Объективные и субъективные формообразующие факторы газетного дизайна
Понятие «дизайн» появилось в начале ХХ века. Дизайн - художественно-техническое проектирование издания, создание его стабильной конструкции.
Формообразование включает в себя текущее и проектируемое оформление, нормирует и соподчиняет его с типологией, техникой, требованиями эстетики.
Объективные формообразующие факторы
1. типологический (содержание издания). Классификация и деление на типы:
a. качественные деловые (, ч\б фото, простое оф-е, консерватизм). Ведомости, Коммерсант, Бизнес Класс.
b. массовые – общ-полит. (широк аудитория, большой тираж). КП, АИФ, Звезда.
c. развлекательные (иллюстрации, желтизна, о селебритиз). Спид инфо, Экспресс. Людей интересует секс, деньги, смерть.
d. рекламные (почто ринг, вабанк)
2. технологический (оснащённость редакции техникой, технологии)
3. национально-традиционный (национальные стили оформления, школы). В каждой стране свои традиции. Например в США текст по левому краю, у нас – на всю ширину
4. международный (опыт мировой прессы)
5. конкурентный (поиск нестандартных приёмов подачи информации)
Субъективные формообразующие факторы
1. читательский (пожелания, характер аудитории) – для детей, м\ж, пенсионеры, молодежь
2. эстетический (контрасты, симметрия, пропорции и т.д.). Чувство прекрасного
3. личностный (мнение самого дизайнера). Вл. Соловьев – бильд-дизайнер Звезды.
4. рекламный (40% рекламы)
Лицо газеты» и композиционно-графическая модель
«Лицо газеты» - это комплекс из многих компонентов:
1) направление и характер материалов (содержание, идейная направленность, жанры);
2) язык и стиль публикаций; (связан с 1)
3) формы подачи материалов (разделы, рубрики, полосы, подборка);
4) особенности графической формы (шрифты, рамки, количество колонок, цвета, размещение на поломе); (связан с 2)
5) общие элементы и приёмы. Особенности.
С помощью этих компонентов выявляется идейно-политическое содержание, тип и графическая индивидуальность газеты.
Композиционно-графическая модель. Для каждого типа газет требуется своя КГМ.
Устойчивость композиции, внешних особенностей и признаков создает основу для построения композиционно-графической модели газеты, которая включает в себя наиболее типичные особенности ее содержания и формы: главную тематику газеты, ее структуру, формы организаций и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты. Для каждого типа газет (отраслевых, районных, молодежных и т. п.) требуется своя модель, на основе которой могут быть созданы модели отдельных газет и разные варианты этих моделей с учетом динамики газетного содержания.
Болгарский исследователь прессы Димитр Георгиев ввел в теорию печати понятие «графическая концепция газеты». В графической концепции Д. Георгиева есть все, что составляет композиционно-графическую модель газеты. Базируясь на перспективных планах газеты, на ее типе, традициях, творческой индивидуальности, она должна включать в себя все особенности построения данной газеты, соразмерных элементов, шрифтового и иллюстрационного оформления.
Структура периодического издания
Структура газеты представляет собой последовательность размещения основных постоянных разделов и рубрик в газете, закрепление их на определенных полосах и связи между ними:
- соподчинённость;
- последовательность расположения;
- порядок следования основных разделов и постоянных рубрик по номерам (или дням недели – временной аспект);
- расположение и организация их в номере (пространственный аспект).
Хорошо продуманная структура должна быть чёткой, понятной, ритмичной. Бесструктурных газет нет.
Структура должна из номера в номер повторяться.
Уровень организованности структуры:
- низкий. Небольшое количество рубрик, и они нестабильны. Изменение порядка слов в названии рубрик и разделов.
- средний. Строгий учёт рубрик и разделов, однако есть нарушения места и ритма появления рубрик.
- высокий. Планирование номера на уровне сетевого графика.
Основная хар-ка: каждая редакция стремится к тому, чтобы в каждом номере широко освещалась жизнь регионов и общества в целом, чтобы макс кол-во читателей находило интерес-ю их инф-ю.
Структура полосы – построение подборок, распределение материала по полосе. Структура полосы, представленная планом, реализуется в макете.
Способ объединения материала в подборку: однородность (одинаковое оф-е заголовков, текста). Отделить подборку можно пустым пространством, линейками, рамками, плашками.
Структура масс газеты: новости, политика, экономика, социум, культура, спорт, развлечения.
Навигация помогает сориентироваться. Найти главное в газете, найти главное на развороте. Первая полоса – переводчики, анонсы – афишные, текстовые (деловые). Разворот: супер рубрики, рубрики. Публикация. Заголовочный комплекс- заголовок, подзаголовок, *рубрика, иллюстрация. +Лид-абзац, подзаголовок в тексте, или буквица, или врезки.