Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы




Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Самостоятельная работа студентов-заочников в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны:

· самостоятельное знакомство в межсессионный период с учебным материалом курса по рекомендованной учебной и справочной литературе, которое целесообразно сопровождать конспектированием наиболее важных положений;

· выбор и написание в указанный период письменных контрольных работ;

· прослушивание лекций, подготовка и участие в лабораторных занятиях в период сессии;

· предэкзаменационные консультации, подготовка и сдача экзамена;

· написание курсовых и выпускных квалификационных работ;

· участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Цель контрольной работы – закрепление полученных теоретических знаний по изучаемому курсу. Выполненная контрольная работа помогает углубить полученные знания и применить на деле практические навыки.

Написание контрольной работы включает следующие этапы:

1) выбор задания для контрольной работы производиться в соответствии последним цифрой номера зачётной книжки студента;

2) подбор научной, учебной литературы и нормативных источников. Перечень основной литературы к каждой теме курса представлен в данном пособии. Однако он может оказаться недостаточным. Подобрать дополнительную литературу студент может с помощью библиографических каталогов в научной библиотеке;

3) изучение подобранной литературы. Это один из самых сложных и трудоемких этапов работы. Изучение литературы следует проводить в следующей последовательности: прочитать оглавление, ознакомиться с предисловием (введением) и заключением. В оглавлении следует отметить те разделы и параграфы, материал которых представляет наибольший интерес для раскрытия темы. В предисловии студент, как правило, может найти для себя ответы на вопросы: в чем актуальность темы исследования, каковы основные проблемы и границы исследования.

Изучение литературы предполагает конспектирование основных положений текста. Форма конспектирования может быть разнообразной - развернутый или краткий конспект, простой или развернутый план, тезисы, подбор цитат. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса;

4) составление плана контрольной работы. На основе собранных материалов определяют структуру, содержание и объем контрольной работы. Структура контрольной работы, как правило, должна включать раскрытие тем по вопросам в задании, решение задач, и список использованной литературы;

5) изложение содержания работы и ее оформление. Это завершающий этап исследования. Оправданной является методика написания работы, когда студент в начале готовит ее черновой вариант, не заботясь о тщательной стилистической обработке текста. Затем текст внимательно перечитывается, анализируется, редактируется, в него вносятся необходимые изменения, коррективы, дополнения. При этом возможно изменение плана работы в соответствии с фактическими результатами исследования.

Контрольная работа обычно содержит: титульный лист, содержание, введение, основную часть. Заключение, библиографический список.

Во введении следует обосновать актуальность рассматриваемой темы, ее теоретическое и практическое значение, указать объект и предмет исследования, его цель и перечень задач, решение которых предполагается для достижения указанной цели. Введение рекомендуется писать в последнюю очередь.

В основной части следует представить обзор нормативных актов и литературы по теме, дать объективный и всесторонний анализ исследуемой проблемы.

В заключении излагаются основные результаты исследования, оценки и рекомендации теоретического и практического характера.

В библиографии приводится перечень источников, изучение которых повлияло на формирование авторской позиции по исследуемой проблематике. Библиографический материал излагается в определенной последовательности. Вначале указываются нормативные правовые акты, затем научная и учебно-методическая литература, справочники, материалы периодической печати. Нормативные правовые акты располагаются в зависимости от их юридической значимости в системе законодательства.

При использовании в работе опубликованных материалов обязательна отсылка к их источнику. Сноски на использованную литературу необходимо располагать внизу страницы. Особого внимания требует оформление научного аппарата. Он должен соответствовать государственному стандарту. Возможна консультация с библиографом.

При повторной ссылке на уже упоминавшийся источник достаточно ограничиться указанием на ФИО автора, название работы и страницу.

Контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с рекомендациями[1].

Текст контрольной работы должен быть разборчивым, легкочитаемым. В тексте не следует прибегать к громоздким предложениям. Мысль выражать надо ясно, лаконично, не теряя логическую.

В работе возможно употребление общепринятых условных обозначений и сокращений. Цитаты и статистические данные, приведенные из других источников, должны сопровождаться ссылками. Не следует перегружать текст цитатами.

Если есть необходимость дополнить работу таблицами, графиками, бланками документов и т.д. – их следует поместить в конце работы в приложениях, в тексте делается ссылка о нахождении данного материала в приложении. Приложения должны быть пронумерованы.

Дословное переписывание литературных источников в работе – не допускается, студенту необходимо дать самостоятельную оценку по выбранному вопросу. Контрольная работа, содержащая только теоретический материал, без использования судебной практики – не зачитывается.

Контрольная работа представляется в отпечатанном на листах А4 с использованием компьютерной технологии, в исключительных случаях, по согласованию с научным руководителем, может быть также написана от руки. При распечатывании необходимо соблюдать следующие условия:

- поля: верх и низ – 2,5 см., левое поле – 3 см., правовое – 1,5 см.;

- основной шрифт - Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5; текст форматируется по ширине, абзац 1,25 см., с переносами;

- постраничные сноски - Times New Roman, кегль 12, интервал 1,0; текст форматируется по ширине, абзац 1,25 см., с переносами;

- нумерация страниц - сверху по центру; на первом листе (титульный лист) номер не ставится, но в общее количество страниц он включается.

Объем работы, как правило, должен быть не более 10-15 страниц машинописного текста (объем приложения, если он есть, не учитывается).

В конце работы ставится дата написания и подпись студента.

По всем вопросам, возникающим у студентов в процессе подготовки контрольной работы, необходимо обращаться за консультацией к преподавателям кафедры.

Если вопросы не раскрыты, или раскрыты неполно, то работа не засчитывается (незачет) и слушатель (студент) не допускается до зачета.

Творческое отношение в написании контрольной работы выражается в самостоятельном исследовании и обработке научного материала, проработке действующего законодательства во всех областях договорного права. Особое внимание стоит уделять принятым в последнее время актам, которые закладывают основы современных правоотношений. Необходимо изучить литературу, как монографическую, так и публикационного характера по тематике своего исследования.

Контрольная работа состоит из одного теоретического вопроса.

Раскрытие темы должно содержать четкие ответы на поставленные вопросы со ссылкой на законодательство. Если при рассмотрении темы излагается позиция конкретного автора, должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, название работы, издательство, год издания и номера страниц с цитируемым текстом.

Изложение ответа на теоретический вопрос должно быть развернутым, со ссылкой на законодательство и юридическую литературу.

Контрольная работа сдается преподавателю на проверку за месяц до начала зачётной сессии. Засчитываются контрольные работы, отвечающие формальным и содержательным требованиям.

Студенты, не представившие свои письменные контрольные работы в установленные сроки либо сдавшие работы, содержание которых идентично содержанию работ других авторов, а также получившие отрицательные рецензии, к зачёту по учебной дисциплине не допускаются.

При получении неудовлетворительной оценки студент обязан повторно выполнить работу по новой теме или переработать прежнюю;

6) готовая работа брошюруется.

Титульный лист письменной работы оформляется в соответствии с образцом.

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Понятие и особенности обязательств в гражданском праве.

2. Классификация обязательств.

3. Особенности правового регулирования обязательств в сфере предпринимательской деятельности.

4. Обязательства со множественностью лиц.

5. Обязательства с участием третьих лиц.

6. Основания возникновения обязательств и их классификация.

7. Тенденции развития оснований возникновения обязательств в современном гражданском праве.

8. Перемена лиц в обязательстве.

9. Соотношение цессии с другими видами обязательств.

10. Исполнение обязательств.

11. Принципы надлежащего исполнения обязательств и его содержание.

12. Классификация способов обеспечения исполнения обязательств.

13. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств.

14. Особенности ипотеки.

15. Развитие способов обеспечения исполнения обязательств в современных условиях.

16. Особенности залога имущественных прав.

17. Обращение взыскания на заложенное имущество.

18. Правовая природа залогового права.

19. Основания возникновения залога.

20. Поручительство и его виды.

21. Удержания.

22. Задаток и проблемы его применения в судебной практике.

23. Формы ответственности за нарушение обязательств и проблемы их соотношения.

24. Особенности исполнения денежных обязательств.

25. Неустойка. Проблемы применения ст. 333 в судебной практике.

26. Зачет как основания прекращения обязательств.

27. Проблемы соотношения прощения долга и дарения.

28. Отступное и практика его применения.

29. Проблемы применения законодательства о новации.

30. Соотношение новации и отступного.

31. Проблемы прекращения обязательства по возврату полученного по недействительной сделке отступным.

 

Цели и основные задачи СРС

Ведущая цель организации и осуществления СРС должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой специалиста с высшим образованием. При организации СРС важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специализации прядение хлопка и химических волокон, опытом практической, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;

развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений;

использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Виды самостоятельной работы

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, методической литературы); составления плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники, интернета и др.;

- для закрепления систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработки текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана выполнения работы в соответствие с планом, предложенным преподавателем; изучение ГОСТов, ТУ; ответы на контрольные вопросы; тестирование, выполнение упражнений;

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач.

Организация СРС

Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

· подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);

· основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

· заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивают: кафедра, преподаватель, библиотека и др.

Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы

Работа с книгой

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях.

Консультации

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Подготовка к зачету и экзамену

Изучение данной дисциплины завершается зачетом и экзаменом. Подготовка к зачету и экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету и экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: