Методов и средств воспитания




 

Под методами воспитания понимают способы совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания. Существуют разные подходы к классификации методов воспитания. В общепризнанной классификации, предложенной Г.И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами (см. таблицу 12).

Представляет интерес классификация методов воспитания, в основу которой положена структура личностных качеств (И.Ф. Харламов). В ней выделены:

- Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. Это группа основных методов, которые играют определяющую роль в развитии и формировании личности. К ним относятся методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения).

- Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. Это группа вспомогательных методов, выполняющих регулятивно-коррекционную роль. К ним причисляют методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.

Таблица 12

МЕТОДЫВОСПИТАНИЯ
I группа II группа III группа
Методы формирования сознания личности Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Методы стимулирова-ния и мотивации деятельности и поведения
Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и другие Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и другие Создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и другие

 

Методы убеждения, внушения, объяснения, рассказа, беседы, лекции, диспута, примера используются в процессе формирования сознания личности, ее чувств, взглядов (представлений, понятий), убеждений. Это методы воздействия прежде всего на интеллектуальную сферу личности.

Убеждение - процесс логического обоснования (доказательства) какого-либо суждения или умозаключения. Этот метод предполагает наличие определенной информации в сообщении воспитателя и осознанное отношение к ней воспитанников. Используя убеждение как метод воспитания, педагог, например, разъясняет учащимся сущность социальных и духовных отношений, норм и правил поведения. Учащиеся при этом осмысливают, оценивают и усваивают их, при этом они утверждаются в своих взглядах, позициях или корректируют их, формируя свою систему взглядов на окружающий мир и человека. Самоубеждение – метод самовоспитания, в основе которого лежат логические выводы, сделанные самим учеником.

В процессе воспитания убеждение обычно дополняется внушением. Внушение – метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них - на ум и волю воспитанника. Внушение осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами (интонация, мимика, жесты и т.п.). В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Использование метода внушения способствует переживанию детьми своих поступков и эмоциональных состояний. Процесс внушения сопровождается или может иметь результатом самовнушение: воспитанник внушает сам себе ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.

Метод положительного примера используется для возбуждения у школьников потребности к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и свойств. В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры жизнедеятельности ученых, писателей, общественных деятелей, людей, совершивших ратный или трудовой подвиг. Опираясь на идеал, примеры, достойные подражания, он создает условия, при которых у воспитанника формируются умения анализировать жизненные ситуации, свое поведение и поведение других людей. В результате он может сам изменить свое поведение, регулировать свои поступки.

Методы убеждения, внушения и положительного примера могут применяться как самостоятельные методы, но чаще всего они реализуются как приемы в рамках других методов формирования сознания: рассказа, беседы, лекции, диспута.

Рассказ – монологический метод изложения преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Большое значение этот метод имеет при организации ценностно-ориентационной деятельности детей, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. С помощью рассказа можно вызвать положительные нравственные (сопереживание, сочувствие, радость, гордость и пр.) или отрицательные (негодование и пр.) чувства по поводу негативных действий или поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; вызвать желание подражать положительному примеру и т.п.

Беседа - диалогический (вопросно-ответный) метод воспитания. Беседы имеют целью привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам действительности, к себе и другим людям. Важно, чтобы содержание беседы было связано с личным опытом ребенка, с его практической деятельностью. Метод лекции как монологический словесный метод изложения материала широко используется в воспитательной работе. С его помощью излагается сущность той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания.

Дискуссия и д испут в процессе воспитания применяются как методы формирования суждений, оценок, убеждений. Обязательным их условием является наличие двух или более противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали проблему, значимую для учащихся.

К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся относятся: приучение, упражнение, метод воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и другие. Приучение как метод наиболее эффективно на ранних возрастных этапах: для дошкольников и младших школьников. Предписывая детям тот или иной образ действий, необходимо выразить его в коротком и ясном правиле. Важно показать образец воспитываемой формы поведения, создать положительное отношение к ней. Для выработки привычки требуется время. Данный метод предполагает контроль и самоконтроль за выполнением действий; благожелательное заинтересованное отношение учителя к детям; анализ возникающих трудностей, обсуждение способов дальнейшей работы в выбранном направлении. Большое значение в приучении ребенка к определенным формам поведения имеет его режим жизнедеятельности. Этот режим должен быть целесообразным (разумным), последовательно осуществляемым, конкретным и понятным для ребенка.

Метод приучения является разновидностью метода упражнения, рассматриваемого в теории воспитания как многократное повторение определенных действий и поступков с целью их доведения до уровня привычки. Упражнение в этом контексте есть упражнение. В ходе упражнения в правильном, жизненно значимом поступке повторяются не только действия и поступки, но и мотивы, их вызывающие.

Достаточно продуктивным методом организации деятельности и поведения учащихся является такой метод, как поручение. Суть его заключается в передаче воспитаннику определенных функций в выполнении тех или иных общественно полезных дел и ответственности за них. В деятельности учебной группы (детского объединения) могут применяться самые разнообразные по содержанию поручения: учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые и др. Основными требованиями к реализации данного метода являются: объяснение общественной и личностной значимости поручаемого задания; показ образцов и сообщение критериев оценки результатов поручаемого дела (обучение выполнению задания); учет склонностей, интересов и возможностей воспитанников; соблюдение принципа добровольности и поощрения инициативы, творческого подхода к выполнению задания; оказание помощи в выполнении поручения; гласность в оценке результатов порученного дела, контроль за его выполнением.

Метод воспитывающих ситуаций – это метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Он предполагает специальную организацию таких условий, такой внешней обстановки, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, те или иные представления, чувства, мотивы, поступки. По сути это упражнения в условиях ситуации свободного выбора, в процессе которой ребенок ставится перед необходимостью решить какую-нибудь проблему (нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.).

Педагогическое требование – один из исходных методов организации и стимулирования деятельности учащихся. Это педагогическое воздействие на сознание воспитанника, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. Стратегия педагога в применении данного метода состоит в постепенном переходе педагогического требования в требование самой группы, а затем и воспитанника к самому себе. Первоначально требование педагога выступает как конкретная задача, которую необходимо решить в ходе той или иной деятельности.

К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом.

- Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко). Характеризуется тем, что создаются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого.

- Ситуация свободного выбора: школьник ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр.

- Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта. Педагог создает подобную ситуацию, например, тогда, когда необходимо побудить школьника к самовоспитанию.

- Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский и др.) создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах и т.п. Необходимым условием при этом является желание личности или группы достигнуть успеха и приложить к этому усилия.

- Ситуация творчества (В.А. Караковский) заключается в создании условий для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.

- Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) вызывает желание быть лучше, соответствующее ему волевое усилие и, как результат, достижение лучших показателей. Соревнование – это метод стимулирования активности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками. Соревнование опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, соперничеству и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности.

Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются методы поощрения и наказания. Поощрение – способ выражения положительной оценки действий учащихся, общественного признания того образа действия, который избран и реализуется учеником на практике.

Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, возбуждает позитивные эмоции, вселяет уверенность в собственных силах. Формы поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и другие. Поощрение должно оценивать не столько результат, сколько мотив и способ деятельности. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Особенно нуждаются в поощрении несмелые, неуверенные ученики, а также те, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Педагог должен заботиться о том, чтобы не было «захваленных» учеников и учеников, обойденных вниманием.

Наказание – такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство вины перед собой и другими, чувство стыда, дискомфорта, неудовлетворенности собой. Это состояние может перерасти в потребность изменить свое поведение. Известны такие виды наказания, как наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; порицание, осуждение. Эти методы могут реализовываться по логике естественных последствий, как наказания-экспромты или как традиционные наказания. В любом случае наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником (анализ причин и условий, приведших к проступку), не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные или физические страдания. Педагог должен быть уверен в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) - совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса. Средствами воспитания (в широком смысле) является все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т.п. Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии. образования, формы воспитанияучащиихся, оспитательного процесса. заимодедйствия с воспитанниками., материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры (по Н.Е. Щурковой).

Особой проблемой в теории и методике воспитания является выбор методов и средств воспитания. Решая эту проблему, педагог учитывает: цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся. Следует учесть и уровень квалификации самого педагога, его методическое мастерство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: