Развитие специального образования на современном этапе.




Характерной чертой современного специального образования Великобритании является стремление к развитию и дальнейшему расширению интеграционных форм обучения.

Это тенденция получила отражение и в законодательстве: В 1995 г. по инициативе нескольких организаций – «Совета особенных детей», «Совместной инициативы по специальному обучению», «Лондонского Института обучения» был принят Disability Discrimination Act, запрещающий любые формы нарушений прав «особенных» детей и подростков. Это касается приема в общеобразовательные школы, взаимоотношений с ними, процесса обучения. Также вменяет в обязанность администраций устанавливать и внедрять различные устройства и приспособления, помогающие таким детям комфортно чувствовать себя в школах, местах досуга и отдыха. Здесь речь идет о физической доступности (оснащении) самих помещений и способах реализации процесса обучения. Законом запрещено исключать «особенных детей» из общеобразовательных школ.

Организация «Инициатива доступа к школам» в 1996 г. выделила значительную сумму денег для школ, поддерживающих интеграцию, предназначенную на техническое оснащение всем необходимым для инвалидов оборудованием. В общей сложности, такое финансирование получают около 6000 школ страны.

В 2001 г. актом «Об особых образовательных потребностях и нарушениях» был значительно расширен контингент интегрируемых учащихся. Собственно, это законодательство предусматривало полное включение в общеобразовательное пространство всех категорий «особенных детей». Важно, что в нем указывались дети и подростки, на которых предыдущее законодательство практически не распространялось. В эту группу вошли дети с ранним детским аутизмом, с нарушениями поведения и эмоционально-волевыми расстройствами; нарушениями речи, чтения и письма, а также те, у кого отмечались выраженные трудности в обучении.

Одновременно законодательство содержало повышенные требования к общеобразовательным школам: - вводились новые стандарты оценки деятельности учителей в условиях интегрированного общеобразовательного пространства. От учителя требуется умение создать позитивную в детской среде атмосферу; обеспечить «особенных детей» необходимыми знаниями и умениями; осуществлять взаимодействие со специальными школами; устанавливать доверительные взаимоотношения с родителями. Соблюдение всех требований существенно влияло на заработанную плату педагогов.

Согласно данным изучения ресурсов семьи за 2002-2003 гг. благодаря этому акту помощь и поддержку получает 700 000 детей и подростков

Успешность интеграционных процессов подтверждается в общем снижении числа специальных школ, но главное – оптимистичными результатами интегрированного обучения определенного числа «особенных детей». По данным Н. Портмена и А. Пратта, (1981, 1990), наиболее успешно включались в интеграцию учащиеся с физическими отклонениями и с нарушениями зрения. Эти авторы считают, что аргументы против интеграции, в основном, носят временный, переходящий характер, базируются на недостатках деятельности общеобразовательных школ и на определенных трудностях по обеспечению образованием детей с особыми потребностями.

В настоящее время в специальных школах обучается 1,1% от общего числа детей с образовательными потребностями в стране, что составляет 9400 человек. При этом около 2000 школьников посещают специальные школы на «двойной» основе, т.е проводят часть времени в обычной, часть - в специальной школе.

Вместе с тем, последовательно проводимая политика интегрированного обучения сталкивается с определенными трудностями и проблемами.

Прежде всего, это связано с нежеланием представителей школьных властей интегрировать в общеобразовательные школы детей и подростков с нарушением интеллекта, эмоциональными проблемами, расстройствами поведения. По данным Н. Портмен, положение этих детей и подростков значительно ухудшилось.

Согласно социологическим исследованиям постоянно увеличивается число нуждающихся в специальном образовании, но имеют возможность получить его далеко не все.

По этим же сведениям специальное образование в Великобритании необходимо 12000 дет и подростков, в то время как в эту систему направление имеют 2 500 человек.

Английские специалисты серьезно обеспокоены значительным ростом числа детей с выраженной и множественной патологией (т.е. «зависимыми» от степени развития медицинской технологии), которое достигает почти 6000 человек.

Одной из серьезных для специального образования остается проблема послешкольного (профессионального, среднего, высшего) образования «особенных» подростков некоторых категорий (в основном, с трудностями в обучении и сенсорными дефектами).

В частности, Ричард Стоуэл, директор «Национального бюро для учащихся с нарушениями» отмечает, что, оказывается, значительно меньшее количество «особенных» подростков продолжают обучение. Их на 29% меньше чем по нормальных сверстников. Они редко поступают в колледжи, чаще – в профессиональные училища. И кроме того даже после окончания средних специальных учреждений они испытывают большие, по сравнению с нормально развивающимися одногодками, сложности при трудоустройстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: