РАКУРС - точка съемки под углом (верхняя или нижняя), приближенная к объекту с укрупненным масштабом; взгляд камеры со значительным перспективным сокращением.




ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

В КИНОПРОИЗВОДСТВЕ.

КАДР - непрерывное изображение, которое запланировано в режиссерском сценарии и снятое кинематографическим способом.

НОМЕР КАДРА - порядковое число, которое обозначает в режиссерском сценарии последовательность кадров.

КАДРИК - изображение на фото или кинопленке. В 1метре кинопленки - 52 кадрика.

ФОРМА КАДРА - ракурс съемочного плана: снизу, сверху, через деталь на переднем плане, в быстрой смене моментов развивающегося действия (движения объекта).

КОМПОЗИЦИЯ (лат.) - сочинение, составление, расположение.

КОМПОЗИЦИЯ КАДРА - гармоничное заполнение всего пространства объектами, предметами, элементами композиции без перегрузки его отдельных частей и без излишнего пустого пространства. Все входящее в кадр должно представлять единое целое в своем построении. Композиция кадра во многом определяется выбором точки съемки, оптических средств, движения съемочной камеры.

В современное понятие композиции входят: световое решение,

Цветовой колорит, линейнае и воздушная перспектива, ритм.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ОПОРА КИНОКАДРА - свободное пространство в композиции кадра, которое создается с учетом направления происходящего в кадре движения объекта или поворота, жеста, взгляда человека.

ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ- съемка объекта, когда камера находится в центральной позиции. В таком видении кадра снимаемый объект занимает фронтальное положение; при этом композиция теряет глубину пространства, не выявляет объемность.

ПЛОСКОСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАДРА- фронтальное изображение, снятое с уровня глаз человека без глубинной прорисовки.

ДИАГОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАДРА- изображение, снятое камерой под углом по диагонали рисунка кадра с построением линейной перспективы в кадре; создает глубину и воздушность в изображении.

ДУБЛЬ КАДРА- повторная съемка изначального изображения объекта съемки; соответствует номеру кадра в режиссерском сценарии; количество дублей вносится в монтажную карточку помощником режиссера.

МЕТРАЖ (ХРОНОМЕТРАЖ) - длина кинокадра. В режиссерском сценарии определяется метрами или минутами и секундами. Метражом выстраивается ритм монтажной фразы, сцены, эпизода, фильма в целом. Во многом определяет почерк, стиль режиссера. Метраж зависим от масштаба плана.

МИЗАНКАДР - это организация действия внутри кадра, композиция в пространстве и времени, выражающая содержание кадра, и организация кадров между собой...

-

В силу исторически сложившихся обстоятельств, отечественные кинорежиссеры начала ХХ в., как правило, имели дело с несовершенными или незавершенными литературными сценариями. Законы кинодраматургии открывались и утверждались уже по ходу съемки картин.

Методика кинорежиссуры также формировалась экспериментально на съемочной площадке. Техника этого нового искусства, значительно более усложненная по сравнению с техникой театра, ставила перед кинорежиссурой и актерами все новые и новые задачи. На первом этапе развития кинематографической теории, когда молодое искусство всеми силами пыталось доказать свою самостоятельность и независимость от театра, в пылу полемик отрицалось все, что было так или иначе связано с театральной терминологией. Так, в частности, и отбрасывалось понятие мизансцены. Практика ясно показала, что вопреки всем авангардистским крайностям в центре киноискусства все равно будет стоять человек. Его психология, поступки определяют поведение актера перед аппаратом. Отсюда – понимание того, что опыт театра неизбежен, в том числе его опыт мизансценирования, ибо мизансцена есть ни что иное, как придание смысла вещам, расположенным в пространстве, она является пространственным и пластическим выявлением «жизни человеческого духа» (пользуясь терминологией К.Станиславского). И тогда возникла необходимость продумать, чем заменить театральный термин.

С.Эйзенштейн предложил заменить слово «сцена» понятием «кадр» и ввести новый термин – «мизанкадр» («движение во времени, в пространстве игровой площадки или относительно друг друга персонажей, декораций или съемочной камеры; образное решение действия актеров в кадре с учетом всех выразительных средств экранного искусства (мизансцена, ракурс и точка съемки, крупность плана, пластика, статика, динамика»), который станет, по мнению Эйзенштейна, следующим шагом, более высоким и более сложным по отношению к театральной мизансцене. Таким образом, будет осуществляться перевод действия в систему кадров. В монтаж.1

Но практика показала, что «мизанкадр» не в полной мере раскрывает существо процесса работы режиссера с актером перед кинокамерой. Этот термин в большей степени отвечал индивидуальности творческого метода самого Эйзенштейна. В начале тридцатых годов немое кино с его стройной монтажной системой, как известно, переживало существенную ломку. Актер заговорил, и это стало серьезной проблемой для мастеров немой режиссуры. Сразу же, с заговорившим актером в кино утвердились понятия и реального течения времени, и непрерывности актерского действия. То есть были привнесены те составляющие, в противостоянии которым и происходило становление режиссерского искусства С.Эйзенштейна периода немого кинематографа.

Если в живописи термин «композиция» объединяет все компоненты замысла и его воплощения, то в кинематографе – искусстве динамическом, эти элементы вполне автономны, поэтому здесь приходится разделять два понятия – композицию кадра и мизансцену в кадре.

«Композиция кадра в кинематографическом понимании – это обрез рамки кадра, то есть выделение изобразительными средствами смыслового и эмоционального значения происходящего в данном кадре. Ограничение пространства, пластическое соотношение в нем света и цвета, объема и плоскости»2

Но мизансцена, то есть пластическое выражение психологии и поступков героя, его антагониста и других персонажей в киноискусстве строится не только по законам композиции кадра.

Вариативность компоновки одной и той же мизансцены в кадре очевидна. Снимать ее мы тоже можем в разных ракурсах, с разных точек зрения, разной крупности. В результате мы получаем очень разнообразные композиции кадра при неизменной композиции самой мизансцены.

Введенный С.Эйзенштейном термин «мизанкадр», по сути своей, определял превосходство композиции кадра, куда уже по законам этой композиции включаются действующие лица, а вернее – «бездействующие», так как они в таком случае являются вторичным элементом, лишь одной из частей этой композиции. Кадр, выстроенный таким образом, при всей своей изобразительной остроте выглядит статичным, «картинным», так как доминирует изобразительная композиция, а не актер.

Надо полагать, подобный метод был продиктован теорией и практикой режиссерской диктатуры на первых этапах развития киноискусства 20-х годов. С.Эйзенштейн, впоследствии, отказавшись от этого термина, как, впрочем, и частично от этого же творческого метода, совмещал в более поздних работах всю мощь своего изобразительного мышления с естественными законами поведения актера перед камерой.

Таким образом, дело, в сущности, не в терминологии, и менять ее необязательно. Главное же заключается в том, что многие выдающиеся деятели театра и кинематографа пытались, и по сей день пытаются, вместе с терминологией отменить и самое понятие мизансцены.

Но искусство не терпит случайности. Только жесткий отбор реальных фактов,пропущенных сквозь «магический кристалл» восприятия их художником, может стать произведением искусства. Проблемы стиля кинофильма или спектакля – это проблемы, прежде всего, композиционных решений, проблемы мизансценирования.

1Эйзенштейн С.М. Монтаж. Сост., предисл., коммент. Наума Клеймана. - М.: Музей кино, 2000, 588 с.

2 Юткевич С. Каранович А. Рождение мизансцены. /Сб. Вопросы киноискусства. М.: Искусство 1955. С.235-236

Мизанкадр – образное решение действия в кадре с учетом всех выразительных средств экранного искусства.

Мизансцена (от франц. mise enscena – размещение на сцене) композиционная организация сценического пространства, исходящая из режиссерской идеи.

Один из важнейших элементов режиссуры, которая заключается в особой способности режиссера мыслить пластическими образами.

упрощенно - мизансцена - это событие целиком, а мизанкадр -это только то что мы увидим в кадре.

Монтаж (от франц. сборка) 1. система специфических выразительных средств экрана, создающих кинематографическую образность; 2. принцип закономерности построения художественного образа; 3. технологический и творческий процесс соединения отдельно снятых кадров в единое идейно-художественное целое.

Монтажная фраза – это составная часть эпизода, которая имеет определенный темпо-ритм и состоит из отдельных планов, объединенных единым содержанием.

Монтажный лист – лист, содержащий полное и точное описание каждого кадра фильма от первого до последнего плана.

Образно-смысловой ход сценария – своеобразный стержень, пронизывающий весь сценарий и цементирующий действие в его логическом развитии (каким образом?)

Общий план – география места действия, ориентация зрителя в пространстве.

Одновременность – прием монтажа, при котором действие одновременно происходит в разных частях одного кадра.

Параллелизм – прием монтажа, при котором параллельно могут развиваться две линии, два сюжета, две судьбы, внешне, вроде бы, не связанные, но имеющие огромный внутренний контакт.

План – масштабно-пространственная характеристика кадра. За единицу измерения берется фигура человека.

Последовательность – прием монтажа, предполагающий формирование художественного материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, природно обусловлено, в логически поступательном развитии.

Развязка – способ решения конфликта, который избирает сценарист.

Ракурс – угол зрения камеры.

Режиссер (от лат. управлять, управление) лицо, руководящее актерами, определяющее репертуар, распределяющее роли, ведающее костюмами, декорациями и т.д.

Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной или кинематографической постановки.

Реклама – это система мер целенаправленного воздействия на потребителей, формирующая и регулирующая движение товара на рынке.

Рекламное шоу – зрелищное мероприятие, направленное на рекламирование определенной торговой марки, товара, политического или социального события, организованное художественно-выразительными средствами искусства.

Рекламный ролик – это наиболее распространенный вид телевизионной рекламы. Различаются: 1. рекламный видеоролик – это звуковой фильм, записанный на магнитной ленте. 2. рекламный киноролик – это отснятый на кинопленке звуковой кинофильм, предназначенной для последующей «перегонки» на видео, передач в эфир или демонстрации при помощи киноустановки.

Слом – событие, выявляющее идею рекламного клипа. Резкий поворот действия, демонстрирующего основное свойство товара («драма товара»).

Событие – то, что произошло, то или иное значительное явление. Действенный факт, который происходит здесь, сейчас, на наших глазах.

Событие (исходное) – событие, с которого начинается драматургическое действие, но происходит оно за рамками действия.

Событие (основное) – начало взаимодействия конфликтной ситуации.

Событие (центральное) – наивысшая точка борьбы, это всегда некий «взрыв» в действии.

Событие (финальное) – событие, в котором заканчивается воздействие конфликтной ситуации.

Событие (главное) – событие, в котором выражается основная авторская мысль, идея сценария.

Средний план (американский, по колено) – информативность происходящего, передача внешнего мира без углубления во внутренний, объективность, отстраненность показа.

Стоп-кадр – впечатление остановившегося времени, концентрации эмоционального воздействия; служит обобщением, а также может подчеркнуть движение в его наивысшем проявлении.

Сцена – серия кадров, объединенных единством содержания, времени и места действия.

Сценарий (от итал. scenario) – литературное произведение с подробным описанием действия, на основе которого создается кинофильм.

Сюжет (франц.) – цепь событий. Совсем готовое содержание, то есть сценариум со всеми подробностями.

Театрализация – сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству.

Театрализованный – приспособленный для представления в театре.

Тема (от греч. théma) – предмет, основное содержание рассуждения, изложения. Объект художественного изображения. Круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором в своем произведении (о чём?).

Темпо-ритм – выразительное средство режиссуры, введенное К.С. Станиславским. Вбирает в себя темп (скорость) и ритм (частота скорости). Темпо-ритм бывает внутренний и внешний

Угол зрения камеры – один из самых важных способов выражения эмоционально-психологического содержания сцены.

Фабула – скелет сюжета, стержень, на который нанизывается событийное развитие. Краткий рассказ содержания.

Экспозиция – ввод в действие, своеобразный короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта.

Эпизод – это относительно завершенная часть сценария, фильма или передачи, не требующая единства места, но обладающая единством действия и темы.

 

ПЛАН — степень крупности человека, основного объекта в кадре; графа в режиссерском сценарии, где кадр обозначается масштабом.

МАСШТАБ СЪЕМОЧНОГО ПЛАНА — крупный(КР),сверхкрупный-деталь(СКР), средний (СР), общий (ОБЩ), сверхобщий(СОБЩ) - дальний, с перспективой.

КРУПНЫЙ ПЛАН (КР) - голова человека, его погрудный, портретный план (часть предмета); ветвь.

СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН (СКР) (деталь) - глаза, часть головы, серьга в ухе; след на снегу, лист дерева.

СРЕДНИЙ ПЛАН(СР) - изображение человека по колено; третья, половинная часть предмета; крона дерева.

ОБЩИЙ ПЛАН(ОБЩ) - человек в рост с воздушным пространством над головой или окружающей средой;роща,лесной массив; пейзаж; улица.

СВЕРХОБЩИЙ ПЛАН(СОБЩ) - общий, с изображением массовых, батальных сцен; пейзаж с горизонтом; вид города сверху; улица с городскими строениями, уходящими в перспективу.

КИНОСЪЕМКА - фиксация кадра, плана кинематографическим способом на пленку или другой носитель.

ТОЧКА СЪЕМКИ - положение камеры на снимаемый объект с предполагаемой точки зрения человека(снизу, сверху, сбоку, в движении параллельном и встречном или с точки зрения технических средств (съемочный кран, тележка, поезд, автомобиль). Множественность, удачно выбранных точек съемки, усиливает выразительность снимаемого изображения.

РАКУРС - точка съемки под углом (верхняя или нижняя), приближенная к объекту с укрупненным масштабом; взгляд камеры со значительным перспективным сокращением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: