучение мотивов, побуждающих стремиться к лидерству, к власти, а также анализ роли бессознательных факторов, влияющих на лидера. Теория конституентов. – Лидерство - функция от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей. Интегративная теория – попытка осуществить комплексное исследование лидерства, используя все его компоненты. Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них. По отношению руководителя к подчиненным: авторитарное - единоличное направляющее воздействие лидера на нижестоящих. Оно основано на угрозе санкций, применении силы; демократическое - предполагает учет руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, участие масс в управлении. По способу легитимации власти (М. Вебер): традиционное - вожди племен, монархи - их авторитет основан на обычае, вере в святость и неизменность традиций; рационально-легальное. Здесь лидеры избираются демократическим путем; харизматическое. Феномен харизмы основан исключительно на личности лидера, которому приписываются божественные способности. От масс требуется полная личная преданность вождю, который выполняет "историческую миссию". По «масштабам» лидерства: общенациональные; лидеры региональные; лидеры социальных групп, слоев. По отношению к существующей политической системе: функциональный; дисфункциональный; конформист (приспособленец); неконформист. Собирательные образы лидера выделил М. Дж. Херманн: Знаменосец, или великий человек. Его отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы. Служитель. Лидер этого типа всегда стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Торговец. Лидер этого типа способен настолько привлекательно преподнести массам свои идеи и планы, что заставляет "купить" эти идеи и привлекает массы к их исполнению. Пожарный тип лидера. Ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

 

33. Функции выборов. Избирательное право, его принципы Выборы – способ формирования органов власти и управления. Функции выборов: 1. обеспечивают участие граждан в управлении страной, реализацию политических прав; 2. являются механизмом формирования представительных органов власти; 3. обеспечивают смену власти мирным путем; 4. посредством выборов население контролирует власть. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведение итогов голосования. Круг лиц, пользующихся избирательными правами в данном государстве, составляет его электорат. Основные принципы избирательного права: Всеобщее избирательное право; Свободное волеизъявление; Равенство голосов избирателей; Прямое избирательное право; Тайное голосование; Открытость и гласность.

 

34. Понятие и типы избир. систем. Их особенности, достоинства и недостатки Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, посредством которых определяются результаты голосования. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Мажоритарная система – вид избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается депутат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Используется в Беларуси, Франции, Великобритании, США и др. Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. Особенности: 1. Выборы проводятся по одномандатным округам; действует принцип «один мандат в одном округе»; 2. Избиратели голосуют за конкретного кандидата в депутаты, а не за партийный список. Достоинства: 1. Позволяет избирателю оценить личные качества кандидата; 2. Гарантирует устойчивость взаимосвязей депутатов с избирателями; 3. Обеспечивает большую стабильность парламента и правительства. Недостатки: 1. Интересы значительной части избирателей, проголосовавших против кандидатов, остается не представленным в органах власти; 2. Сужает возможности небольших общественных объединений провести своих представителей в государственные органы. Пропорциональная система – вид избирательной системы, которая предполагает пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них голосов в избирательных округах. Избиратель голосует не за конкретных избирателей, а за партийные списки. Достоинства:1. Стимулирует многопартийность; 2. Более адекватно отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране. Недостатки: 1. Система выгодна партийной верхушке; 2. Депутаты зависят от своих партий, а не от избирателей; 3. Практически невозможно установить для каждого округа такое количество мандатов, которое действительно обеспечивало бы действительную пропорциональность; 4. Менее стабильная. Смешанные избирательные системы – сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков.

 

35. Особенности избирательной системы РБ. Референдум В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Избирательное право в РБ основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования. Принцип всеобщего избир. права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Принцип равных выборов основывается на трех условиях: 1. каждый избиратель должен иметь равное число голосов; 2. голоса избирателей должны быть равны, т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей; 3. создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов. Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо избирают членов представительных органов. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гарантируется гражданам свобода выбора и защита их от возможного давления со стороны политических сил. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50 % граждан, включенных в список избирателей. Победителем считается кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % граждан, включенных в списки избирателей. Выборы Президента назначает Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. Референдум по Конституции Республики Беларусь проводится по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Это элемент прямой демократии. Впервые референдум был проведен в Швейцарии. В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканский референдум назначается Президентом, при этом он принимает решение либо по собственной инициативе, либо по предложению двух палат Парламента, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан. Но если граждане собирают подписи, то от каждой области и от г. Минска должно быть не менее 30 тыс. подписей. Местные референдумы назначаются уполномоченным на то местным Советом. Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены только референдумом.

 

 

36. Понятие, структура и функции политической коммуникации Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена политической информацией, которая структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Политическая коммуникация охватывает информационные процессы в сфере политики и связана с передачей политически значимых сообщений. Структура политической коммуникации – это связи и отношения, что формируются вокруг источника информа-ции. Различают официальные и неофициальные СМИ: Официальные источники информации: 1. Государственные институты (учреждения) - представлены руково-дителями, президентом, руководителями ВУЗов, или информацион-ные отдепы со связи с общественностью. 2. Государственные национальные СМИ: радио, печать, телевидение, издательство, кино. 3. Незавичимые и оппозиционные партии и общественные движения, СМИ от этих движений или самостоятельно существующие, русское радио 4. Корпоративные структуры: общественые группы, корпоративные структуры, органы центристских партий, рекламные и профессиональные агентства. 5. Зарубежные СМИ: радио ВВС, голос Америки, ТАСС, Белта. Неофициальные источники информации: 1. Межличностные или формальные контакты действующим по поли-тическим вопросам. Они происходят в: студенческих группах, митингах, дисскусии в общественном транспорте, собрания, споры. 2. Изобразительное искусство, театр, музыка. Они приносили большие дивиденты. Присуждение Нобелевских премий. Спорт. Основные функции политической коммуникации: • распространение идейно-политических ценностей, знаний о политике, политическое информирование; • интеграция и регулирование политических отношений; • формирование общественного (политического) мнения; • распространение политической культуры, ее развитие у индивидуумов; • политико-культурный обмен; • подготовка общественности к участию в политике.

 

37. СМИ, их структура и проблемы функционирования Средства массовой информации (СМИ) – система передачи населению самой различной информации посредством большого количества печатных, технических, изобразительных и иных средств. В современном обществе СМИ приобретают принципиальное политическое значение. Они служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения, легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности и нестабильности общества. Все это превращает СМИ в «четвертую» ветвь власти в обществе наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Структура и особенности массовой коммуникации были проанализированы Г. Лассуэллом. Выделяют печатные, электронные и интернет-СМИ. Виды СМИ: пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Пресса: совокупность технических средств изготовления и распространения информации (СМИ), а также лиц и групп, участвующих в этой деятельности. Печать: печатные СМИ (газеты, журналы, бюллетени). Отличительные черты СМИ: публичность, неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации; непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания.

 

38. Политический конфликт: сущность, типы, функции Политический конфликт– острые противоречия и противоборство между субъектами политики, оспаривающими распределение властных полномочий или ресурсов. Выделяют различные типы политических конфликтов: по области их проявления различаются внешне- и внутриполитические конфликты; по характеру регуляции – институциализированные и неинституциализированные; по степени интенсивности выделяют конфликты высокой и низкой интенсивности; с точки зрения публичности говорят об открытых, выраженных в явных формах, и закрытых, в которых преобладают теневые способы принятия решения; по времени протекания различают долговременные и кратковременные конфликты. По содержанию можно также выделить несколько типов конфликтов: 1. конфликты ценностей – характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; 2. конфликты интересов – этот тип легко поддается урегулированию; 3. конфликты идентификации возникают, когда люди отождествляют себя с группой, а не с обществом, государством в целом; 4. конфликты неуправляемых эмоций – бунты, погромы; 5. конфликты институтов – споры о взаимоотношениях органов власти, споры о государственных границах, споры о соподчиненности правовых норм. Функции политических конфликтов: 1.положительные – стимулирование динамики политических процессов; объединение, интеграция социальных общностей; 2. отрицательные – дестабилизация общества; стимулирование кризисных явлений в политико-властных отношениях.

 

39. Политический кризис: типы, формы и способы разрешения Политический кризис – состояние политической системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в предельно резком усилении политической напряженности. Выделяют внешнеполитические кризисы, обусловленные международными противоречиями, и внутриполитические (правительственный, парламентский, конституционный и др.). Правительственный кризис означает потерю правительством авторитета, что проявляется в смене лидеров. При парламентском кризисе решения парламента расходятся с волей большинства граждан. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Конституции, которая утрачивает легитимность, что приводит к ее пересмотру. Формы политических кризисов: – Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества; – Кризис участия характеризуется нарушением принципа равенства политического участия общественных групп; – Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих основу доминировавшей в обществе политической культуры; – Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, недоступностью материальных и духовных благ; – Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлением к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу. Пути и способы разрешения политических конфликтов: В мировой политической практике сложилось 2 основных пути разрешения полит. конфликтов: мирный и революционно-военный. В ходе мирного урегулирования - конфликтов используются политические дискуссии, переговоры, суд, иногда шантаж. Наиболее цивилизованным способом разрешения конфликтов являются переговоры. Однако переговоры могут быть как способом урегулирования политических конфликтов, так и способом их обострения. Важным условием успешного проведения переговоров является готовность всех субъектов конфликта понять друг друга и достичь компромисса. Второй путь - революционно-военный. Это сооруженный конфликт между 2-мя или большим количеством враждебных групп, участвующих в политическом процессе. Все государства для ведения войны создают специальные органы, ориентированные как против внешних врагов, так и против внутренних групп, пытающихся свергнуть правящие полит, элиты. Война-крайняя форма проявления как внутренних, так и внешних политических, конфликтов.

 

40. Сущность пол. модернизации. Стадии, особенности, типы и противоречия Политическая модернизация понимается как изменение чего-либо соответственно требованиям современности. В настоящее время понятие модернизации общества употребляются главным образом применительно к странам, которые еще не осуществили и или не завершили переход от традиционного к современному индустриальному обществу. Теория политической модернизации получила развитие в 1950-60-е г. В связи с освобождением от колониального господства целого ряда государств третьего мира, а затем с процессами демократизации в 1980-90-е г. Различают первичную и вторичную типы модернизации. Первичная охватывает эпоху промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий, провозглашения равных прав. Вторичная – происходила на основе социокультурных контактов с уже существующими центрами индустриальной культуры. В политической сфере модернизация – это переход от традиционной политической системы к современной, которая соответствует современным реалиям и требованиям развития человечества в ХХ и ХХI в. Этот переход связывают с демократизацией политической системы. В современной политологии выделяют два подхода к оценке характера и перспектив демократических преобразований: либеральный и консервативный. Консерваторы акцентируют внимание на обеспечении политического порядка с помощью централизованных институтов. Либералы настаивают на наличии возможностей влияния населения на власть. Сторонники консервативного подхода к модернизации не отрицают демократических ценностей перехода к демократии. Политическую модернизацию они, также как и либералы, понимают как переход к демократии.

 

41. Особенности политической модернизации в Республике Беларусь После распада СССР Беларусь обрела независимость. Путь, пройденный страной в 90-е г. ХХ в., имеет определяющее значение для укрепления ее суверенитета и государственности. Общество осознало необходимость перехода от советской политической модели жизнеустройства к демократии, что способствует достижению национального согласия. Закрепляются в законодательстве демократические принципы и нормы. Постепенно осуществляются преобразования в экономической, политической, социальной и духовно-идеологической сферах. Возрастает конституционно-правовая ответственность органов власти. Совершенствуется государственно-правовой механизм. Однако отмеченные перемены – лишь начальная ступень политической модернизации, движения страны к реальному народовластию, обеспечению прав и свобод личности, устойчивого социально-экономического развития. Свидетельство этого – социально-политическая практика: – неразвитость гражданского общества; – незрелость демократии; – слабая восприимчивость политической системы к инновациям, низкая результативность социальных реформ; – несоответствующий запросам общества уровень профессиональной культуры госаппарата, неустойчивость его связей с массами и влияния на политические процессы в обществе, разобщенность политической элиты; – нестабильность и несовершенство политической элиты. Беларусь провозглашена демократическим государством. Это означает, что ее цель – последовательное утверждение во всех сферах жизни общества подлинно демократических норм. Сегодня страна находится в самом начале тернистого пути качественного преобразования своей политической системы.

 

42. Политическая культура: сущность, структура и основные функции Политическая культура – исторически сложившиеся, относительно устойчивые ориентации, убеждения, представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса. Это субъективная сфера, создающая первооснову политических действий и придающая им смысл. Личные (индивидуальные) ориентации относительно разных политических объектов включают в себя: познавательные (истинное/ложное знание о явлениях, событиях, идеях; аффективные (чувство коммуникации, вовлеченности, противодействия по отношению к политическим объектам); оценочные (суждения и мнения об объектах, предполагающие применение определенных критериев). Когда говорят о структуре политической культуры, обычно выделяют совокупность её элементов и связей между ними. Т.к. политическая культура выражает определённый аспект политической деятельности, то и её структура будет соотноситься со структурой последней. Хотя, конечно, механизм политической деятельности включает большее количество элементов, чем структура политической культуры. В политическую культуру входит несколько групп элементов: политические знания – теория, концепции, идеи, принципы; политические чувства, установки и психологические состояния; нормативные элементы – обычаи, традиции, стереотипы; правила; модели политического поведения – активные и пассивные, индивидуальные и коллективные. Содержание политической культуры отвечает на вопрос, как человек действует в той или иной системе политических отношений, как он относится к тем или иным политическим ценностям, как он реагирует на политические изменения, что можно ожидать от него в той или иной ситуации. Функции:Идентификация раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности. – Ориентация характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе. – Предписание (программирование) выражает приоритетность каких-то ориентаций, норм и представлений, обусловливающих направленность и границы человеческого поведения. – Адаптация передает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий. – Социализация проявляет обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы. – Интеграция (дезинтеграция) обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках данной политической системы, сохранение целостности государства и стилистики его взаимоотношений с обществом. – Коммуникация показывает уровень взаимодействия всех субъектов и институтов власти на основе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информирования и общения.

 

43. Типология политической культуры Политическая культура – исторически сложившиеся, относительно устойчивые ориентации, убеждения, представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса. Политической культуры типы: Патриархальная – характерны ориентация на местные ценности (ценности клана, племени, рода), местный патриотизм, семейственность, коррупцию. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Типичен для молодых независимых государств с разнообразными местными субкультурами. Подданническая – предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата. Активистская культура – отличается гражданской активностью, вовлеченностью, рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на власть с помощью законных средств влияния (выборы, демонстрации и т. п.). Идеальные типы на практике в чистом виде не встречаются, они сосуществуют, переплетаясь, не вытесняя друг друга. Г. Алмонд и С. Верба для западных стран выделяют вид смешанной политической культуры – культуру гражданственности. Учитывая особую роль государства в воспроизводстве традиций, образцов политического мышления, различают официальную и реальную политическую культуру.

 

 

44. Особенности пол. культуры в РБ. Национальный менталитет Политическая культура Беларуси имеет свои особенности, которые обусловлены историческим опытом страны, национальными традициями и противоречиями «переходного общества»: – патернализм характеризуется устойчивыми убеждениями большинства граждан в «отеческой» опеке над ними государства; – подданническое отношение большей части граждан к власти (т.е. люди знают о существовании политических институтов, доверяют не государству и его законам, а отдельным представителям верховной власти, некритически воспринимают идеи и действия политической элиты и политического режима); – неразвитость гражданского общества, отрыв гражданского общества от государства; – «тонкий слой» национальной политической элиты, способной профессионально воплощать в жизнь ценности правового государства с учетом национальных приоритетов; – преимущество закрытых способов назначения представителей политической элиты на руководящие государственные должности. Нынешнее состояние политической культуры белорусского общества соответствует переходному периоду от авторитаризма к демократии. Национальный менталитет – это совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации, которые позволяют воспроизводить это единство людей как целое и относить каждого индивида к данному социальному сообществу. В основе этого типа менталитета лежат представления о духовном единстве, историческом родстве, культурной и психологической самобытности и неповторимости нации как государственно политической, гражданского сообщества. Это понятие дает возможность отличать одни народы, социальные и демографические группы от других.

 

45. Политические субкультуры. Специфика культур западного и восточного типов Субкультуры – локальные, относительно самостоятельные группы ценностей, норм, стереотипов и приемов политического общения и поведения, поддерживаемые отдельными социальными группами. По сути субкультуры означают некие подсистемы ориентаций и моделей политического поведения, характерные для определенных общностей и отличающиеся от более распространенных, доминирующих в обществе (регионе, нации в целом) ценностей и соответствующих им форм поведения. Понятие субкультуры широко применяется при изучении процессов дифференциации и интеграции культуры как таковой. В содержательном отношении существуют и самые общие критерии типологизации политической культуры, заданные спецификой Запада и Востока, ценности и традиции которых формируют основы почти всех ее видов. Идеалы и нормы политической культуры западного типа воплощают ценности гуманизма, человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений. Абсолютным приоритетом является самоценность человека, его личная свобода и автономия, ответственность за собственное благополучие и долг перед государством. Огромное влияние на формирование западной политической культуры оказали ценности христианства, прежде всего протестантского и католического вероучений. Для человека базисом его мировоззрения становится труд как залог жизненного успеха, рациональное восприятие жизни, идея состязательности, стремление к прогрессу. Государство в западной традиции воспринимается в качестве института защиты прав и свобод человека, поддерживающего его социальные инициативы. На восточные политико-культурные нормы и традиции воздействовали ценности арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддистской культур. Этической нормой политической культуры восточного типа стали обычай, а не закон, мнение руководства, а не конституция. Статус человека зависит от его полезности для конкретного социума. В качестве основных ценностных ориентаций восточной политической культуры являются: убеждения в необходимости обязательного посредника (гуру, учителя, старшего) между простым человеком и властью; понимание политической власти как области божественного правления; исключение свободы, плюрализма, состязательности из мира политики; предписание человеку сугубо исполнительских функций.

 

46. Политическая социализация: сущность и основные этапы. Политическая социализация – процесс постепенного усвоения индивидом стандартов сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции. Характер и уровень политической социализации не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Принято выделять ее первичный и вторичный этапы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: