Саморегуляция и самоконтроль как осознание и оценка субъектом собственных состояний, психической и предметной деятельности.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА "ПСИХОЛОГИЯ"

Содержательная часть государственного экзамена бакалавра направления 37.03.01 Психология строится на основе общих и специальных дисциплин, входящих в предметную область знаний.

Психология человека

1. Понятие о человеке как объекте психологической науки.

Телесная и психическая организация человека. Объектные и субъектные признаки человека в концепции В.Н.Панферова. Понятие о человеке-индивиде. Понятие о человеке-личности. Понятие о человеке-индивидуальности. Парадоксы психологии человека (по В.Н.Панферову). Исследования психологии субъекта жизнедеятельности (по Е.Ю. Коржовой). Адаптационный потенциал современной личности (по С.Т.Посоховой). Психосоматика человека: основные проблемы и направления (по С.А.Кулакову).
Основные концепции человека в период античности, Нового времени, современные подходы (на примере разных психологических школ).

Понятие о психическом развитии.

Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии. Дизонтогенез. Классификация нарушений психического развития. Психология девиантного поведения (по И.А. Горьковой).

Актуальность и трудности диагностики личностных свойств и типов личности. Проблемы

надежности и валидности диагностики личности. Диагностические возможности и ограничения наблюдения, беседы, опросников и проективных техник в диагностике личностных свойств.

Диагностические возможности и ограничения методик: опросник Р. Кэттелла, методики

определения типа характера Юнга.

Особенности применения видов и форм психологической помощи.

 

2. Мотивация как психическое образование, побуждающее человека к деятельности,
раскрывающее причины и механизмы его поведения
.

Функции мотивации. Психологические компоненты (феномены) мотивации: потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения. Основные концепции мотивации (X. Хекхаузен, Д.Н. Узнадзе, А. Маслоу, К. Обуховский, Е.П.Ильин и др.). Ведущая мотивация на основных этапах психического развития человека. Актуальность и трудности диагностики мотивационных психических образований. Проблемы надежности и валидности диагностики мотивационного потенциала. Важность использования проективных методик в диагностике мотивов. Диагностика мотивации успеха, мотивации обучения в школе. Диагностика мотивов профессионального выбора. Диагностические возможности и ограничения методик: «Доминирующий мотив» — методика А.Д. Виноградовой; Измерение уровня притязаний - «Моторная проба Шварцландера»; «Незаконченные предложения» и т.п.

Личностная обусловленность мотивационных проявлений. Нарушение иерархического строения мотивов. Нарушение смыслообразующей и побудительной функции мотивов. Формирование патологических потребностей и мотивов. Слабость интеллектуальной регуляции мотивационной сферы. Снижение целенаправленности, активности поведения.

Основные модели мотивации профессиональной деятельности: теория рабочей мотивации В. Врума, целевая модель Э.Лока, теория справедливости С.Адамса. Мотивация и удовлетворенность: мотивационно-гигиеническая теория Ф.Херцберга. Е.П.Ильин о трудовой мотивации.

Участие психолога в реализации жизненных ориентаций человека.

 

Саморегуляция и самоконтроль как осознание и оценка субъектом собственных состояний, психической и предметной деятельности.

Самоконтроль как звено в системе саморегуляции.
Назначение саморегуляции. Основные компоненты саморегуляции. Воля как высший уровень саморегуляции. Мотивационный, когнитивный и регуляторный подход к пониманию воли.

Формы проявления воли: волевое усилие, волевое действие, волевая регуляция, волевые качества личности. Основные теории воли (Августин Блаженный, В. Вундт. Ю.Куль. В. А.Ивашков, Е. П. Ильин идр.) Формирование воли на основных этапах психического развития человека.

Нарушения активности (абулия, гипербулия); нарушения влечений; нарушения мотивации доведения (парабулия); психомоторные нарушения. Актуальность и практическая необходимость диагностики саморегуляции. Основные методические проблемы, связанные с диагностикой потенциала саморегуляции. Диагностика волевого компонента саморегуляции.

Внимание как регулятор психической деятельности. Виды и свойства внимания. Внимание как условие успешности деятельности. Представление о внимании Рибо, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Добрынина и др. Возрастное развитие внимания.

Сужение объема, уменьшение глубины, повышенная истощаемость, тугоподвижность, изменения направленности внимания, парапрозексия, апрозексия, ослабление распределяемости внимания. Нарушение внимания с гиперактивностью. Методы диагностики произвольного и непроизвольного внимания. Возможности и ограничения применения средств диагностики внимания и волевого напряжения.

Диагностические возможности и ограничения методик: «Закрашивание кружков», «Корректурная проба», «Красно-черные таблицы» - методика Шульте-Горбова.

Психология здоровья (по В.А.Ананьеву). Здоровье и саморегуляция.

 

4. Индивидуально-психологические особенности человека. Темперамент как интегративное психическое образование нейродинамических и психодинамических свойств. Нейродинамические свойства темперамента. Психодинамические свойства темперамента. Жизненное предназначение темперамента. Теории и типологии темперамента (Гиппократ, Гален, Кречмер, У. Шелдон, Г.Айзенк, И.П.Павлов, Небылицын В.Д., Теплов Б.М. и др.). Особенности современного подхода к пониманию темперамента как структуры свойств (Мерлин B.C., Стреляу Я., Русалов В.М., и др.). Основные проблемы дифференциальной психологии (по Е.П.Ильину).

Возрастная динамика темперамента.

Актуальность и практическая значимость диагностики психодинамических психических образований. Основные подходы к диагностике темперамента как интегрального психического образования нейродинамических и психодинамических свойств. Методы наблюдения, тестирования, экспериментальные методы диагностики темперамента. Возможности применения проективной техники.

Диагностические возможности и ограничения методик: «Карта наблюдения Стреляу», «Опросник Русалова», «Теппинг-тест».

Характер. Отношение как содержательная характеристика взаимодействия человека с физической и социальной средой и основа для формирования характера. Характер как единство отношений и способов действия. Формы проявления характера. Типологии и теории характера (Аристотель, Теофраст, А.Ф.Лазурский, В.Н. Мясищев, К. Леонгард, А.Е. Личко, В.Н.Панферов и др.). Формирование характера в процессе психического развития человека. Понятие об акцентуациях характера. Типы акцентуаций характера. Нарушения социально-психологической адаптации при акцентуациях характера.

Оценка характера с использованием личностных опросников, диагностика акцентуаций характера.

Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Способности и задатки. Общие и специальные способности. Прогностические способности (Л.А.Регуш). Одаренность. Природа и истоки творческой деятельности. Предназначение творчества. Подходы к изучению креативности. Историко-психологические подходы к рассмотрению способностей и креативности (Ф. Гальтон, Б.М.Теплов, Н.Б.Лейтес, Д.Гилфорд, Е. Торранс, Я.А. Пономарев и др.).

Возрастные аспекты формирования способностей. Понятие о структуре педагогических способностей.

Актуальность и практическая значимость диагностики креативности. Проблемы диагностики творческих возможностей человека. Ранняя диагностика креативных психических образований. Проблемы разработки методических средств для диагностики процесса творчества. Диагностика вербального и невербального компонентов творческого потенциала. Диагностические возможности и ограничения методик Джонсона, Е.Е.Туник.

 

5.Аффективные психические образования как отражение в форме переживаний субъективной значимости и оценки внешней и внутренней среды организма. Жизненные функции эмоций и чувств. Основные теории эмоций (Аристотель, Спиноза, теория Джеймса-Ланге, И.Кант, К.Изард, Додонов Б.И., Симонов П.В. и др.) Формы проявления аффективных психических образований: эмоциональная реакция, настроение, чувство, аффект, стресс, фрустрация. Актуальность диагностики эмоциональных переживаний современного человека. Возрастная динамика эмоциональной сферы человека.

Диагностические проблемы в определении аффективных психических образований. Способы повышения надежности определения аффективных свойств. Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика тревожности в детском, подростковом возрастах. Диагностика эмоциональной неустойчивости. Личностная обусловленность эмоциональных проявлений. Диагностические возможности и ограничения методик: «Теста диагностики тревожности Тэммла, Амена, Дорки»; «Опросника Филлипса»; «Шкала самооценки Спилбергера- Ханина.

 

6. Роль психомоторного развития в становлении произвольности психических процессов.
Психомоторные психические образования как условие освоения пространства, деятельностного взаимодействия человека со средой, а также средство самовыражения и самопрезентации.
Произвольные и непроизвольные телесные движения, идеомоторные акты (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн и др.), действия и деятельность (А.Н.Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Е.В.Ильин, В.Н.Панферов и др.).

Возрастные аспекты освоения деятельности.

Понятие о профессиональной деятельности. Труд как профессиональная деятельность. Психологические признаки труда. Формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Понятие о профессионально важных качествах. Концепции подготовки специалистов по оказанию профессиональной психологической помощи (по Е.П.Кораблиной). Методы определения профессионально важных качеств. Участие психолога в оценке и развитии профессионально важных качеств.

Основные модели мотивации профессиональной деятельности (В.Врум, Э.Лок, С.Адамс, Ф.Херцберг).

 

7. Сенсорно-перцептивная сфера человека.

Ощущение как феномен сенсомоторной деятельности. Виды ощущений (Б.Г. Ананьев), свойства ощущений. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Соотношение сенсорных процессов и логического мышления в рационалистических и эмпирических концепциях Нового времени (Р. Декарт, Г.Лейбниц, Ф.Бекон, Дж. Локк, Э. X. Вебер, Т. Фехнер и др.). Восприятие как феномен сенсомоторной деятельности. Свойства восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Перцептивные действия, перцептивная защита. Представления о восприятии в гештальтпеихологии (К. Коффка, В. Келер, К. Бюлер и др.) и когнитивной психологии (Дж. Брунер, У. Найссер). Возрастная динамика сенсорно-перцептивной сферы человека.

Актуальность и практическая ценность диагностики сенсорно-перцептивной организации человека. Основные диагностические подходы к определению сенсорно-перцептивных образований. Необходимость аппаратурного обеспечения. Диагностика темпа движений, зрительно-моторной координации, моторной лабильности.

Диагностические возможности и ограничения методик: «Змейка» Озерецкого; «Теппинг-тест» Е. П. Ильина, «Моторная лабильность» Лачинза; «Лабиринты» - субтест методики Векслера.

 

8. Память как средство запечатления, сохранения и актуализации следов воздействия внешнего мира на человека. Жизненное предназначение памяти. Виды памяти по характеру психической активности, по длительности хранения следов воздействия, по наличию субъективного усилия

и контроля. Запоминание, сохранение (забывание), узнавание и воспроизведение как основные процессы памяти. Представления о памяти Г. Эббингауза, Р. Аткинсона, П.И. Зинченко и др.

Актуальность диагностики мнемических психических образований, их адаптивная сущность.

Возрастная динамика памяти.

Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти. Гиперестезия. Гипостезия.

Парестезия. Конфабуляции. Псевдореминесценция. Корсаковский синдром. Прогрессирующая амнезия. Нарушение непосредственной памяти. Нарушение опосредованной памяти.

Нарушение памяти как проявление измененной мотивационной сферы. Вытеснение.

Динамические расстройства памяти. Соотношения нарушений памяти и внимания.

Проблемы диагностики памяти. Субъективные и объективные подходы к диагностике памяти.

Методики диагностики кратковременной и долговременной памяти, индивидуальных типов памяти. Диагностические возможности и ограничения методик: «Интерференция», «Триграммы», «Субъективный опросник памяти», «Пиктограммы», «Доминирующий тип памяти».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: