Психология развития и образования




1. Общее представление о развитии. Области и процессы развития. Информационно-энергетические характеристики развития. Основные тенденции развития. Развитие человека в исторической и ку льтурной перспективах.

Биогенетический подход и теории созревания. Теории научения. Психоаналитические теории развития. Когнитивные теории развития. Культурно-историческая концепция развития Л.С.Выготского и ее разработка в теории деятельности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Я. Гальперин, М.И.Лисина и др.). Принципы и методы научных исследований в психологии развития.

 

2. Новорожденность и младенчество. Основные рефлексы и сенсорные способности. Эмоциональные реакции. Первые проявления темперамента. Психомоторное развитие младенцев. Активная память и построение мира устойчивых объектов. Общение младенца со взрослыми. Доречевые реакции младенцев.

 

3. Преддошкольный период. Освоение и совершенствование ходьбы. Развитие ориентировочной основы предметных действий и усвоение "орудийной логики". Ориентация в пространстве и времени. Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов. Развитие умственных представлений (репрезентаций) и способности предвидеть события. Символические (замещающие) действия, символичность мышления.

Появление первых слов, переход к активной грамматике, овладение звуковой стороной языка. Развитие схемы тела и телесного Я; осознание собственной активности и способности влиять на события и поведение других людей; экзистенциальное и категориальное Я; осознание принадлежности к полу. Формирование моральных и социальных норм; истоки самооценки: появление социальных эмоций. Кризис трех лет. Общение со взрослыми и сверстниками.

 

4. Дошкольное детство. Повышение произвольности, избирательности и саморегуляции зрительного и слухового внимания, памяти. Фантазии дошкольников. Переход от символического к интуитивному (дооперациональному) мышлению. Необратимость
мыслительных операций; центрация. Роль знаний и языка в развитии мышления; формирование понятий; когнитивные стили; развитие социального познания. Онтогенез сложного предложения; сознание словесного состава речи; словотворчество; восприятие и понимание образных выражений, метафор и юмора; развитие планирующей функции речи.

Самосознание; развитие самоконтроля; моральное развитие. Ситуационная изменчивость морального поведения. Моральные чувства. Распознавание эмоций и социализация выразительных движений; расширение спектра чувств.

Развитие общения со взрослыми и сверстниками; альтруизм и сочувствие; агрессивное поведение и его причины. Дети с высоким и низким социометрическим статусом; детская дружба. Значение игры в психическом развитии ребенка. Психологическая готовность к школе.

 

5. Среднее детство. Переход к мышлению на уровне конкретных операций. Освоение основных логических операций и приемов логического вывода. Развитие внутреннего плана действия и познавательной рефлексии. Развитие самоконтроля и приемов управления познавательными процессами. Развитие грамотности: чтение и письмо. Мотивы учения младших школьников. Семья и школа как основные факторы социализации. Отношения со сверстниками и развитие социальной компетентности. Рост морального сознания. Половые различия в уровне моральных суждений.

 

6. Подростковый и юношеский возраст. Половая идентичность и сексуальное поведение. Достижение уровня формальных операций; изменения в диапазоне и содержании мышления; расширение сферы социального познания и склонность к самоанализу. Подростковый эгоцентризм и его проявления. Развитие моральных суждений и формирование мировоззрения. Достижение относительной автономии и установление отношений взаимозависимости со взрослыми; формирование идентичности.

Референтные группы как источники информации о возможных вариантах идентичности. Влияние статуса идентичности на социальные отношения. Я-образ и стрессоустойчивость. Стили родительского поведения и социальное поведение подростков.

Взаимодействие со сверстниками. Дружба; половая дифференциация; клики, компании и одиночество.

Переоценка ценностей; формирование идеалов и выбор образа жизни.

 

7. Образование как путь духовного становления личности. Соотношение процессов учения и научения. Структура учения; мотивационный, программно - целевой, исполнительный, контрольно-оценочный компоненты.

Психологические основы построения технологических
моделей обучения школьников; характеристика основных показателей учебного процесса в технологической парадигме обучения.

Психологические особенности построения поисковых
моделей обучения; характеристика особенностей поисковых моделей обучения.
Психологические основы построения урока как основной формы учебно-воспитательного
процесса.

Осуществление контроля, коррекции и оценивания в педагогической деятельности.
Психология решения педагогических задач и принятия педагогических решений.

Психологическая безопасность в образовательной среде (по И.А.Баевой).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: