Подготовка к ЕГЭ по истории




1. Ука­жи­те год, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся опи­сан­ные со­бы­тия, и на­зва­ние пра­ви­тель­ства, о ко­то­ром идёт речь.

 

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1–С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из про­то­ко­ла до­про­са А. В. Кол­ча­ка

 

«Как раз перед кон­цом за­се­да­ния при­был ген. Кор­ни­лов <...> Кор­ни­лов ска­зал, что в го­ро­де про­ис­хо­дит во­оружённая де­мон­стра­ция войск про­тив пра­ви­тель­ства, что он рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ны­ми си­ла­ми, чтобы пре­кра­тить это вы­ступ­ле­ние, и в слу­чае на­доб­но­сти, если бы про­изо­шло во­оружённое столк­но­ве­ние, у него есть уве­рен­ность в воз­мож­но­сти по­дав­ле­ния этого дви­же­ния. По­это­му он про­сил, чтобы пра­ви­тель­ство санк­ци­о­ни­ро­ва­ло это и дало воз­мож­ность не­мед­лен­но на­чать дей­ство­вать. Это по­слу­жи­ло по­во­дом к об­ме­ну мне­ни­я­ми и де­ба­там, при чём осо­бен­но про­тив вос­ста­ва­ли Львов и Ке­рен­ский, ко­то­рый за­явил: “Наша сила за­клю­ча­ет­ся в мо­раль­ном воз­дей­ствии, в мо­раль­ном вли­я­нии, и при­ме­нить во­оружённую силу зна­чи­ло бы всту­пить на преж­ний путь на­силь­ствен­ной по­ли­ти­ки, что я счи­таю не­воз­мож­ным”. На этом за­се­да­ние за­кон­чи­лось <...>

За время пре­бы­ва­ния в Пет­ро­гра­де я убе­дил­ся, что это пра­ви­тель­ство со­сто­ит из людей ис­крен­них и чест­ных, же­ла­ю­щих при­не­сти воз­мож­ную по­мощь ро­ди­не <...> Они ис­крен­но хо­те­ли спа­сти по­ло­же­ние, но опи­ра­лись при этом на очень шат­кую почву, — на какое-то нрав­ствен­ное воз­дей­ствие на массы, народ, вой­ска. Для меня было также со­вер­шен­но ясно, что это пра­ви­тель­ство со­вер­шен­но бес­силь­но, что един­ствен­ный орган, ко­то­рый вы­дви­га­ет­ся и впол­не опре­де­лил­ся, — Совет сол­дат­ских и ра­бо­чих де­пу­та­тов — ведёт со­вер­шен­но от­кры­то раз­ру­ши­тель­ную ра­бо­ту в армии и во­об­ще в от­но­ше­нии во­оружённой силы, от­кры­то вы­став­ля­ет ло­зун­ги пре­кра­ще­ния войны с Гер­ма­ни­ей и т. д.».

2. Как А. В. Кол­чак оце­ни­ва­ет по­ло­же­ние, воз­мож­но­сти дан­но­го пра­ви­тель­ства? Какие при­чи­ны та­ко­го по­ло­же­ния пра­ви­тель­ства он ука­зы­ва­ет?

 

3. На ос­но­ве зна­ний по курсу ис­то­рии при­ве­ди­те не менее трёх задач, раз­ре­ше­ние ко­то­рых взяло на себя при со­зда­нии дан­ное пра­ви­тель­ство.

 

4. К ка­ко­му году от­но­сят­ся опи­сы­ва­е­мые в тек­сте со­бы­тия? Кто был пра­ви­те­лем Рос­сии в это время? Ука­жи­те годы его цар­ство­ва­ния.

 

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы 20–22. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из вос­по­ми­на­ний.

«Следя во время моего пре­бы­ва­ния в Мань­чжу­рии за раз­ви­ти­ем в Рос­сии об­ще­ствен­но­го дви­же­ния по по­лу­ча­е­мым мос­ков­ским га­зе­там, нель­зя было не усмот­реть, как стре­ми­тель­но на­рас­та­ло не­до­воль­ство в об­ще­ствен­ных кру­гах и воз­буж­да­лось об­ще­ствен­ное на­стро­е­ние. Не­из­беж­ность про­яв­ле­ния по­ли­ти­че­ской борь­бы обу­слов­ли­ва­лась в зна­чи­тель­ной мере тем, что пра­ви­тель­ство всем своим об­ра­зом дей­ствий с убе­ди­тель­но­стью до­ка­зы­ва­ло, что оно не­спо­соб­но по­нять ис­тин­ное по­ло­же­ние вещей в стра­не, не­спо­соб­но ру­ко­во­дить об­ще­ствен­ным дви­же­ни­ем, по­те­ряв в стра­не вся­кий ав­то­ри­тет, и что власть изъ­яв­ля­ет го­тов­ность всту­пать на путь не­об­хо­ди­мых ре­форм толь­ко ис­клю­чи­тель­но под угро­зой и вли­я­ни­ем вы­ступ­ле­ний ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра, на­прав­лен­ных про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя. Такая по­ли­ти­ка вла­сти пред­ре­ши­ла не­из­беж­ность пре­вра­ще­ния ло­яль­но­го об­ще­ствен­но­го дви­же­ния в дви­же­ние ре­во­лю­ци­он­ное.

Во время на­ше­го 15-ти­днев­но­го пу­те­ше­ствия из Хар­би­на в Моск­ву, всё чаще и чаще по­лу­ча­лись мос­ков­ские га­зе­ты, и мы уско­рен­ным тем­пом пе­ре­жи­ва­ли от­ра­жав­ши­е­ся в них об­ще­ствен­ные на­стро­е­ния, про­яв­ляв­ши­е­ся во всей стра­не с каж­дым днём всё ин­тен­сив­нее и в раз­но­об­раз­ных фор­мах. При­е­хав 28 сен­тяб­ря в Моск­ву, мы уви­де­ли её охва­чен­ной об­ще­ствен­ным воз­буж­де­ни­ем, ко­то­рое в ско­ром вре­ме­ни почти во всей стра­не про­яви­лось общей за­ба­стов­кой и в рез­ких ре­зо­лю­ци­ях, вы­но­си­мых мно­го­чис­лен­ны­ми ми­тин­га­ми и со­бра­ни­я­ми. Все уме­рен­ные эле­мен­ты об­ще­ства при­нуж­де­ны были сту­ше­вать­ся, от­сту­пить на зад­ний план и ока­за­лись бес­силь­ны­ми вне­сти уми­ро­тво­ре­ние в воз­буждённое на­стро­е­ние ши­ро­ких и раз­но­об­раз­ных об­ще­ствен­ных кру­гов.

Го­су­дар­ствен­ная власть была вы­нуж­де­на ка­пи­ту­ли­ро­вать перед ре­во­лю­ци­он­ным дви­же­ни­ем и Ма­ни­фе­стом 17 ок­тяб­ря Го­су­дар­ствен­ной думе была предо­став­ле­на за­ко­но­да­тель­ная власть…»

5. Как автор оце­ни­ва­ет по­след­ствия по­ли­ти­ки вла­сти в от­но­ше­нии об­ще­ствен­ной си­ту­а­ции, опи­сы­ва­е­мой в тек­сте?

Как он объ­яс­ня­ет, по­че­му по­ли­ти­ка вла­сти при­во­дит к таким по­след­стви­ям? При­ве­ди­те не менее двух объ­яс­не­ний.

 

6. На ос­но­ве ис­то­ри­че­ских зна­ний ука­жи­те не менее трёх усту­пок об­ще­ствен­ным тре­бо­ва­ни­ям, сде­лан­ных вла­стью в пе­ри­од, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния, за ис­клю­че­ни­ем упо­мя­ну­тых в тек­сте.

 

7. Ука­жи­те де­ся­ти­ле­тие, в рам­ках ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, упо­мя­ну­тые в ре­зо­лю­ции. Ука­жи­те фа­ми­лию по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля, яв­ляв­ше­го­ся ру­ко­во­ди­те­лем стра­ны в пе­ри­од, когда про­ис­хо­ди­ли эти со­бы­тия. Ука­жи­те

на­зва­ние пе­ри­о­да ис­то­рии СССР, когда этот по­ли­ти­че­ский де­я­тель был ру­ко­во­ди­те­лем стра­ны.

 

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1–С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из ре­зо­лю­ции XIX Все­со­юз­ной пар­тий­ной кон­фе­рен­ции.

 

«XIX Все­со­юз­ная пар­тий­ная кон­фе­рен­ция… кон­ста­ти­ру­ет: вы­ра­бо­тан­ный пар­ти­ей на ап­рель­ском Пле­ну­ме ЦК и XXVII съез­де пар­тии стра­те­ги­че­ский курс на все­сто­рон­нее и ре­во­лю­ци­он­ное об­нов­ле­ние со­вет­ско­го об­ще­ства и уско­ре­ние его со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия не­уклон­но пре­тво­ря­ет­ся в жизнь. При­оста­нов­ле­но спол­за­ние стра­ны к эко­но­ми­че­ско­му и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ско­му кри­зи­су…

На­чал­ся про­цесс оздо­ров­ле­ния эко­но­ми­ки стра­ны, её по­во­рот к удо­вле­тво­ре­нию на­сущ­ных по­треб­но­стей людей. На­би­ра­ют силу новые ме­то­ды хо­зяй­ство­ва­ния. В со­от­вет­ствии с За­ко­ном о го­су­дар­ствен­ном пред­при­я­тии (объ­еди­не­нии) идёт пе­ре­вод объ­еди­не­ний и пред­при­я­тий на хоз­рас­чет и са­мо­оку­па­е­мость. Раз­ра­бо­тан, ши­ро­ко об­суждён и при­нят Закон о ко­опе­ра­ции. Вхо­дят в жизнь новые, про­грес­сив­ные формы внут­ри­про­из­вод­ствен­ных тру­до­вых от­но­ше­ний на ос­но­ве под­ря­да и арен­ды, а также ин­ди­ви­ду­аль­ная тру­до­вая де­я­тель­ность. Идёт пе­ре­строй­ка ор­га­ни­за­ци­он­ных струк­тур управ­ле­ния, на­прав­лен­ная на со­зда­ние бла­го­при­ят­ных усло­вий для эф­фек­тив­но­го хо­зяй­ство­ва­ния пер­вич­ных зве­ньев эко­но­ми­ки.

Развёрну­тая по ини­ци­а­ти­ве пар­тии ра­бо­та поз­во­ли­ла воз­об­но­вить рост ре­аль­ных до­хо­дов тру­дя­щих­ся. Ре­а­ли­зу­ют­ся прак­ти­че­ские меры по уве­ли­че­нию про­из­вод­ства про­дук­тов пи­та­ния и пред­ме­тов по­треб­ле­ния, рас­ши­ре­нию жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства. Осу­ществ­ля­ют­ся ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния. Ду­хов­ная жизнь ста­но­вит­ся мощ­ным фак­то­ром про­грес­са стра­ны. Зна­чи­тель­ная ра­бо­та про­ве­де­на по пе­ре­осмыс­ле­нию со­вре­мен­ных ре­аль­но­стей ми­ро­во­го раз­ви­тия, об­нов­ле­нию и при­да­нию ди­на­миз­ма внеш­ней по­ли­ти­ке. Таким об­ра­зом, пе­ре­строй­ка всё глуб­же вхо­дит в жизнь со­вет­ско­го об­ще­ства, ока­зы­ва­ет на него всё воз­рас­та­ю­щее пре­об­ра­зу­ю­щее воз­дей­ствие».

8. Какие на­прав­ле­ния внут­рен­ней по­ли­ти­ки КПСС и го­су­дар­ства на­зва­ны в ре­зо­лю­ции? Ука­жи­те любые три на­прав­ле­ния.

 

9. Каков итог ре­а­ли­за­ции рас­смат­ри­ва­е­мо­го стра­те­ги­че­ско­го курса пар­тии? При­вле­кая ис­то­ри­че­ские зна­ния, ука­жи­те не менее двух при­чин, при­вед­ших к та­ко­му итогу.

 

10. Как на­зы­вал­ся пе­ри­од в ис­то­рии Рос­сии, о ко­то­ром идёт речь в до­ку­мен­те? Ука­жи­те его хро­но­ло­ги­че­ские рамки.

 

 

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка В.О. Клю­чев­ско­го

 

«С по­ло­ви­ны XII в. ста­но­вят­ся за­мет­ны при­зна­ки за­пу­сте­ния Ки­ев­ской Руси. Реч­ная по­ло­са по сред­не­му Дне­стру с при­то­ка­ми, из­дав­на так хо­ро­шо заселённая, с этого вре­ме­ни пу­сте­ет, на­се­ле­ние ее ис­че­за­ет куда-то. <...> В числе семи за­пу­сте­лых го­ро­дов Чер­ни­гов­ской земли мы встре­ча­ем один из самых ста­рин­ных и бо­га­тых го­ро­дов Под­не­про­вья - Любеч. Од­но­вре­мен­но с при­зна­ка­ми от­ли­ва на­се­ле­ния из Ки­ев­ской Руси за­ме­ча­ем и следы упад­ка её эко­но­ми­че­ско­го бла­го­со­сто­я­ния: Русь, пу­стея, вме­сте с тем и бед­не­ла. <...> Отлив на­се­ле­ния из Под­не­про­вья шёл в двух на­прав­ле­ни­ях, двумя про­ти­во­по­лож­ны­ми стру­я­ми. Одна струя на­прав­ля­лась на запад, на За­пад­ный Буг, в об­ласть верх­не­го Дне­стра и верх­ней Вислы, в глубь Га­ли­ции и Поль­ши. Так юж­но­рус­ское на­се­ле­ние из Под­не­про­вья воз­вра­ща­лось на давно за­бы­тые места, по­ки­ну­тые его пред­ка­ми. Дру­гая струя ко­ло­ни­за­ции из При­дне­про­вья на­прав­ля­ет­ся в про­ти­во­по­лож­ный угол Рус­ской земли, на се­ве­ро-во­сток, за реку Угру, в меж­ду­ре­чье Оки и Верх­ней Волги. <... > Она - ис­точ­ник всех ос­нов­ных яв­ле­ний, об­на­ру­жив­ших­ся в жизни верх­не­волж­ской Руси с по­ло­ви­ны XII в.; из по­след­ствий этой ко­ло­ни­за­ции сло­жил­ся весь по­ли­ти­че­ский и об­ще­ствен­ный быт этой Руси».

11. О каких яв­ле­ни­ях, ха­рак­тер­ных для дан­но­го пе­ри­о­да, сви­де­тель­ству­ет до­ку­мент? На­зо­ви­те не менее двух яв­ле­ний. Ис­поль­зуя текст до­ку­мен­та и зна­ния по ис­то­рии, ука­жи­те при­чи­ны этих яв­ле­ний (не менее двух при­чин).

 

12. Как оце­ни­ва­ет ис­то­рик по­след­ствия от­ме­чен­ных в до­ку­мен­те яв­ле­ний? На­зо­ви­те не менее двух по­след­ствий уси­ле­ния верх­не­волж­ской Руси в даль­ней­шей рос­сий­ской ис­то­рии.

 

13. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка

 

«Рас­ска­зы­вая о строй­ках тех лет, хочу за­сви­де­тель­ство­вать, что не­да­ром го­во­рят и пишут: в годы пер­вой пя­ти­лет­ки вся наша стра­на пре­вра­ти­лась в гро­мад­ней­шую стро­и­тель­ную пло­щад­ку.... Каж­дый кол­лек­тив, каж­дая пар­тий­ная, ком­со­моль­ская, проф­со­юз­ная ор­га­ни­за­ция на своём участ­ке ра­бо­ты де­ла­ла всё воз­мож­ное, чтобы вы­пол­нить во­вре­мя за­ка­зы для удар­ных стро­ек....

Сей­час уже труд­но пред­ста­вить усло­вия, в ко­то­рых на­чи­на­лись эти ги­гант­ские ра­бо­ты. Ведь ме­ха­ни­за­ции не су­ще­ство­ва­ло почти ни­ка­кой. Име­лись лишь краны-уко­си­ны, бе­то­но­ме­шал­ки и не­ко­то­рые дру­гие про­стые устрой­ства. Зем­ля­ные ра­бо­ты по пла­ни­ров­ке пло­ща­док, рытью кот­ло­ва­нов под фун­да­мен­ты цехов вы­пол­ня­лись ар­те­ля­ми гра­ба­рей.... И вся их "тех­ни­ка" со­сто­я­ла из телег-гра­ба­рок, в ко­то­рые впря­га­ли ло­ша­дей, и обык­но­вен­ной сов­ко­вой ло­па­ты....

С развёрты­ва­ни­ем ши­ро­ко­го фрон­та работ ос­нов­ной по­ли­ти­че­ской за­да­чей пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция стро­и­тель­ства счи­та­ла борь­бу за вы­со­кие темпы. Ло­зун­гом дня стало: "До­гнать и пе­ре­гнать аме­ри­кан­ские темпы в стро­и­тель­стве". Вот тут и на­ча­лось со­ци­а­ли­сти­че­ское со­рев­но­ва­ние.

На строй­ку при­шло много молодёжи, ком­со­моль­цев, ко­то­рые стали ак­тив­ны­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми удар­ных бри­гад....

Ши­ро­ко раз­вер­нув­ше­е­ся со­рев­но­ва­ние рож­да­ло новые, про­грес­сив­ные ме­то­ды труда. Была объ­яв­ле­на на­сто­я­щая война ру­ти­не. Пер­вым её шагом было вве­де­ние не­пре­рыв­ной ра­бо­чей не­де­ли. Дело это было на­столь­ко новое, что не­ко­то­рые ра­бо­чие, осо­бен­но се­зон­ни­ки, за­вол­но­ва­лись. Мол, и отцы наши, и деды чтили вос­крес­ный день, от­ды­ха­ли, нель­зя от этого от­сту­пать. Не­ко­то­рые даже ушли со строй­ки - не могли сми­рить­ся с на­ру­ше­ни­ем "за­ве­та отцов"».

 

Как на­зы­ва­ет­ся про­цесс эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, участ­ни­ком ко­то­ро­го был автор тек­ста? Ука­жи­те его хро­но­ло­ги­че­ские рамки. Кто был ру­ко­во­ди­те­лем стра­ны в эти годы?

14. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка

 

«Рас­ска­зы­вая о строй­ках тех лет, хочу за­сви­де­тель­ство­вать, что не­да­ром го­во­рят и пишут: в годы пер­вой пя­ти­лет­ки вся наша стра­на пре­вра­ти­лась в гро­мад­ней­шую стро­и­тель­ную пло­щад­ку.... Каж­дый кол­лек­тив, каж­дая пар­тий­ная, ком­со­моль­ская, проф­со­юз­ная ор­га­ни­за­ция на своём участ­ке ра­бо­ты де­ла­ла всё воз­мож­ное, чтобы вы­пол­нить во­вре­мя за­ка­зы для удар­ных стро­ек....

Сей­час уже труд­но пред­ста­вить усло­вия, в ко­то­рых на­чи­на­лись эти ги­гант­ские ра­бо­ты. Ведь ме­ха­ни­за­ции не су­ще­ство­ва­ло почти ни­ка­кой. Име­лись лишь краны-уко­си­ны, бе­то­но­ме­шал­ки и не­ко­то­рые дру­гие про­стые устрой­ства. Зем­ля­ные ра­бо­ты по пла­ни­ров­ке пло­ща­док, рытью кот­ло­ва­нов под фун­да­мен­ты цехов вы­пол­ня­лись ар­те­ля­ми гра­ба­рей.... И вся их "тех­ни­ка" со­сто­я­ла из телег-гра­ба­рок, в ко­то­рые впря­га­ли ло­ша­дей, и обык­но­вен­ной сов­ко­вой ло­па­ты....

С развёрты­ва­ни­ем ши­ро­ко­го фрон­та работ ос­нов­ной по­ли­ти­че­ской за­да­чей пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция стро­и­тель­ства счи­та­ла борь­бу за вы­со­кие темпы. Ло­зун­гом дня стало: "До­гнать и пе­ре­гнать аме­ри­кан­ские темпы в стро­и­тель­стве". Вот тут и на­ча­лось со­ци­а­ли­сти­че­ское со­рев­но­ва­ние.

На строй­ку при­шло много молодёжи, ком­со­моль­цев, ко­то­рые стали ак­тив­ны­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми удар­ных бри­гад....

Ши­ро­ко раз­вер­нув­ше­е­ся со­рев­но­ва­ние рож­да­ло новые, про­грес­сив­ные ме­то­ды труда. Была объ­яв­ле­на на­сто­я­щая война ру­ти­не. Пер­вым её шагом было вве­де­ние не­пре­рыв­ной ра­бо­чей не­де­ли. Дело это было на­столь­ко новое, что не­ко­то­рые ра­бо­чие, осо­бен­но се­зон­ни­ки, за­вол­но­ва­лись. Мол, и отцы наши, и деды чтили вос­крес­ный день, от­ды­ха­ли, нель­зя от этого от­сту­пать. Не­ко­то­рые даже ушли со строй­ки - не могли сми­рить­ся с на­ру­ше­ни­ем "за­ве­та отцов"».

 

Какие осо­бен­но­сти опи­сан­но­го про­цес­са на­зва­ны в тек­сте? Ука­жи­те любые три осо­бен­но­сти.

15. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка

 

«Рас­ска­зы­вая о строй­ках тех лет, хочу за­сви­де­тель­ство­вать, что не­да­ром го­во­рят и пишут: в годы пер­вой пя­ти­лет­ки вся наша стра­на пре­вра­ти­лась в гро­мад­ней­шую стро­и­тель­ную пло­щад­ку.... Каж­дый кол­лек­тив, каж­дая пар­тий­ная, ком­со­моль­ская, проф­со­юз­ная ор­га­ни­за­ция на своём участ­ке ра­бо­ты де­ла­ла всё воз­мож­ное, чтобы вы­пол­нить во­вре­мя за­ка­зы для удар­ных стро­ек....

Сей­час уже труд­но пред­ста­вить усло­вия, в ко­то­рых на­чи­на­лись эти ги­гант­ские ра­бо­ты. Ведь ме­ха­ни­за­ции не су­ще­ство­ва­ло почти ни­ка­кой. Име­лись лишь краны-уко­си­ны, бе­то­но­ме­шал­ки и не­ко­то­рые дру­гие про­стые устрой­ства. Зем­ля­ные ра­бо­ты по пла­ни­ров­ке пло­ща­док, рытью кот­ло­ва­нов под фун­да­мен­ты цехов вы­пол­ня­лись ар­те­ля­ми гра­ба­рей.... И вся их "тех­ни­ка" со­сто­я­ла из телег-гра­ба­рок, в ко­то­рые впря­га­ли ло­ша­дей, и обык­но­вен­ной сов­ко­вой ло­па­ты....

С развёрты­ва­ни­ем ши­ро­ко­го фрон­та работ ос­нов­ной по­ли­ти­че­ской за­да­чей пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция стро­и­тель­ства счи­та­ла борь­бу за вы­со­кие темпы. Ло­зун­гом дня стало: "До­гнать и пе­ре­гнать аме­ри­кан­ские темпы в стро­и­тель­стве". Вот тут и на­ча­лось со­ци­а­ли­сти­че­ское со­рев­но­ва­ние.

На строй­ку при­шло много молодёжи, ком­со­моль­цев, ко­то­рые стали ак­тив­ны­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми удар­ных бри­гад....

Ши­ро­ко раз­вер­нув­ше­е­ся со­рев­но­ва­ние рож­да­ло новые, про­грес­сив­ные ме­то­ды труда. Была объ­яв­ле­на на­сто­я­щая война ру­ти­не. Пер­вым её шагом было вве­де­ние не­пре­рыв­ной ра­бо­чей не­де­ли. Дело это было на­столь­ко новое, что не­ко­то­рые ра­бо­чие, осо­бен­но се­зон­ни­ки, за­вол­но­ва­лись. Мол, и отцы наши, и деды чтили вос­крес­ный день, от­ды­ха­ли, нель­зя от этого от­сту­пать. Не­ко­то­рые даже ушли со строй­ки - не могли сми­рить­ся с на­ру­ше­ни­ем "за­ве­та отцов"».

 

На какую осо­бен­ность от­но­ше­ния части ра­бо­чих к про­ис­хо­дя­ще­му об­ра­ща­ет вни­ма­ние автор? Ука­жи­те две при­чи­ны та­ко­го от­но­ше­ния.

16. По мне­нию ряда ис­то­ри­ков в XII в. про­изо­шла так на­зы­ва­е­мая «нов­го­род­ская ре­во­лю­ция», ре­зуль­та­том ко­то­рой стало из­ме­не­ние в форме прав­ле­ния Нов­го­род­ской землёй. Ука­жи­те де­ся­ти­ле­тие, когда про­изо­шла «нов­го­род­ская ре­во­лю­ция». В чём со­сто­я­ла суть «ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий»? Какое из­ме­не­ние в форме прав­ле­ния про­изо­шло в Нов­го­ро­де в ре­зуль­та­те этой «ре­во­лю­ции»?

17. Когда летом 1905 г. на­ча­лись пе­ре­го­во­ры между рус­ской и япон­ской де­ле­га­ци­я­ми о за­клю­че­нии мира, пат­ри­о­ти­че­ски на­стро­ен­ные силы в Рос­сии вы­сту­па­ли про­тив за­клю­че­ния мира, тем не менее мир был за­ключён. При­ве­ди­те три объ­яс­не­ния тому, что рос­сий­ская де­ле­га­ция под­пи­са­ла мир­ный до­го­вор, не­смот­ря на не­до­воль­ство пат­ри­о­тов в Рос­сии.

18. Пе­ри­од, когда стра­ной управ­лял Алек­сей Ми­хай­ло­вич, от­ли­чал­ся от пред­ше­ству­ю­ще­го. Какие из­ме­не­ния в об­ла­сти внут­рен­ней по­ли­ти­ки про­изо­шли (при­ве­ди­те не менее трёх объ­яс­не­ний)?

19. В Нов­го­ро­де XII—XV вв. власть князя была силь­но огра­ни­че­на в поль­зу вы­бор­ных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц рес­пуб­ли­ки. Не­угод­ных кня­зей часто из­го­ня­ли. Од­на­ко нов­го­род­цы ни­ко­гда не жили без князя, и если вы­го­ня­ли од­но­го, то сразу же при­гла­ша­ли дру­го­го.

 

Ука­жи­те на­зва­ние выс­ше­го ор­га­на вла­сти в Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке. Для чего Нов­го­ро­ду обя­за­тель­но был не­об­хо­дим князь? (При­ве­ди­те два объ­яс­не­ния.)

 

20. Пер­вый пе­ри­од прав­ле­ния Ивана IV (вто­рая по­ло­ви­на 40-х – 50-е гг. XVI в.) был озна­ме­но­ван со­труд­ни­че­ством царя с Из­бран­ной радой и от­сут­стви­ем серьёзных кон­флик­тов с зе­мель­ной ари­сто­кра­ти­ей в ре­ше­нии задач внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ке.

 

Какие при­чи­ны вы­зва­ли обост­ре­ние и углуб­ле­ние про­ти­во­сто­я­ния между царём и его бли­жай­шим окру­же­ни­ем, между Ива­ном IV и кня­же­ско-бо­яр­ской ари­сто­кра­ти­ей, царём и от­дель­ны­ми го­ро­да­ми стра­ны в по­сле­ду­ю­щий пе­ри­од его прав­ле­ния (60-на­ча­ле 70-х гг. XVI вв.)? При­ве­ди­те не менее 3-х объ­яс­не­ний. На­зо­ви­те не менее двух при­ме­ров ре­прес­сив­ной по­ли­ти­ки царя в дан­ный пе­ри­од прав­ле­ния.

21. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

 

«По­ра­же­ние Рос­сии в Пер­вой ми­ро­вой войне было пре­жде всего вы­зва­но не­до­стат­ка­ми и по­ро­ка­ми су­ще­ство­вав­ше­го в ней по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма».

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те

ис­то­ри­че­ские факты.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …

22. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке

 

Время прав­ле­ния Ни­ко­лая I было вре­ме­нем «тор­же­ства ре­ак­ции» и бес­по­щад­но­го по­дав­ле­ния вся­ко­го ина­ко­мыс­лия, бла­го­да­ря чему раз­ви­тие стра­ны было при­оста­нов­ле­но на 30 лет.

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

 

 

23. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

 

«В цар­ство­ва­ние Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча про­изошёл пе­ре­ход к аб­со­лю­тиз­му, ничем не огра­ни­чен­ной цар­ской вла­сти».

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …

24. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

 

«Про­во­дя свои ре­фор­мы, Пётр I за­им­ство­вал сло­жив­ши­е­ся в За­пад­ной Ев­ро­пе формы ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ства (эко­но­ми­ки), спо­со­бы ор­га­ни­за­ции армии и го­су­дар­ствен­ные ин­сти­ту­ты (ор­га­ны управ­ле­ния и власт­ные струк­ту­ры) ».

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

25. Вы­ска­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щая оцен­ка го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­сти Ивана Гроз­но­го в пе­ри­од оприч­ни­ны:

«Оприч­ная по­ли­ти­ка, про­во­ди­мая Ива­ном Гроз­ным, спо­соб­ство­ва­ла даль­ней­ше­му объ­еди­не­нию рус­ских зе­мель и от­ве­ча­ла ин­те­ре­сам ши­ро­ких слоёв на­се­ле­ния, стра­дав­ших от про­из­во­ла бо­яр­ской ари­сто­кра­тии».

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те не менее двух ар­гу­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и не менее двух ар­гу­мен­тов, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

26. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1359—1389 гг.;

2) 1991—1999 гг.;

3) 1762-1796 гг.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

— ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

— на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­ям, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

— ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

27. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1689—1725;

2) 980—1015

3) 1505—1533

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

– ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия,

от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

28. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1019 — 1054 гг.; 2) де­кабрь 1825 г. — фев­раль 1855 г. 3) ок­тябрь 1928 г. — май 1941 г.

 

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

— ука­зать не менее двух зна­чи­мых со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

— на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роли на­зван­ных Вами лич­но­стей в этих со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах);

Вни­ма­ние!

При ха­рак­те­ри­сти­ке роли каж­дой на­зван­ной Вами лич­но­сти не­об­хо­ди­мо ука­зать кон­крет­ные дей­ствия этой лич­но­сти, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни по­вли­яв­шие на ход и (или) ре­зуль­тат ука­зан­ных со­бы­тий (про­цес­сов, яв­ле­ний).

— ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), про­ис­хо­див­ших в дан­ный пе­ри­од;

— ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, оце­ни­те вли­я­ние со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов) дан­но­го пе­ри­о­да на даль­ней­шую ис­то­рию Рос­сии.

В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо кор­рект­но ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

29. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1825—1855

2) 1855—1881

3) но­ябрь 1942 г. - де­кабрь 1943 г.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

– ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия,

от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

30. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1325—1340 гг.;

2) 1682—1725 гг.;

3) 1924—1953 гг.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

— ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

— на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

— ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: