Текущее и стратегическое управление территорией





Различные виды управления, отличаются, прежде всего, тем на достижение какого результата они направлены. В нашем случае, когда речь идет об управлении территориальным хозяйством, целями органа власти являются поддержание действующих систем, через которые реализуются потребности жителей (прежде всего систем жизнеобеспечения и социального обслуживания населения), а так же развития территориального хозяйства в целом, приобретение им новых качественных характеристик более высокого уровня.

Именно в целях управления, лежит основное коренное отличие стратегического и текущего управления. Текущее управление выступает как система управленческих воздействий направленная на поддержание и функционирование систем обеспечивающих существование и развитие территории.

Напротив, стратегическое управление, направлено на создание новых качественных характеристик более высокого уровня для всего территориального хозяйства.

Но эти различия в целях, вовсе не означают жесткого размежевания между текущим и стратегическим управлением территориальным хозяйством. Более того, такое противопоставление крайне вредно. Поскольку, без настройки приоритетов развития территориального хозяйства в целом невозможно расставить приоритеты в текущем управлении отраслями территориального хозяйства. С другой стороны состояние текущего управления, является важнейшим ресурсом стратегического управления, а повышение качества текущего управления, одной из стратегических задач.

Например: состояние системы образования, ее способность быстро подстраиваться под обслуживание интересов экономических кластеров (в подготовке специализированной рабочей силы, производстве и воспроизводстве инноваций и ноу-хау) действующих на территории, является одним из важнейших условий конкурентоспособности территории. Но при отсутствии четко выраженной стратегии развития территории в целом, невозможно увидеть и оценить роль и место каждой отрасли территориального хозяйства на перспективу.

Тем не менее, не смотря на тесную увязку текущего и стратегического управления, нам необходимо в рамках нашей задачи рассматривать их раздельно, так как методы и инструменты будут серьёзно отличаться. А самое главное, что при смешении этих двух видов управления происходит снижение эффективности деятельности, поскольку мотивации деятельности структур управления при осуществлении разных видов управления существенно различаются.
Рассмотрим эти отличия на примере управления отраслями социального блока. При осуществлении текущего управления нас прежде всего будут интересовать вопросы обеспечения деятельности сети учреждений образования. здравоохранения и др. Для решения этой задачи, нам необходимо разработать нормативы финансирования и решить основные вопросы содержания учреждений, заложить основные параметры функционирования сети путем согласования сметы расходов и формирования условий муниципального заказа. Для этого осуществляется текущее планирование развития отраслей, формируется соответствующая нормативная база. Отраслевые подразделения осуществляют администрирование и контроль за соблюдением основных параметров заложенных в бюджете и годовом плане.

Совсем иные методы управления будут реализовываться при стратегическом управлении. Первоочередной задаче станет корректировка основных параметров сети исходя из стратегических приоритетов (открытие новых специальностей в образовательных учреждениях обеспечивающих развитие и деятельность хозяйствующих субъектов, поощрение открытия центов инноваций и ноу – хау при учебных заведениях, организация творческих конкурсов, работа с ассоциациями субъектов хозяйственной детальности для организации их взаимодействия с отраслями социальной сферы и др.). В стратегическом управлении социальная сфера рассматривается не только как система удовлетворения основных потребностей жителей территории, а и как ресурс (специализированное образование и здравоохранение, система перетока знаний, инноваций, ноу-хау и др.).

Резко ограничивается, по сравнению с текущим управлением, сфера прямого администрирования, нормирования и муниципального заказа. Это вызвано, прежде всего, ограничениями по расходованию бюджетных средств и использованию государственной и муниципальной собственности. В этой сфере мы можем лишь усилить те или иные позиции в рамках разрешенных статей финансирования и расстановки приоритетов при использовании публичной собственности. Другими словами формировать условия, а не заниматься непосредственным управлением.

В отношении субъектов хозяйственной деятельности методы непосредственного управления вообще не применимы. При работе с

предприятиями и учреждениями, не относящихся к публичному сектору экономики, используются опосредованные методы управления: содействие формированию специализированной инфраструктуры, инвестирование в сервисы, содействие развитию форм более тесного взаимодействия предприятий входящих в территориальные кластеры, лоббирование интересов территории на иных уровнях публичной власти и др.

Таким образом, говоря об управлении территориальным хозяйством, мы рассматриваем два основных вида управления: текущее и стратегическое. Несмотря на серьезные различия между этими видами управления, они имеют общий субъект управления – орган публичной власти. Попытки выделить для осуществления стратегического управления отдельные государственные или муниципальные организации (в США в 70-х годах XX века, в Великобритании в 80-х годах XX века), показали, что это возможно лишь для реализации отдельных программ и проектов. Следовательно основной формой управления территориальным хозяйством, является сочетание текущего и стратегического управления в рамках органа управления.

Реализация такого подхода требует очень внимательного отношения к построению внутренней структуры органа управления, учета особенностей организации разных видов управления.

Попробуем дать более развернутую характеристику основных подходов к построению структур управления ориентированных на совмещение текущего и стратегического управления

 

34) Стратегическое планирование впервые стало применяться в Европе и США в 1970-х гг. Стратегическое планирование на уровне муниципального образования можно определить, как «систематический процесс, с помощью которого местные сообщества (при участии всех заинтересованных лиц) создают картину своего будущего, исходя из местных ресурсов, внешних и внутренних условий, и определяют этапы и мероприятия для достижения намеченных целей.

Стратегический план развития можно рассматривать как представленное в документах отражение желаемого будущего состояния экономической и социальной структуры региона (цели) и способ использования имеющихся и реально возможных ресурсов для достижения этого» [42].

Исходными принципами стратегического планирования развития территорий являются:

1. Опора на имеющиеся ресурсы. Объективный учет материальных, финансовых, трудовых и научных ресурсов позволит правильно оценить конкурентные преимущества и возможности территории, определить главные направления ее развития.

2. Учет исторических и пространственно-географических особенностей и закономерностей развития территории. Нельзя нарушать естественный экономический и социокультурный ход событий, а необходимо творчески их продолжить.

3. Учет мировых тенденций развития, так и научно-технических и социально-экономических процессов.

4. Поиск союзников. В одиночку территориям, а тем более отдельным муниципальным образованиям, не справиться не только с реализацией задуманного, но и с текущими проблемами. Союзников следует искать во всех инстанциях и сферах: среди вышестоящих органов власти, в предпринимательской среде, средствах массовой информации, науке. Не обойтись и без положительного общественного мнения.

5. Исключение подражательства. Не следует стремиться стать тенью другой территории[43].

Для понимания проблем, сдерживающих распространение стратегического планирования, следует иметь в виду, что оно, во-первых, не адекватно установлению обществом определенного порядка и беспрекословному выполнению мероприятий строго в соответствии с заранее выработанными заданиями, т.е. не строится на основе команд-приказов. Во-вторых, при стратегическом планировании достижение будущего реализуется не как жесткая линия поведения, а выступает как вектор движения, который может постоянно корректировать свою направленность под влиянием вновь возникающих условий и факторов. Главным здесь является реализация миссии развития территории. В-третьих, стратегическое планирование не является саморегулирующей системой, действующей под влиянием внешних условий и приспосабливающейся к ним [44].

При формировании механизма стратегического планирования, следует исходить из необходимости соблюдения интересов всех участников развития территории: власти, бизнеса, общественности. Но движущей силой всегда выступает власть: она не только реализует свой интерес, но и создает условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата территории, обеспечивает равные конкурентные возможности для всех партнеров [45].

А.В. Мерзлов, А.Л. Новоселов, Н.В. Чепурных отмечают: «Следует обратить внимание на то, что стратегический план не является законом или указом, обязательным для соблюдения администрацией, предпринимателями и гражданами. Он обязателен настолько, насколько администрация считает его основой своей экономической политики. Грамотно разработанный стратегический план является основой для осуществления более подробных планов на каждый год. При этом следует иметь в виду, что стратегический план не представляет собой некую гарантию выполнения предусмотренных стратегий развития, а является лишь важным инструментом, помогающим в реализации выбранных направлений развития. Он всегда основывается на сведениях, которые были известны при его разработке» [46].

По оценке В.С. Бочко, положительными сторонами стратегических планов является:

· системное разрешение объективных противоречий;

· комплексное использование имеющихся на территории ресурсов;

· целенаправленное проведение структурной перестройки на территории в направлении диверсификации экономики и услуг;

· уход от «сырьевой» направленности развития местной экономики;

· подчинение инвестиционной деятельности созданию для населения территорий комфортных производственных и культурно-бытовых условий;

· постепенное приближение экономик территорий муниципальных образований к стандартам мирового уровня развития [47].

Подводя итог, В.С. Бочко пишет: «Поскольку экономика России, а следовательно и регионов, имеет догоняющий характер, то самотеком, без специальных организационных усилий из этого состояния не выбраться. Нужны созидательные скоординированные действия власти, всех структур и социальных групп. Такую возможность представляет разработка и реализация планов стратегического развития территорий, т.е. комплексно развивающихся и решающих социальные вопросы не только по остаточному принципу, а на основе целенаправленного программного развития. В таких условиях основными результатами реализации стратегических планов станут:

· повышение конкурентоспособности территории;

· развитее нового образа мышления о формах и методах развития территории;

· формирование на территории структур – локомотивов экономического развития;

· синтез госмуниципального регулирования и рыночного саморегулирования;

· формирование на территории нового, корпоративного типа взаимоотношений между властью, бизнесом, общественностью и иными структурами.

Конечным результатом стратегического развития территории является достижение социального эффекта от выполняемых мероприятий, который заключается в повышении благосостояния населения, живущего на данной территории» [48].

 

Территориальное планирование

 

До недавнего времени не было нормативно-правовых документов, обязывающих органы власти регионов и муниципальных образований использовать стратегическое планирование при выборе перспектив развития территории. С введением в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны проводить территориальное планирование. Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса «Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий (курсив наш. – Авт.), развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».

Часть 3 статьи 9 определяет, что «документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений».

Согласно части 4 статьи 9 «Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Согласно статьи 30 главы 4 Градостроительного кодекса, для «создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия», «создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства» проводится зонирование.

Законодательство о зонировании территорий в нашей стране находится в стадии становления. Законодательные акты, непосредственно посвященные зонированию территорий, предстоит еще только принять.

Правительством России с начала 2003 г. готовится проект федерального закона о зонировании территорий. Предполагается в этом законопроекте решить проблемы зонирования территорий с учетом опыта правового регулирования соответствующих отношений в зарубежных странах.

На сегодняшний момент зонирование территорий осуществляется в соответствии нормами, содержащимися в Земельном, Лесном, Градостроительном кодексах, федеральных законах «Об особо охраняемых природных территориях», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О связи» и др

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: