ЧАСТИ (РАВНОПРАВНЫЕ ИЛИ НЕРАВНОПРАВНЫЕ) СВЯЗАНЫДРУГ С ДРУГОМ ТОЛЬКО ИНТОНАЦИОННО, БЕЗ ПОМОЩИ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ
ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ (ЗАПЯТАЯ / ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ / ДВОЕТОЧИЕ / ТИРЕ) ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛОВОГО СООТНОШЕНИЯ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОСТАВЕ ДАННОГО СЛОЖНОГО
ЗАПЯТАЯ
ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ПРИ РАВНОПРАВИИ СМЫСЛОВЫХ ОТРЕЗКОВ БСП, КОГДА ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ КАКИЕ-ЛИБО ФАКТЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ОДНОВРЕМЕННО ИЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ДРУГ ЗА ДРУГОМ.
С детства его тянуло далекое и неведомое, всегда хотелось куда-то уехать.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ СТАВИТСЯ ПРИ РАВНОПРАВИИ СМЫСЛОВЫХ ОТРЕЗКОВ БСП, ЕСЛИ ЧАСТИ ТЕСНО НЕ СВЯЗАНЫДРУГ С ДРУГОМ ПО СМЫСЛУ, А, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, ЕСЛИ ВНУТРИ ЧАСТЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЖЕ ИМЕЮТСЯ ЗАПЯТЫЕ.
Огромные сосульки, свисавшие с крыш, таяли на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли об лед; по улицам, звеня, разыгрывала свои песни весенняя капель.
ДВОЕТОЧИЕ
ДВОЕТОЧИЕ СТАВИТСЯ ПРИ НЕРАВНОПРАВИИ ЧАСТЕЙ БСП В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
ВТОРАЯ ЧАСТЬ РАЗЪЯСНЯЕТ, РАСКРЫВАЕТ, КОНКРЕТИЗИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.
Передо мной было занимательное зрелище: взрослые люди, словно впав в детство, резвились, как школьники.
МЫСЛЕННО ПОДСТАВЛЯЕМ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ «А ИМЕННО»
ВТОРАЯ ЧАСТЬ РАЗЪЯСНЯЕТ, РАСКРЫВАЕТ, КОНКРЕТИЗИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ СКАЗУЕМОГО ПЕРВОЙ ЧАСТИ.
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
МЫСЛЕННО ПОДСТАВЛЯЕМ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ «ЧТО» / «И УВИДЕЛ, ЧТО» / «И УСЛЫШАЛ, ЧТО» / «И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО» / «И ПОНЯЛ, ЧТО» И Т.П.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ УКАЗЫВАЕТ НА ПРИЧИНУ ТОГО, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ПЕРВОЙ.
Одевайся теплее: на улице холодно.
МЫСЛЕННО ПОДСТАВЛЯЕМ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ «ПОТОМУ ЧТО»
ТИРЕ
ТИРЕ СТАВИТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖИТ УКАЗАНИЕ НА СЛЕДСТВИЕ ТОГО, О ЧЕМ ГОВОРИЛОСЬ В ПЕРВОЙ:
На улице холодно – одевайся теплее.
МЫСЛЕННО ПОДСТАВЛЯЕМ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ «СЛЕДОВАТЕЛЬНО»
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖИТ СРАВНЕНИЕ С ТЕМ, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ПЕРВОЙ:
Молвит слово – соловей поет.
МЫСЛЕННО ПОДСТАВЛЯЕМ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ «КАК БУДТО»
ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ СОДЕРЖИТСЯ УКАЗАНИЕ НА БЫСТРУЮ СМЕНУ СОБЫТИЙ ИЛИ НЕОЖИДАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Не успел я оглянуться – несколько станций мы уже проехали.
МЫСЛЕННО ПОДСТАВЛЯЕМ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ «ВДРУГ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО»
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТСЯ ПЕРВОЙ:
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
МЫСЛЕННО ПОДСТАВЛЯЕМ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ «А»
В ПЕРВОЙ ЧАСТИ СОДЕРЖИТСЯ УКАЗАНИЕ НА ВРЕМЯ И / ИЛИ УСЛОВИЕ ТОГО, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ ВО ВТОРОЙ:
Будет время – обязательно позвони мне.
МЫСЛЕННО ПОДСТАВЛЯЕМ ПЕРЕД ПЕРВОЙ ЧАСТЬЮ «КОГДА» / «ЕСЛИ»
ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ
СПОСОБЫСЖАТИЯ ТЕКСТА
УПРОЩЕНИЕ
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
· заменить сложное предложение простым;
· заменить предложение или его часть указательным местоимением;
· объединить два или три предложения в одно;
· разбить сложное предложение на сокращённые простые;
· перевести прямую речь в косвенную.
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ:
замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспрастранённым несогласованным определением.
до сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
ИСКЛЮЧЕНИЕ
1. выделить главное (существенное) и детали (подробности);
2. убрать детали;
3. пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
4. пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
5. объединить существенное;
6. составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
ОБОБЩЕНИЕ
· вычленить единичные факты;
· подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
· составить новый текст.
до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИНЦИПЫНАПИСАНИЯ РАБОТЫ15.2. | ПРИМЕРЫ, ШАБЛОНЫ, КЛИШЕ ДЛЯ С 15.2 |
ВСТУПЛЕНИЕ Здесь нужно написать, с каким произведением (отрывком) вы познакомились, обязательно назвать его автора и в нескольких словах сформулировать, чему посвящено повествование (рассуждение, описание) в целом. Во вступлении также обязательно «познакомьте» читателей вашей работы с главным героем (главными героями) текста, чтобы работа не начиналась, допустим, с того, что некий, условно говоря, Вася встретил некого Петю, так как в вашем сочинении должно быть хоть несколько слов сказано о том, кто такие эти Вася и Петя. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Текст должен представлять собой рассуждение о том, какой смысл заключен в предложенной для задания фразе. При этом вы должны (!!!)обязательно опираться на сам текст и привести 2 примера-аргумента, которые подтверждают правильность вашего объяснения ключевой цитаты. Помните о том, что ваша работа не должна представлять собой пересказ содержания текста, включайте в нее риторические вопросы, восклицания, вводные конструкции, комментируйте поведение героев и события. Приведенные вами примеры-аргументы должны быть непосредственно связаны с вашим толкованием цитаты, для этого попробуйте мысленно переформулировать эту цитату в вопрос (почему ……., в чем проявляется …….., как объяснить ………..? и т.п.) и ответить на него с помощью ссылок на текст. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Можно написать о том, что вслед за автором и его героями вы задумались об указанных проблемах, совершили вместе с ними какие-то маленькие жизненные открытия (какие?), быть может, нашли подтверждение своим давним мыслям … Расскажите о том, какой жизненный опыт можно приобрести, познакомившись с рассказом и его героями, какие выводы сделать из прочитанного. | * Я прочитал отрывок из произведения (рассказа, повести – если вы знаете жанр) ………………. (фамилии + имя автора или его инициалы). Главным героем (главными героями) этого отрывка является (являются) ……………………….. Текст рассказывает о ………………. (о том, как…………..). Он посвящен проблеме (проблемам) …………………. (дружбы, взросления, добра и зла, чести, благородства, милосердия, жизненного выбора, поиска собственного пути, искусства, творчества, истинных и ложных жизненных ценностей и т.п.. ** В прочитанном мной рассказе (отрывке из рассказа) ………….. (указываем имя (инициалы) и фамилию автора – в род. падеже) главными героями являются ………………. В этом тексте автор размышляет о …………….. (см *). *** В жизни каждому из нас, наверное, приходилось задумываться о …………., сталкиваться с проблемами ……………, искать ответы на вопросы, связанные с …………. Именно этому посвящен рассказ (отрывок) ………………., главными героями которого являются ………………... NB! При формулировке этих проблем вам может помочь текст изложения, так как основные темы изложения и текста для 15.2, как правило, пересекаются друг с другом. *В последней фразе прочитанного мной отрывка звучит важная мысль о том, что …………………(здесь можно привести цитату или её часть, но помните о том, что она ни в коем случае не должна быть отдельно стоящим, не включенным в контекст предложением). Почему герой ……………..? Что значило в судьбе героя……….. (описанное в отрывке впечатление или событие)? Попробуем разобраться… Во-первых, можно обратиться к предложению №… (цитата), оно помогает нам понять ………………………. (узнать, что герой……….., убедиться в том, что ………………). Кроме того, разгадку смысла последней фразы можно найти в предложении №… (цитата – в кавычках после двоеточия, то есть как при оформлении прямой речи, или в кавычках внутри скобок), которое объясняет…………….. (причины, мотивы поступков, отношения героев, их взгляды на мир, их переживания и т.п.). * Вместе с автором и героями текста у меня появился повод задуматься о …………, и мне хочется верить, что ……………… * Прочитав рассказ, я понял, что ………… * Сюжет и герои рассказанной здесь истории помогли мне разобраться в ……………., понять важность и смысл ………….. * Мне понятны и близки мысли, высказанные в прочитанном мне отрывке, они важны для …………………….. * Какие же мысли и чувства вызвал у меня прочитанный отрывок? Это прежде всего …………. и ……………., связанные с ………………. и ……………………. Самым главным моим впечатлением стало …………………. |