Структура и движущие силы педагогического процесса




 

В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противопоставления обучения и воспитания (учитель учит, а воспитатель воспитывает) до понимания их объективного единства в Х1Х в. Приоритет в разработке понятия «педагогический процесс» принадлежит П.Ф. Каптереву. В свое время он пришел к выводу: «“Обучение”, “образование”, “приучение”, “воспитание”, “наставление”, “увещание”, “взыскания” и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса”. В дальнейшем развивали представления о целостном педагогическом процессе С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и другие. Вместе с тем, начиная с 1930-х годов, обучение и воспитание изучаются как автономные, самостоятельные процессы, не зависимые друг от друга. В середине 70-х годов XX века наука вновь обращается к проблеме целостного педагогического процесса, что было вызвано, в частности, потребностями практики. Авторы современных концепций (Ю.К. Бабанский, Ю.П. Сокольников, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и другие) сходятся во мнении, что раскрыть сущность целостного педагогического процесса можно только на основе методологии системного подхода.

Педагогическая система совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Педагогическая система – «открытая» система, изменяющаяся под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике.

Педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют (В.А. Сластенин и др.) четыре взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике.

Наиболее общая педагогическая система – это система воспитания (образования), построенная обществом и выполняющая его социальный заказ. Её подсистемами выступают все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Основной подсистемой является учреждение образования.

Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс (от лат. processus – движение вперед, изменение) –

1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-то результата.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:

1) о бучающую – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;

2) воспитательную – формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;

3) развивающую – развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:

· между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития;

· между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием;

· между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности;

· между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями;

· между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие.

Наряду с вышеназванными компонентами педагогической системы (педагоги, воспитанники, содержание образования, средства) в структуру педагогического процесса (схема 6) входят компоненты, порождаемые самой деятельностью субъектов педагогического процесса: цель, методы, формы и результаты педагогического процесса. Это переменные компоненты педагогического процесса, зависящие от субъектов педагогического процесса и их взаимодействия.

Взаимодействие педагогов

и воспитанников:

 

цель и задачи

 

методы


формы

 

результаты

       
 
   
 

 


Содержание

Средства

(материальная база) педагогического процесса

           
   
 
   


Схема 6

Существуют и другие подходы к определению структуры педагогического процесса (В.А. Смирнов и др.):

· целевой – включает цели и задачи, реализуемые в определённых условиях;

· содержательный – определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения;

· деятельностный – характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания;

· результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса; обеспечивает управление качеством педагогической деятельности;

· ресурсный – отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Структура педагогического процесс универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс организуется с ориентацией на определенные цели образования (социальный заказ общества) и для их реализации. Системообразующим компонентом педагогического процесса выступает цель, которая ему внутренне присуща. Цель содержится в структуре деятельности педагога и учащихся, в содержании и средствах педагогического процесса.

Системность педагогического процесса связана с другой важной его характеристикой – целостностью (см. схему 7).

 

 


Схема 7

В соответствии с современными взглядами ученых (И.П. Подласый, В.И. Смирнов, В.А. Сластенин и др.) целостность педагогического процесса реализуется:

· в единстве обучения, воспитания и развития (единстве их целей, содержания, методов, форм, средств);

· в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания);

· в единстве функций педагогического процесса;

· в реализации в содержании образования всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру);

· в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс;

· в единстве деятельности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, общественных организаций, направленной на достижение общих целей образования;

· организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую);

· в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной педагогической деятельности.

Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие его субъектов (педагогов и воспитанников). Вне этого взаимодействия педагогический процесс реально существовать не может. Это позволяет говорить о двустороннем характере педагогического процесса.

Исследователи указывают, что педагогический процесс имеет циклический характер, и, следовательно, в нем можно выделить повторяющуюся последовательность этапов (циклов). Выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания педагогического процесса в соответствии с заданными целями. Суть второго, основного, этапа заключается в непосредственном осуществлении педагогического взаимодействия. Третий, заключительный этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов.

Педагогический процесс и педагогические системы, в которых он осуществляется, неразрывно связаны с другими социальными процессами – экономическим, политическим, духовным и др. Определенное влияние на педагогический процесс оказывают также внешние условия – природно-географические, общественные, производственные, культурные и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: