ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ)




Гражданское общество и правовое государство.

10. Избирательные системы – САМОСТОЯТЕЛЬНО.

 

 

 
 

 

 


ВЫБОРЫВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Политические выборы являются одним из элементов функционирования политической системы. В современном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства, определяются кандидаты на выборные должности.

Функции выборов:

- артикуляция интересов различных социальных групп;

- обеспечение мирного перехода власти из одних рук в другие;

- формирование функционирующей представительной системы;

- урегулирование политических конфликтов мирным путем;

- формирование новой политической элиты и пополнение ее новыми кадрами;

- политическая социализация личности;

- формирование органов государственной власти и другие.

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право регулирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, свободных, прямых, тайных, и равных выборов. Следует различать активное и пассивное избирательное право. Личное участие гражданина в выборах представительных учреждений и должностных лиц определяет активное избирательное право. Право гражданина быть кандидатом на выборную должность определяется пассивным избирательным правом.

Выборы могут быть прямые, либо косвенные. В ходе прямых выборов избиратели сами, непосредственно избирают своих представителей в выборные учреждения, тогда как в процессе непрямых, косвенных выборов между избирателем и избираемым существует промежуточная инстанция – корпус выборщиков. Избиратели поручают выборщикам выбирать от их имени.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

С выборами связано понятие электорат. Электорат (от лат. elektor.– избиратель) – это совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.

Характерным явлением для многих стран является абсентеизм, т.е. равнодушное отношение части населения к политической жизни. Абсентеизм выражается в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах.

С целью привлечения граждан к участию в выборах используется политический маркетинг. Это совокупность теорий и средств, с помощью которых политические институты и организации разрабатывают свои программы и влияют на поведение граждан. Частью политического маркетинга является избирательный маркетинг. Это совокупность определенных правил и методов, используемых политическими партиями и их кандидатами для организации и проведения избирательной кампании. С помощью телевиденья, радио, листовок, плакатов политические партии и движения знакомят избирателей со своими предвыборными программами, демонстрируют достоинства своих кандидатов в представительные учреждения.

Результаты выборов в большой степени зависят от действующей в государстве избирательной системы.

ВИДЫИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ)

Избирательная система -это порядок организации и проведения выборов, распределения депутатских мандатов. В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная.

В основу мажоритарной системы положен принцип большинства (от фр. Majoritaire < majorite большинство < лат.major большой). Согласно этому принципу, избранным по избирательному округу считается кандидат (список кандидатов), получивший установленное большинство голосов. Различают две разновидности этой системы: мажоритарную систему абсолютного большинства (т.е. 50% + 1 голос) (Австрия, Франция, СНГ, РБ.) и мажоритарную систему относительного большинства, (т.е. больше чем у соперников) (Великобритания, Канада, США). При выдвижении нескольких кандидатов на выборах достичь абсолютного большинства в первом туре очень сложно. По этой причине в странах, где используется мажоритарная система в один тур (напр. Великобритания), а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал менее 50 % голосов. В тех же странах (например, Франция), где ни один кандидат не получает требуемого числа голосов (50%+1 голос от всех участвовавших в голосовании), проводится второй тур, в который выходят все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Во втором туре победителем признается кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей. В Беларуси также используется система абсолютного большинства. В отличие от Франции, во второй тур (если первый был безрезультатным) выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него.

В ряде стран, например, в США, существует правило, согласно которому кандидат, завоевавший абсолютное большинство (50+1 голос), получает все голоса выборщиков данного избирательного округа. Проигравший претендент не получает в этом избирательном округе ни одного голоса.

Главное достоинство мажоритарной системы, особенно в условиях политической и экономической нестабильности в стране, состоит в том, что она позволяет создать стабильное и сильное правительство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. Кроме того, мажоритарная система предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства. Так, в англосаксонских странах в основном благодаря мажоритарной системе выборов в один тур сформировалась и поддерживается т.н. двухпартийная система. Во Франции выборы по мажоритарной системе в два тура содействуют объединению основных политических сил в два блока.

Вместе с тем, для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Здесь может не учитываться, практически теряться воля 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, теряют возможность провести своих представителей в выборные органы.

Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут.

Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за неё проголосовало больше избирателей. Вполне типична и такая ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают разное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной системы.

Таким образом, мажоритарная система на первое место выдвигает эффективность управления государством за счет неравномерного распределения мандатов между конкурирующими политическими партиями.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

Выборы, проводимые по этой системе являются строго партийными (каждая из партий выдвигает свой список кандидатов). Если применяется система “связанных” или “жестких”, списков, то избиратель голосует за список той или иной партии целиком. При этом распределение полученных мандатов внутри списка партии осуществляется в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. В настоящее время эта система применяется в Израиле, Испании, Греции, Португалии, Коста-Рике. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, поскольку именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке. В ряде стран применяется иной вариант- система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.

Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система применяется в Швейцарии и Люксембурге. Она позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Избиратель вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий - смешанное предпочтение. В результате, создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.

Результаты голосования определяются по установленной квоте, то есть минимуму голосов, необходимых для избрания одного депутата. Квота определяется путем деления общего числа поданных по данному округу (стране) голосов на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), Италии он равен 5 процентам, в Венгрии и Болгарии - 4 процентам, в Турции- 10 процентам, в Дании-2 процентам. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

По сравнению с мажоритарной пропорциональная система имеет по-крайней мере два основных преимущества.

1. Она позволяет создать такие центральные и местные представительные учреждения, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране.

2. Эта система, если она не искажена какими-либо дополнительными “правилами” (типа панаширования, избирательного порога), обеспечивает представительство даже небольшим партиям. О ее популярности свидетельствует тот факт, что в тринадцати из пятнадцати стран ЕС (исключение составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Недостатки данной системы являются продолжением её достоинств. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций.

Может неправомерно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

Обе избирательные системы обладают как преимуществами, так и серъезными недостатками. Чтобы уравновесить крайности обеих систем, в некоторых государствах применяют смешанные системы, включающие элементы как мажоритарной, так и пропорциональной избирательной системы (ФРГ, Литва, Российская Федерация). При такой системе половина депутатов избирается в одноименных округах по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина - по пропорциональной системе с помощью партийных списков. При этом каждый избиратель обладает двумя голосами: один он подает за конкретного кандидата, второй - за список кандидатов определенной партии.

К достоинствам смешанной системы можно отнести укрупнение политических партий или их блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности; предоставление возможности сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

Безусловно, идеальной избирательной системы не существует, поскольку каждая из рассмотренных имеет свои достоинства и недостатки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: