Теория разделения властей в государственном аппарате РФ ( см. Конституцию)




В организационно-властном плане это на­шло свое выражение в конституционном закреплении опреде­ленной системы разделения властей в рамках общей концеп­ции российской правовой государственности.

Сам принцип разделения властей сформулирован в Кон­ституции (ст. 10) следующим образом: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделе­ния на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самосто­ятельны".

Существо этого своеобразия состоит в том, что система разделения и взаимодействия властей носит в целом асим­метричный и несбалансированный характер — с явным перекосом в пользу полномочий Президента и его доминирующей роли в решении государственных дел, с очевидными слабос­тями других ветвей власти в их соотношении с президентской властью.

Конституция наделяет Президента весьма широким кру­гом прав, который, по существу, охватывает все сферы и на­правления организации и осуществления в стране государствен­ной власти.

Президент Российской Федерации является главой госу­дарства и гарантом Конституции. Президентская власть (вся совокупность конституционных правомочий Президента) — это власть именно исполнительная, однако по смыслу ряда других статей Конституции президентская власть как бы вы­носится за рамки данной классической триады и конструиру­ется в виде некой отдельной (исходной, базовой) власти, воз­вышающейся над этой стандартной триадой.

Так, в Конституции (ч. 1 ст. 11) содержится положение о том, что "государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федераль­ное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Фе­дерации". Здесь уже фигурируют четыре власти. Это пред­ставление о четырех властях подкрепляется и другими кон­ституционными положениями, согласно которым Президент "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти" (ч. 2 ст. 80), а "испол­нительную власть Российской Федерации осуществляет Пра­вительство Российской Федерации" (ч. 1 ст. 110).

Одновременно, согласно Конституции (ст. 83, 111 —112, 116—117), Президент обладает широкими решающими полно­мочиями в сфере исполнительной власти в целом, в вопросах формирования и отставки Правительства (в частности, назна­чение с согласия Государственной Думы Председателя Прави­тельства, право председательствовать на заседаниях Прави­тельства, принятие решения об отставке Правительства и т. д.).

Из содержания и характера конституционной регламента­ции полномочий Президента и Правительства можно сделать вывод о том, что президентская власть помимо исключительных прав Президента включает в себя, по существу, и весь комплекс решающих правомочий исполнительной власти.

Неопределенность самой конструкции исполнительной вла­сти (Президент, Правительство) дополняется отсутствием над­лежащего баланса в ее отношениях с российским парламен­том (Федеральным Собранием), который, по Конституции (ст. 94), является "представительным и законодательным орга­ном Российской Федерации".

Федеральное Собрание, по Конституции, вообще не уча­ствует в формировании Правительства, за исключением того, что в отношении назначаемого Президентом Председателя Правительства требуется согласие Государственной Думы. Причем "после трехкратного отклонения представленных кан­дидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации на­значает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выбо­ры" (ч. 4 ст. 111).

К полномочиям Президента относится и представление кандидатур на те должности, назначение которых относится к компетенции Совета Федерации (должности судей Консти­туционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального проку­рора Российской Федерации) или Государственной Думы (дол­жность Председателя Центрального банка Российской Феде­рации).

В области контрольных функций парламент обладает лишь правом контроля за исполнением Правительством федераль­ного бюджета (ч. 5 ст. 101).

Государственная Дума может выразить недоверие Пра­вительству. При этом Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государствен­ной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо распустить Госу­дарственную Думу (ч. 3 ст. 117).

Президент, согласно Конституции (ст. 93), может быть отрешен от должности Советом Федерации только на осно­вании выдвинутого против него Государственной Думой обви­нения в государственной измене или совершении иного тяж­кого преступления, подтвержденного заключением Верховно­го Суда Российской Федерации о наличии в действиях Прези­дента признаков преступления и заключением Конституцион­ного Суда Российской Федерации о соблюдении установлен­ного порядка выдвижения обвинения. Но процедура эта очень сложная и практически нереализуемая.

Становление правового государства невозможно без ут­верждения независимой судебной власти и ее всесторонней правозащитной деятельности.

Первыми действительно важными шагами на пути к ново­му суду в России стали формирование и деятельность Конституционного Суда России. Закон РСФСР "О Конституцион­ном Суде РСФСР" был принят Верховным Советом РСФСР 6 мая 1991 г.

Целый ряд новых полномочий о суде был закреплен в Законе РСФСР 1992 г. "О статусе судей в Российской Федера­ции". В этом законе содержится положение о том, что судеб­ная власть самостоятельна и действует независимо от законо­дательной и исполнительной властей.

Сформулированные в этом законе основные принципы формирования и деятельности независимой судебной власти в России получили в дальнейшем свое признание и закрепле­ние в новой Конституции. В ней (ст. 118) провозглашено поло­жение о том, что "правосудие в Российской Федерации осу­ществляется только судом". Согласно Конституции (ч. 1 ст. 120), "судьи независимы и подчиняются только Конституции и фе­деральному закону". Судебная власть осуществляется посред­ством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается. Конституция (ст. 120—122) закрепляет принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судьи.

Судопроизводство, согласно Конституции (ст. 123), осу­ществляется на основе состязательности и равноправия сто­рон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, су­допроизводство осуществляется с участием присяжных засе­дателей.

В плане практических шагов судебной реформы заслужи­вает внимания введенный с 1 ноября 1993 г. в виде экспери­мента на территории ряда регионов (Ставропольский край, Ивановская, Московская, Рязанская и Саратовская области) новый порядок судопроизводства — участие присяжных засе­дателей при рассмотрении в соответствующих краевых и об­ластных судах дел об особо тяжких преступлениях. Мировые судьи.

Конституци­онная модель российского правового государства имеет ряд недостатков. В их числе несбалансированное разделение вла­стей, отсутствие надлежащей эффективно действующей сис­темы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различ­ных властей, раздвоение исполнительной власти (Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от парламента, отсутствие необходимой ясности в распреде­лении полномочий между Федерацией в целом и ее субъекта­ми, отсутствие четкой иерархии источников действующего в стране права, неопределенность статуса прокуратуры (она упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отне­сена к исполнительной власти).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: