Личностно-ориентированные технологии




Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ

 

Ведущая тенденция развития современной науки – её обращение к своим мировоззренческим истокам, “возвращение” к человеку. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью.

 

Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов,

 

создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста её духовного потенциала.

 

Отличительная особенность современной России – её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых её членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду.

 

 

Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией,

 

психологической защиты и психологического здоровья.

 

Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса. Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.

 

 

Личностно-ориентированные технологии

 

Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED

 

EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых

помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В русском языке часто вместо термина “личностно - центрированного” образования используется термин “личностно-ориентированное” образование, между которыми могут быть принципиальные различия. Но в педагогическом сообществе, несмотря на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки более устоявшимся понятием считают “личностно-ориентированное” и

 

рассматривают его как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных,

 

бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называют ещё антропоцентрическими. Рассматривая гуманно-

 

личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, “исповедует” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку,

 

оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели,

 

содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества,

 

сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности.

 

Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее,

 

свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.

 

Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

 

разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

 

организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-

 

ролевых игр;

 

учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

 

С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию,

 

учитываются следующие особенности:

 

оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.;

 

интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);

 

поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;

 

выявление субъектного опыта детей по предложенной теме;

 

подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;

 

использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;

 

построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-

 

педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;

 

отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;

гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в

 

подборе методов и приёмов учебно-воспитательного процесса;

 

использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания,

 

характеру его выполнения;

 

обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;

 

создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;

 

проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось,

 

что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: