Научная и административная школы




Тема 3 Эволюция теории управления

 

Опубликование книги Фредерика Тейлора «Принципы научного управления» в 1911 г. традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Тейлор является основателем первой школы менеджмента, получившей название «школа научного управления». Он по праву считается отцом современного менеджмента. Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

В основе тейлоризма лежат следующие научные принципы:

· создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы;

· отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев;

· сотрудничество рабочих и администрации в деле научной организации труда;

· равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами.

Первой фазой методологии научного управления является анализ содержания работы и определение ее основных операций. Затем на основе полученной информации рабочие операции изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения. При этом предусматривается, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, должно быть реальным и учитывать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе.

Кроме того, Тейлор пришел к выводу, что главная причина низкой производительности труда кроется в несовершенстве системы стимулирования рабочих. Поэтому он разработал оригинальную систему стимулов, предусматривающих не только материальное, но и моральное поощрение.

Организационно-технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Генри Ганта, Фредерика и Лилии Гилберт, Гаррингтона Эммерсона, Генри Форда.

На смену школе научного управления пришла административная (или классическая) школа. Возникновение административной школы, главным образом, связано с именем Анри Файоля, который создал «теорию администрации».

Одной из основных целей административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, организация несомненно добьется успеха.

Принципы управления – это основные правила, определяющие настроение и функционирование системы управления, а также важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Файоль сформулировал 14 основных принципов управления:

1) разделение труда (в его основе лежит специализация труда, повышающая квалификацию и уровень выполнения работы);

2) полномочия и ответственность (полномочия должны соответствовать ответственности);

3) дисциплина (предполагает выполнение достигнутых соглашений между фирмой и работником);

4) единоначалие (каждый работник должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя);

5) единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей);

6) подчиненность личных интересов общим (интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия, интересы государства должны быть выше интересов граждан);

7) вознаграждение (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей);

8) централизация (рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности);

9) скалярная цепь (иерархия) (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным);

10) порядок (все должны знать свое место в организации);

11) справедливость (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму);

12) стабильность рабочего места для персонала (высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ведет к дополнительным издержкам, является следствием плохого управления);

13) инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);

14) корпоративный дух (сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников).

Считая предложенные им принципы универсальными, А. Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление.

Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на следующих принципах:

· функциональное разделение труда;

· скалярная цепь команд;

· единство распорядительства;

· диапазон контроля.

Административная школа менеджмента отличается игнорированием отдельного человека и его потребностей, за что ее представители часто подвергаются справедливой критике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: