Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ
Ведущая тенденция развития современной науки – её обращение к своим мировоззренческим истокам, “возвращение” к человеку. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью.
Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов,
создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста её духовного потенциала.
Отличительная особенность современной России – её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых её членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду.
Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией,
психологической защиты и психологического здоровья.
Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса. Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.
Личностно-ориентированные технологии
Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED
EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых
помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В русском языке часто вместо термина “личностно - центрированного” образования используется термин “личностно-ориентированное” образование, между которыми могут быть принципиальные различия. Но в педагогическом сообществе, несмотря на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки более устоявшимся понятием считают “личностно-ориентированное” и
рассматривают его как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называют ещё антропоцентрическими. Рассматривая гуманно-
личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, “исповедует” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку,
оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели,
содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества,
сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности.
Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее,
свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.
Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:
разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-
ролевых игр;
учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.
С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию,
учитываются следующие особенности:
оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.;
интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
выявление субъектного опыта детей по предложенной теме;
подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;
использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-
педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;
отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в
подборе методов и приёмов учебно-воспитательного процесса;
использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания,
характеру его выполнения;
обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось,
что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).