Цели и задачи практики
Целью учебно-ознакомительной практики является знакомство с особенностями выбранной специальности и формирование навыков и умений применять свои теоретические знания на практике.
Основные задачи практики:
– закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения;
– получение студентами всестороннего представления о будущей профессии и воспитание уважения к ней;
– изучение основных направлений деятельности органов государственного управления и предприятий (организаций);
– изучение организационной структуры государственных органов и коммерческих организаций;
– ознакомление с современными производственными процессами и технологиями, оценка их влияния на формирование качества и конкурентоспособности продукции, экологизацию производства;
– ознакомление с организационной структурой и функциями планово-экономических служб и должностными инструкциями экономистов;
– выработка у студентов творческого подхода к профессиональной деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании;
– приобретение практических навыков анализа технологических процессов и оценка перспектив их развития с учетом зарубежного опыта.
Сроки прохождения практики определяются учебным планом по специальности.
Календарь практики
№ п/п | Наименование мероприятия | Место проведения | Ответственный за проведение |
1 день (24.06.2013г) | Семинар (круглый стол, деловая встреча) «Система государственного и местного управления Республики Беларусь» | Академия управления при Президенте Республики Беларусь, учебная аудитория | |
2 день (25.06.2013г) | Знакомство с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН 6.5», справочной правовой системой «КонсультантПлюс» | Академия управления при Президенте Республики Беларусь, кабинет права | |
3 день (26.06.2013г) | Экскурсия «Ознакомление с организационной структурой и функциями планово-экономических служб» | Производственное предприятие «Кока-колаБевриджиз Беларусь» | |
4 день (27.06.2013г) | Экскурсия «Ознакомление с методами и технологией управления производственным процессом и перспективами их развития» | Производственное предприятие «Минский завод тракторных тягачей» | |
5 день (28.06.2013г) | Подготовка отчета о выполнении программы практики и индивидуального задания |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 Система государственного управления Республики Беларусь:
Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Представительным и законодательным органом является парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 члена).
Исполнительная власть представлена Советом Министров Республики Беларусь во главе с Премьер-министром.
Главой государства является Президент Республики Беларусь.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь.
В Республике Беларусь действует Конституция 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.
2 Система органов местного управления Республики Беларусь:
Существенной частью системы органов исполнительной власти являются органы местного управления. В соответствии с законом «О местном управлении и самоуправлении» от 4 января 2010г. под местным управлением понимают форму деятельности исполнительных и распорядительных органов власти, формируемых в каждой административно-территориальной единицы, для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов, а также интересов граждан, проживающих в пределах соответствующей административно-территориальной единицы. Система органов местного управления включает в себя 3 территориальных уровня: Областной (областные исполкомы и минский горисполком); Базовый (районные исполкомы (118), исполкомы городом областного подчинения); Первичный (сельские и поселковые исполкомы, исполкомы городов районного подчинения, а также местные администрации в городах, имеющих районные деления). В соответствии с законом местные исполнительные комитеты всех уровней подконтрольны и подотчетны следующим органам власти: Президент РБ (по всем вопросам своей компетенции). Правительство (по вопросам, входящих в компетенцию правительства). Вышестоящим местным органам исполнительной власти. Местному совету депутатом соответствующей административно-территориальной единицы (по вопросам, входящих в компетенцию совета депутатов).
3 Организация системы управления на современном промышленном предприятии, организационная структуре и функции планово-экономических служб
3.1 Организация системы управления на современном промышленном предприятии
Современное предприятие — это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления — использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.
В связи с тем, что работа предприятия разделяется на составляющие части, выполняется различными работниками, кто-то должен координировать и направлять усилия. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Для того, чтобы предприятие действовало успешно, управленческая работа должна четко отделяться от неуправленческой. На предприятии должны быть назначены руководители и определен круг их обязанностей и ответственности.
В зависимости от уровня управления выделяют руководителей низового звена (или операционных управляющих), среднего звена и высшего звена.
К руководителям низового звена относятся младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими. Они организуют и контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за непосредственное использование сырья и оборудования.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Примерами должностей руководителей среднего звена могут быть должности начальника производства, начальника отдела, управляющего сбытом на промышленном предприятии, декана или директора филиала учебного заведения. Руководители среднего звена — это своеобразный буфер между руководителями высшего и низового звеньев. Они подготавливают информацию для принятия решений руководителями высшего звена и доводят эти решения в виде конкретных заданий низовым руководителям.
Руководство высшего звена представляет высший организационный уровень управления. В предпринимательстве примеры руководителей высшего звена — это президент компании, председатель Совета директоров, вице-президент корпорации и др. Руководители такого уровня принимают важнейшие для предприятия решения и несут за них ответственность.
Процесс управления состоит из следующих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Функция планирования связана с выработкой решения относительно целей бизнеса и действий для достижения этих целей.
Функция организации состоит в создании определенной структуры для выполнения стратегических и тактических планов предприятия.
Задача функции мотивации состоит в том, чтобы работники хорошо выполняли трудовые обязанности и благодаря этому имели возможность удовлетворять свои материальные и духовные потребности.
Функция контроля направлена на своевременное выявление отклонений в выполнении первоначального плана и принятие действенных мер для исправления ситуации.
Результативность управления в значительной мере связана с выбором организационной структуры предприятия.
Классической тип традиционной организационной структурой является бюрократическая структура, которая отличается высокой степенью разделения управленческого труда, стройной иерархией управления, формализованными правилами и нормами поведения персонала, четко сформулированными принципами подбора и расстановки кадров.
3.2 Организационная структура и функции планово-экономических служб
Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.
Между элементами системы управления существуют связи, которые можно подразделить на:
1) линейные связи возникают между подразделениями разных уровней управления, когда один руководитель административно подчинен другому (директор - начальных цеха - мастер);
2) функциональные связи характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на разных уровнях управления, между которыми не существует административного подчинения (начальник планового отдела - начальник цеха);
3) межфункциональные связи имеют место между подразделениями одного уровня управления (начальник основного цеха - начальник транспортного цеха).
Известны несколько типов организационных структур управления:
Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка.
Линейно-штабное управление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.
Функциональное управление предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений.
Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.
Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.
На практике часто встречается сложный вид управления - сочетание перечисленных типов организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием.
Планово-экономический отдел осуществляет экономическое планирование и анализ хозяйственной деятельности.
Функции отдела:
· разработка и подготовка планов доходов и расходов;
· разработка экономических нормативов и расчетов;
· разработка и ведение штатного расписания.
Основной функцией планово-экономического отдела является планирование объемов производства и выпуска изделий, изготавливаемых на данном предприятии, осуществление контроля над соблюдением в течение года плановых показателей и их корректировка в зависимости от финансовых возможностей предприятия, ситуации на рынке сбыта, спросом на производимую продукцию. Также в функции планово-экономического отдела входит определение затрат на производство и возможное снижение издержек за счет экономии средств и внедрения новых производственных технологий.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Исследование опыта Польши в области госуправления.
Прежде всего нужно заметить, что Польша имеет большой опыт государственного управления, ведь из истории видно, что после 3-х разделов Речи Посполитой, Польское Государство начало выстраивать независимые подходы в осуществление независимости государства.
Прежде, чем говорить о настоящем, хочется обратиться к истории и проследить путь развития Польши в политике.
После распада биполярной системы международных отношений, усиление позиций США в мировой политике способствовало росту анти-американских настроений во многих странах мира. Эта тенденция была характерна и для европейского континента, несмотря на то, что большинство стран региона поддерживают тесные экономические и военно-политические связи с Соединенными Штатами. Критическое отношение к США проявляется не только в западной части Европы, где антиамериканизм уже имеет определенную традицию, но и в восточноевропейских странах, которые после распада «социалистического содружества» по многим вопросам международной политики переориентировались на Вашингтон. В 2000-е годы рост недовольства американской внешней политикой начинает наблюдаться и в Польше. Как известно, американцы воспринимают Польшу в качестве одного из самых надежных и преданных своих союзников. Польша поддержала операцию США против режима С. Хусейна в Ираке в 2003 г. Ее руководство высказалось по этому вопросу весьма определенно еще за несколько месяцев до интервенции. Президент А. Квасьневский в январе 2003 г. обещал Вашингтону полную поддержку в этом вопросе. Возникновение в американском лексиконе понятия «Новая Европа», определявшего страны, оказавшие поддержку США в антииракской кампании, является в том числе и заслугой польской внешней политики. За проамериканский политический курс в западноевропейских СМИ Польшу нередко стали называть «троянским конем» США в Европе. Действительно польское общество традиционно выделялось среди других европейских народов наиболее сильными симпатиями к Америке. В США проживает значительное число граждан польского происхождения (около 10 млн). Исторически между двумя народами сложились дружественные связи. Соединенные Штаты активно поддерживали оппозиционные силы в Польше в борьбе с коммунистическим режимом, способствовали интеграции
страны в блок НАТО. Кроме того, в массовом сознании поляков США олицетворяют развитый, богатый, свободный и демократический Запад, к которому они хотят принадлежать. Наибольшую поддержку политике США высказывает польская молодежь и сторонники правых политических партий «Право и справедливость» и «Гражданская платформа». По данным социологических исследований, вплоть до конца 1990-х гг. в Польше сохранялся весьма высокий уровень симпатий к США: в 1993, 1995, 1997 и 1998 гг. эта поддержка составляла более 60%, а до 2003 г. она ни разу не была ниже 50%. Однако с 2004 г. в польском общественном мнении все более отчетливо стала проявляться иная тенденция – росло критическое отношение к Соединенным Штатам: поляки, симпатизирующие США, в 2011 г. составили лишь 43%; при этом возросло число граждан, негативно относящихся к Америке (1993 г. – 9%; 2001 г. – 14%; 2003 г. – 17%; 2004 г. – 20%; 2011 г. – 19%). В рейтинге симпатий американцы переместились с 1-го места (1993 г.) на 9-е (2011 г.).
Немаловажное значение в росте критических настроений по отношению к США имела проблема сохранения в польско-американских отношениях визового режима. Американцев упрекают в том, что безвизовый режим действует
для большинства стран ЕС, в то время как полякам для поездки в США необходимо оформление визовых документов. «Мы единственная страна Шенгенской зоны, – отмечал министр иностранных дел Польши. Сикорский, – которая по-прежнему должна иметь визы в США. Это аномалия»
В целом по многим вопросам международной политики польское общественное мнение в последние годы становится все более «проевропейским», чем «проамериканским». Среди граждан растет осознание европейской идентичности Польши. Эти перемены можно объяснить тем, что поляки всё больше ощущают выгоды членства Польши в ЕС и связывают будущее своей страны с европейской интеграцией. Не последнюю роль в эволюции настроений поляков играют и факторы социокультурного характера. Во внешнеполитическом мышлении европейцев и американцев есть существенные различия, о чем свидетельствуют также данные социологических опросов. Так, на вопрос о том, является ли война необходимым средством достижения справедливости при некоторых условиях, «да» ответили 84% опрошенных американцев и только 46% поляков (39% немцев и французов).
На примере развития политических отношений между США и Польшей можно проследить закономерность сближения с ЕС и различий во взглядах на международные вопросы.
Теперь в противовес примеру развития международных отношений в Польше, я хочу изложить данные о государственном управлении во внутренних делах Польского Государства.
Реформа службы занятости: Меньше бюрократии, больше конкретных действий. Посредник теперь будет вознагражден не за количество зарегистрированных безработных, а сколько людей нашли работу.
Статус: текущий.
Польские инвестиции: Перед нами переходный период между старым и новым бюджета Европейского Союза. Для польской экономики не замедлились темпы в это время, Польша нуждается в дополнительных деньгах. Помощь представляет собой стратегическую программу "Польские инвестиции". Идея проста.: правительство выделит инвестиционный капитал замороженных сегодня, государственной собственности, компаний. Нет, они относятся на счет долга или дефицита. Это около 40 млрд. злотых, которая будет течь, таких как строительство дорог и энергетических проектов. Для этих средств будет соответствовать специальной компании казны и национальной экономики банк.
Статус: текущий.
Миллиарды инвестиций: 700-800 злотых правительства в польской экономике. Деньги пойдут на крупные инвестиции в дороги, железные дороги, энергетика, добыча сланцевого газа, научной инфраструктуры, армии и полиции. Целью является поддержание экономического роста и создания рабочих мест.
Статус: в стадии.
"Дом для молодых": Поддержка молодых пар и одиночек. За дополнительные 5 процентов будет иметь возможность пары, имеющие ребенка, и еще 5 процентов. Если в течение пяти лет после покупки квартиры родился третий или последующий ребенок.
"Дом для молодых" (MDM) - правила:
1)Максимальный возраст заемщика: 35 лет.
2)В квартире должна исходить отпервичном рынке, на вторичном рынке и дома не вступают в игру.
3)Максимальная площадь объекта: 75 квадратных метров
Занимаемая должность: текущий.
Статус "текущий" к задаче решения разработан правительством. Это означает, что закончил проект правил уже пошел в парламент.
Статус «в стадии» являются задачи, что правительство по-прежнему работает. Когда проект стандартов будет готов, пойдет в парламент.
На основе таких законопроектов можно сделать вывод, что Польское Государство пытается выйти из кризисного положения, в котором, отчасти, находится большая часть Европейского союза.
Стоит надеется, что подобные стремления не затянут безработицу Европы ещё глубже и от этого не ухудшаться отношения с другими странами!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прохождение учебно-ознакомительной практики позволило развить следующие:
академические компетенции:
Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
Уметь работать самостоятельно.
социально-личностные компетенции:
Быть способным к социальному взаимодействию.
Уметь работать в команде.
Также учебно-ознакомительная практика позволяет сформировать основу для приобретения следующих профессиональных компетенций:
Ориентироваться в системе государственного управления, государственного регулирования экономики и деятельности организации.
Ориентироваться в правовой системе республики и использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности.