Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе « Закона РФ об образовании », Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа взята без изменений.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно- нравственному и эстетическому воспитанию
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
● развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
● овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
● воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
●развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
●учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
●формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
●развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
●формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
●обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
●формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
●обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
●расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, ●обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
●обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
●работать с различными типами текстов;
●создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать
«читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и
формирование библиографических умений
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 3 классе на изучение литературного чтения отводится:
к оличество часов в неделю по программе: 4 ч.(34 учебные недели)
количество часов по учебному плану: 136 ч.
Основное содержание
Тема | Количество часов | Содержание |
Вводный урок по курсу литературного чтения | Знакомство с учебником по литературному чтению.Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | |
Самое великое чудо на свете. | Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. | |
Устное народное творчество | Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк». Проект «Сочиняем волшебную сказку» | |
Поэтическая тетрадь 1. | Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».. Сочинение – миниатюра «О чём расскажут листья»; А.А.Фет «мама! Глянь –ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой..» И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»,«Встреча зимы» И.З. суриков «Детство», «Зима» Утренник «Первый снег» | |
Великие русские писатели | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета..», «Зимнее утро», «Зимний вечер». «Сказка о царе Салтане». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника.И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. «Горные вершины», «На севере диком..», «Утёс», «Осень». Л.Н. Толстой.Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого: «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». | |
Поэтическая тетрадь 2 | Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором..». «Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. «Золотое слово»; И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | |
Литературные сказки | Д.Н.Мамин- сибиряк «Алёнушкины сказки» Присказка., «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин «Лягушка –путешественница». В.Д. Одоевский «Мороз Иванович». | |
Были - небылицы | М Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» А.И.Куприн. «Слон» | |
Поэтическая тетрадь 1 | С. Чёрный.Стихи о животных: «Что ты тискаешь утёнка..», «Воробей», «Слон». А.А. Блок.» Ветхая избушка», «Сны», «Ворона «С.А. Есенин «Черёмуха». | |
Люби живое | М. М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинился», «Еще раз про Мальку».. В.В. Бианки ««Мышонок Пик».. Б.С. Житков «Про обезьянку» В.П. Астафьев «Капалуха» В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | |
Поэтическая тетрадь 2 | С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре», С. В. Михалков «Если». Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон» В.Ю. Драгунский «Друг детства».. | |
По страницам детских журналов | Ю.И. Ермолаев «проговорился», «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.Сеф. «Весёлые стихи».Выразительное чтение | |
Зарубежная литература | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике | |
Итого |