Ситуационный подход к управлению, его характеристика, ситуационные переменные.




Главное достижение ситуационного подхода заключается в обосновании прямого приложения научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Основное внимание уделяется анализу ситуации – конкретного набора обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Основная проблема подхода состоит в анализе ситуаций, в том числе с использованием различных моделей. На этой основе выделяются и исследуются основные ситуационные переменные организации, определяются ситуационные различия между организациями и внутри организаций.

Однако невозможно выявить и проанализировать все множество ситуационных переменных. Необходимо выделить среди них наиболее значимые, определяющие успех организации. Поэтому управление не исчерпывается только теорией. Оно включает и искусство управления, на развитие которого влияет и практический опыт.

 

1. Прагматическая школа. Разработки прагматической школы.

 

К представителям «эмпирической» (прагматической) школы управления относятся Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Дэйл, А. Слоун, А. Чандлер, Г. Саймондс, У. Ньюмен, Э. Петерсен, Э. Плоумен, А. Коуэл, А. Свенсон, Т. Левитт, У. Беннис, П. Друкер и др.

В развитии школы принимали участие представители крупного бизнеса. Специалисты этой школы не отрицали значения теоретических принципов и использования достижений конкретных наук, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления. Основной вклад прагматической школы в развитие управленческой мысли может быть определен следующим образом:

· развитие внутрифирменного менеджмента, в том числе разработка рекомендаций по управленческим структурам, организации линейных и функциональных служб, систем технического и информационного управления и другим вопросам менеджмента;

· исследование и внедрение в практику управления новых, эффективных приемов обучения менеджеров (например, слоуновская школа менеджеров);

· идеологи школы предприняли попытку разработать ряд проблем, которые стали особенно актуальными в 70–80-е гг. ХХ в. (вопросы централизации и децентрализации управления, введение целевого управления, классификация функций управления, организация труда руководителей и т. д.);

· профессионализация менеджмента (эмпирики подчеркивали необходимость создания единой теории управленческой деятельности).

 

1. Концепция социальной ответственности бизнеса. Направление социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность..

Школа социальных систем возникла под влиянием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсонсом, Р. Мертоном, а также общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Рапопорт). Ряд ученых университетского профиля (Д. Марч, Г. Саймон, А. Этциони и др.), пытаясь обосновать дальнейшее развитие рыночных отношений, критически переосмыслили предшествующие управленческие теории с учетом современного опыта и сформулировали новую теорию социальных систем. Центром этой школы является Институт Карнеги. Данная теория использует в своих воззрениях выводы школы человеческих отношений. Работник в организации рассматривается как социально ориентированное и направляемое существо, потребности которого влияют на среду в организации. В свою очередь, среда оказывает обратное влияние на работника. Школа социальных систем рассматривает человека в социальной группе как один из множества взаимозависимых и взаимодействующих факторов в сложном комплексе социальных отношений организации.

Представители школы социальных систем рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом составляющих:

· индивид;

· формальная структура организации;

· неформальная структура организации;

· статусы и роли членов организации;

· внешнее окружение (государственные структуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т. д.);

· технические средства труда.

Социальная ответственность – обязательства организации приносить пользу обществу через использование части прибыли от бизнеса.

Общественное восприятие социальной ответственности бизнеса за прошедшее столетие прошло через следующие три фазы:

1. Управление, направленное на максимизацию доходов. Хотя многие ученые и общественные деятели в начале ХХ в. видели необходимость социальной ответственности, большинство населения полагало, что производители ответственны только за свои собственные интересы. И эта точка зрения превалировала до 30-х гг.

2. Попечительское управление. В 30-е гг. Великая депрессия в США, а также расширение профсоюзного движения потребовали от бизнеса уделять больше внимания условиям работы, и это уже можно было назвать элементами социальной ответственности. Профсоюзы заставили фирмы заниматься не только вопросами прибыли, но и уровнем заработной платы, пенсионными выплатами, условиями работы и т. д. Менеджеры были призваны поддержать интересы своих рабочих, осознать их нужды и трудности. Появилась необходимость уделять внимание и другим социальным группам – служащим, покупателям, кредиторам и обществу в целом.

3. Социальное управление. Начиная с 60-х гг. ХХ в., менеджеры и организации действуют в условиях третьей фазы, которая предполагает социальную ответственность как неотъемлемый элемент деятельности любой фирмы. Данная фаза основывается на том, что менеджеры и фирмы должны быть вовлечены в процесс преодоления социальных проблем. Этот этап характеризуется возросшей социальной заботой со стороны предпринимательских кругов и усилением влияния потребительского движения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: