Задания для самостоятельной работы студентов




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  Общение. Понятие об общении. Общение как процесс и его функции. Роль общения в развитии личности.
  Познавательные процессы: ощущение и восприятие. Значение ощущений в жизни человека. Виды и свойства ощущений. Восприятие, его виды и свойства.
  Эмоционально-волевая сфера личности: эмоции, чувства, воля. Понятие об эмоциях и чувствах. Классификации эмоций. Психологическая характеристика чувств. Понятие о воле. Воля в структуре мотивации личности.

Вопросы к зачёту

1. Предмет и задачи общей психологии.

2. Методы психологической диагностики: наблюдение, эксперимент.

3. Методы психологической диагностики: анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности.

4. Понятие о личности в психологии.

5. Деятельность.

6. Общение. Виды общения.

7. Ощущения, его виды и свойства.

8. Восприятие, его виды и свойства.

9. Внимание. Виды и свойства внимания.

10. Память. Виды, свойства памяти.

11. Мышление. Виды мышления.

12. Воображение. Виды воображения.

13. Способности. Виды способностей.

14. Темперамент.

15. Психологические характеристики типов темперамента.

16. Характер. Типология характера.

17. Акцентуация характера.

18. Понятие об эмоциях и чувствах.

19. Воля и ее основные признаки.

Задания для самостоятельной работы студентов

Задания для самостоятельной работы студентов к теме «Предмет психологии, ее задачи, методы. Человек как предмет познания»

Задание 1.Составить словарь терминов по следующим понятиям: психика, беседа, психология (Общая психология), биографический метод, бессознательное, эксперимент, подсознательное, тест, сознание, методы психологии, анкета, познание, наблюдение.

Задание 2. Приведите в соответствие направления психологии и предмет их исследования.

1. психология сознания А. познание
2. бихевиоризм B. психика
3. психоанализ C. самоактуализация личности
4. гештальтпсихология D. бессознательное
5. гуманистическая психология E. сознание
6. когнитивная психология F. целостные структуры психики
7.отечественная психология G. поведение

 

Задание 3. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития психологии.

 

Задания для самостоятельной работы студентов к теме «Психология личности».

Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: индивид, личность, индивидуальность, самооценка, ценностные ориентации, статус, направленность личности, установка, потребность.

Задание 2. Соотнесите понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».

Задания для самостоятельной работы студентов к теме «Общение».

Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: коммуникативная сторона общения, речь, перцептивная сторона общения, язык, интерактивная сторона общения, обратная связь, отношение, вербальное общение, невербальное общение.

Задание 2. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Задания для самостоятельной работы студентов к теме «Ощущения и восприятие».

Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: ощущение, адаптация, абсолютный порог ощущения, сенсибилизация, рецептор, ренестезия, проприоцептивные ощущения, чувчтвительность, интероцептивные ощущения, раздражитель, восприятие, иллюзии восприятия, апперцепция, перцептивная система.

Задание 2. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

1. Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.

2. Человек не слышит, как муха ползёт по столу.

3. При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

4. Ориентировка слепых опирается на обонятельные, осязательные, двигательные и вибрационные ощущения.

5. Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна.

Задания для самостоятельной работы студентов к теме «Внимание».

Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: внимание, концентрация внимания, объем внимания, переключение внимания, распределение внимания, устойчивость внимания.

Задание 2. Установить соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности и др. характеристики.

 

1. деятельность А. константность
2. внимание Б. активность
3. ощущение В. навык
4. восприятие Г. мотив
  Д. анализатор
  Е. непроизвольное
  Ж. апперцепция

 

Задания для самостоятельной работы студентов к теме «Память».

Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: память, забывание, эпизодическая память, сохранение, воспроизведение, запоминание, генетическая память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память.

Задание 2. Составить упражнения на развитие памяти. Используя практическую литературу по психологии выписать в тетрадь упражнения на тренировку и развитие индивидуальных особенностей (объема, точности, длительности, быстроты запоминания) памяти.

Задания для самостоятельной работы студентов к теме «Мышление и воображение».

Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: мышление, рефлексия, творческое мышление, абстракция, гипотеза, инсайт, дедукция, индукция, понятие, суждение, умозаключение, интеллект, проблемная ситуация, эвристика, воображение, творчество, агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение, продуктивное воображение, репродуктивное воображение.

Задание 2. Для каждой мыслительной операции придумайте пример, а результаты представьте в виде таблицы.

Мыслительная операция Содержание Пример
     

 

Задания для самостоятельной работы студентов к теме «Эмоционально-волевая сфера личности».

Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: эмоции, амбивалентность, аффект, апатия, депрессия, вдохновение, страсть, настроение, стресс, чувство, эмпатия, воля, волевое усилие, сила воли, самоконтроль, принятие решения.

Задания для самостоятельной работы студентов к теме «Индивидуально-типологические особенности личности».

Задание 1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: темперамент, интроверсия, эстраверсия, меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик, способности, задатки, талант, одаренность, гениальность, мастерство.

Задание 2. Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, эффективность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность (высокая чувствительность).

ТЕСТ-КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

1. Психология - это наука изучающая:

а) закономерности поведения и деятельности людей;

б) закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека;

в) закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;

г) все ответы верные.

2. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале XX в.

3. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:

а) детерминизма;

б) развития;

в) перехода количественных изменений в качественные;

г) объективности.

4. Развитие человека как вида называется:

а) онтогенезом;

б) филогенезом;

в) социогенезом;

г) антропогенезом.

5. Метод, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни, называется:

а) эксперимент;

б) опрос;

в) наблюдение;

г) биографический метод;

д) метод тестирования.

6. Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений:

а) эксперимент;

б) опрос;

в) наблюдение;

г) биографический метод;

д) метод тестирования.

7. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

а) психоанализ;

б) гештальтпсихология;

в) бихевиоризм;

г) гуманистическая психология.

8. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, — это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) опрос.

9. Источником активности человека является (-ются)

а) воспитание;

б) задатки;

в) рефлексы;

г) потребности.

10. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

а) деятельности;

б) бессознательного;

в) подкрепления;

г) интроспекции.

11. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) волей;

б) рефлексом;

в) сознанием;

г) эмоциями.

12. Эмоционально неустойчивыми типами темперамента являются

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик

13. Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, является:

а) операцией;

б) действием;

в) деятельностью;

г) умением.

14. Обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком:

а) действия;

б) операции;

в) деятельность;

г) умения.

15. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным, называется:

а) умением;

б) привычкой;

в) навыком;

г) операцией.

16. Основной характеристикой деятельности не является:

а) предметность;

б) субъектность;

в) социальность;

г) непрерывность.

17. Качественно своеобразное сочетание общих и специальных способностей человека называют

а) талантом;

б) одаренностью;

в) гениальностью;

г) компетентностью.

18. Жесты, мимика и пантомимика - это средства общения:

а) оптико-кинетические;

б) паралингвистические;

в) экстралингвистические;

г) пространственно-временные.

19. Один из основных механизмов межличностного восприятия в общении, характеризующийся пониманием и интерпретацией другого человека путем отождествления себя с ним, трактуется как:

а) социально-психологическая рефлексия;

б) стереотипизация;

в) эмпатия;

г) идентификация.

20. Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле деятельности:

а) демократическом;

б) авторитарном;

в) либеральном;

г) попустительском.

21. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) память;

г) воображение.

22. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

а) ощущением;

б) восприятием

в) мышлением;

г) воображением.

23. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:

а) экстероцептивными;

б) интероцептивными;

в) проприоцептивными;

г) интерактивными.

24. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) наблюдательностью.

25. Высшим видом памяти считается память:

а) двигательная;

б) образная;

в) эмоциональная;

г) вербальная.

26. Прочность запоминания не зависит:

а) от степени участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта;

б) от значимости соответствующего материала для достижения предстоящих целей;

в) от эмоционального состояния субъекта;

г) от объема памяти.

27. Мышление как процесс решения задач характеризуется в смысле:

а) широком;

б) узком;

в) локальном;

г) интегральном.

28. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:

а) наглядно-действенного;

б) наглядно-образного;

в) словесно-логического;

г) индуктивного.

29. К основным операциям мышления относятся:

а) индукция и дедукция;

б) понятия, суждения, умозаключения;

в) анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация;

г) замысел, реализация и рефлексия.

30. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

а) рефлексия;

б) восприятие;

в) внимание;

г) память.

31. По Айзенку к интровертам относятся люди с такими типами темперамента как

а) сангвиник;

б) холерик;

в) флегматик;

г) меланхолик

32. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:

а) моральными;

б) интеллектуальными;

в) эстетическими;

г) практическими.

33. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией - угрозой для благополучия личности, - это:

а) аффект;

б) фрустрация;

в) настроение;

г) стресс.

34. Воля – регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий:

а) сознательное;

б) неосознанное;

в) интуитивное;

г) непроизвольное.

35. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

а) настойчивость;

б) самостоятельность;

в) принципиальность;

г) решительность.

36. Понятие, выражающее неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода:

а) индивида;

б) личности;

в) субъекта деятельности;

г) индивидуальности.

37. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, - это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность.

38. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо - это:

а) мотив;

б) потребность;

в) интерес;

г) склонность.

39. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а) статические;

б) содержательные;

в) динамические;

г) приобретенные.

40. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, - это:

а) темперамент;

б) способности;

в) характер;

г) задатки.

41.Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутренний план, называют...

а) интериоризацией;

б) социализацией;

в) воспитанием;

г) экстериоризацией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: