Правовое положение президента




Президент является главой республики. Главное отличие от монарха – президентский пост выборный. В зависимости от вида республики, президент имеет разные полномочия:

1. Президент в президентской республике занимает значительную роль в системе государственных органов и наделен правительственной властью. (США, Мексика, Колумбия, Беларусь)

2. Президент в парламентской республике существенного влияния не оказывает, правительственной властью не обладает. (Италия, Исландия, Индия)

3. Президент в смешенной республике обладает властью, но ограничен с сильным парламентом. Полномочия белорусского Президента закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции.

 

 

21ПАЦИФИЗМ общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей.Сторонники пацифизма стоят на позициях морального осуждения любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы, в том числе и справедливой освободительной войны. В основе пацифистской установки лежат гуманистические идеи о всеобщем братстве людей, о неотъемлемом праве каждого человека на жизнь. Основной формой борьбы пацифистов за ненасильственный мир — убеждение и личный пример. ФЕМИНИЗМ теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами. В более широком смысле термином «феминизм» обозначаются течения философской, политической и правовой мысли, ЭКОЛОГИЗМ система взглядов, характеризующаяся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущая к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды.Считается, что экологизм как система воззрений и политическая практика стал складываться в конце XX в., когда дал знать о себе глобальный экологический кризис. Это верно, но только отчасти

22 Белорусская национальная идея Напомним, что под национальной идеей в политической науке принято пониматьовладевшую сознанием определенной территориальной общности людей мысль о том, что эта общность является особой нацией и в силу чего она считает себя вправе по собственному усмотрению строить и свою внутреннюю жизнедеятельность, и свои отношения с другими народами. Появление такой мысли закономерно влечет за собой постановку в повестку дня жизнедеятельности общности задачи создания национально-автономной единицы в государственном устройстве страны либо самоопределения общности в качестве суверенного национального государства. Организация практической реализации данной задачи обычно становится делом наиболее активной части общности. Соответствующие общественные действия принято называть национальным движением.

Процесс вызревания национальной идеи в самосознании белорусской общности происходил практически на протяжении всего XIX в. В результате на рубеже ХІХ-ХХ вв. в повестку дня политической жизни белорусов был поставлен вопрос об их самоопределении в качестве нации-государства. Вехами на этом пути явились осознание в 1810—1820-е гг. группой про­фессоров и студентов Виленского университета своеобразия, самобытности населения тех территорий, которые примерно совпадают с географическими пределами нынешней Беларуси; обоснованный в 1884 г. отечественными народовольцами в журнале «Гомон» вывод о том, что белорусы составляют осо­бый народ, или особую нацию, и, как следствие, постановку ими в повестку дня общественно-политической жизни вопроса о создании белорусами собственной автономии в рамках «буду­щего свободного федерально-политического строя, который должен занять место современного абсолютизма» [30]; откры­тие поэтом Ф. Богушевичем оригинальности самостоятельно­сти нового белорусского языка,

24Государство как основной институт политической системы, его функции.
Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе праваПризнаки государства:1. единая территориальная организация политической власти.2. общность людей, объединенных правовым союзом - гражданством. 3. органы и учреждения наделены властными полномочиями.4. Суверенитет и независимость.5. Монополия государства на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.Функции государства:I. Внутренние функции:1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, 2. Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы.3. Экономическая 4. Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка 5. Социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей 6. Культурно-воспитательная

 

 

29 Государственные герб, Указом Президента Республики Беларусь АГ. Лукашенко от 2 июля 2002 г. № 350 в качестве Государственного гимна страны утверждается произведение на музыкуГосударственный герб Республики Беларусь – представляет собой зеленый контур нашей страны, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Выше контура помещена пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых ржаных колосьев, Контур Беларуси в центре символизирует территориальную целостность страны в ее международно признанных границах. Изображения земли и солнца отражают древние традиции нашего народа, который в дохристианские времена поклонялся матери-Земле и Солнцу Пятиконечная звезда – пентаграмма – древний символ человека Пышно украшенный «дожиночный» сноп в старину ставился в главный, "красный" угол славянского жилища. Состав венка тоже, конечно, не случаен. Все символизирует труд и богатство. Рожь была основной зерновой культурой древней и средневековой Беларуси, В гербе запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию своей личности и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и суверенность.

35 Современную политическую систему РБ можно определить как трансформированную систему переходного общества, где на ряду с новыми тенденциями развития сохраняются определенные элементы советской политической системы.
Политическая система РБ имеет следующие признаки:
• Определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов власти, при этом присутствует классическое разделение властей.
• Недостаточно развита система местного управления и самоуправления к новым условиям социально–экономического развития.
• Отсутствуют авторитарные политические партии и движения, которые могли бы существенно повлиять на демократизацию политического процесса общества.
• Происходит формирование демократической политической культуры в обществе с целью вовлечения граждан в активные политические процессы развития страны.
• Слабость конструктивного компонента в деятельности политической аппозиции которая не имеет существенного влияния на политические процессы в обществе.
• Основы политической системы РБ заложены в статье 1-ой конституции РБ – унитарное, демократическое, социально-правовое государство, национальная идея сильной и процветающей Беларуси – государство для народа.

38 Понятие и сущность исполнительной власти.
Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров РБ. Это центральный орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.
Основные функции Правительства:
• руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;
• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране

42 Виды избирательных систем.

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов, представительные учреждения или индивидуально руководящего представителя, закрепленный в юридических нормах, а также в сложившейся практике деятельностит государственных и общественных организациях.В составе избирательной системы выделяют 2 основных компонента: Избирательное право, Избирательная процедура, Виды избирательных систем: Мажоритарная – избирательная система, в которой победитель определяется по принципу большинства, а избранный депутат представляет население территориального округа. Разновидности: Простого большинства (только 1)

Относительного большинства (до 50%)Абсолютного большинства (50% + 1 голос)

Пропорциональная – голосование происходит не за одного кандидата, а за партию и осуществляется по партийным спискам, депутатские мондаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосовЗакрытыеОткрытыеПолужесткие

Смешанные. – избиратель может выбирать кандидатов из разных списков и партий. Смешанная предполагает избрание части кандидатов по мажоритарному, а второй по пропорциональному принципу.

.Для решения важнейших вопросов гос и общественной жизни проводятся референдумы, когда народ принимает решение путем всеобщего свободного, равного и тайного голосования. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательствами соответствующих стран. Различают:конституционные, законодательные, обязательные референдумы.Инициатива проведения референдума может исходить от избирательного корпуса, парламента, Президента, отдельных субъектов федерации.Референдум–один из элементов непосредственной демократии,но степень его реального демократизма зависит от полит режима гос-ва, где он проводится. Референдум - высшая форма волеизъявления белорусских граждан.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: