принципы интегративной педагогики. Виды интеграции.




До недавнего времени у ребенка с особенностями психофизического развития был только один путь получения образования - обучение в специальной школе или домашнее обучение (осуществлялась внешняя дифференциация). Вместе с тем, многие педагоги полагают, что для таких категорий детей более подходящей и гуманной будет внутренняя дифференциация. Еще Л.С. Выготский указывал, что при всех достоинствах специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту.

В настоящее время создаются реальные возможности для посещения детьми с нарушениями в развитии общеобразовательной школы или интеграции их в диагностико-реабилитационные центры. Принцип «как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации» является принципом интегрированного обучения детей с особенностями психофи-зического развития. Интегрированное обучение– совместное обучение детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких особенностей, при участии педагогов-специалистов. Являясь вариантом специального образования, интегрированное обучение осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания, обучения и воспитания детей с особенностями психофи-зического развития.

Основная идея интегрированное образования: от интеграции в школе к интеграции в обществе (от образовательной интеграции к социальной интеграции). Совместное обучение гарантирует право ребенка с дизонтогенезом не быть изолированным от общества, сверстников и обеспечивает ему возможность посещать школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.

Сторонники совместного обучения выделяют такие положительные моменты интегрированного обучения: стимулирующее воздействие более способных одноклассников; наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью; развитие навыков общения и нестандартного мышления; возможность проявления гуманности, сочувствия, терпимости в реальных жизненных ситуациях. Немало и противников идеи интеграции. Они выдвигают следующие аргументы: хорошо успевающие учащиеся лишаются возможности продвигаться в обучении быстрым темпом, развивать свои способности; дети с трудностями в обучении находятся в невыгодных условиях конкуренции, не получают необходимого внимания; учителя стоят перед проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем.

Условиями успешной реализации интегрированного обучения являются (по Н.М. Назаровой): ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора, альтернативы при наличии гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования; финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой общеобразовательной школы; готовность общества в целом, составляющих его социальных групп к интеграционным процессам и другие.

Мировая образовательная практика предлагает четыре варианта интеграции в обучении: комбинированная, частичная, временная, полная. При комбинированной интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную помощь учителя-дефектолога. В случае частичной интеграции дети с проблемами развития, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образованием, вливаются в массовые группы (классы) на часть дня. Временная интеграция означает, что все воспитанники специальных групп, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Что понимают под «полной интеграцией» следует из названия.

На практике интеграция реализуется в интернальной или экстернальной формах. Интернальная форма имеет место в системе специального образования: совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих и т.п. Экстернальная форма интеграции предполагает взаимодействие специального и массового образования.

В 2002 г. Министерство образования Республики Беларусь утвердило Положение об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Интегрированное обучение реализуется в следующих формах:

а) классы интегрированного обучения с наполняемостью до 20 чел (от 3 до 6 учащихся с той или иной патологией); в классе работают два учителя: основной и учитель-дефектолог;

б) специальные классы в общеобразовательных школе с организацией внеклассной работы на интегрированной основе;

в) коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения, охватывающая детей с особенностями психофизического развития, которые обучаются в разных общеобразовательных школах сельской местности, и учащихся, неуспевающих и нуждающихся во временной помощи вследствие перенесенной продолжительной болезни.

Решение об интегрированном обучении принимается на добровольных началах при гарантированном соблюдении прав ребенка, активном участии родителей на всех этапах принятия решения, реализации индивидуального подхода в процессе определения образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

 

Рекомендуемая литература

 

1 Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

2 Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Минск: ООО “Асар”, 2003. – 288 с.

3 Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 208 с.

4 Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. - 280 с.

5 Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

6 Закон Республики Беларусь «Об образовании». В редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).

7 Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» // Настаўніцкая газета, 2006. – 18 ліпеня.

8 Кабуш, В.Т. Система гуманистического воспитания школьников / В.Т. Кабуш. – Минск: Полымя, 2000. – 208 с.

9 Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие /В.А. Капранова. – М.: Новое знание, 2003. – 160 с.

10 Классному руководителю: учеб-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 280 с.

11 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматіўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. – 2007. - № 2. – С. 9-40.

12 Коррекционная педагогика / И.А. Зайцева, В.С. Кукушин [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2002. – 304 с.

13 Коцевич, С.С. Педагогика современной школы: теоретический аспект / С.С. Коцевич. – Минск: Бизнесофсет, 2005 г. – 304 с.

14 Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / Кукушин В.С. - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2002. – 320 с.

15 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000. – 272 с.

16 Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

17 Палажэнне аб класным кіраўніку класа агульнаадукацыйнай школы і куратору вучэбнай групы прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыальнай навучальнай установы // Настаўніцкая газета. 1999. - 7 кастрычніка.

18 Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.

19 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 512 с.

20 Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2002. – 320 с.

21 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

22 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

23 Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

24 Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбародова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

25 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

26 Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 336 с.

27 Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 1 / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2007. – 192 с.

28Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 2 / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Жасскон, 2008. – 192 с.

29 Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская; И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. - 212 с.

30 Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 368 с.

31 Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.

32 Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – 560 с.

33 Хитрюк, В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций / В.В. Хитрюк. – Минск: Жасскон, 2006. – 112 с.

34 Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: