Усиление Воспитательных домов в столице




 

Императрица много внимания уделяла благоустройству воспитательных домов в столице: когда учреждения только перешли к ней в 1796 году – они находились в ужасном состоянии и с целью улучшения их положения Мария Федоровна учредила Опекунский совет, для которого лично написала инструкцию, описывающую его деятельность. Результат работы совета был великолепным: за 20 лет капитал домов вырос почти в 39 раз (с 16 млн, до 620). Именно Мария Федоровна зародила патронат в России, вовремя обратив внимание на высокую стоимость содержания малышей в воспитательных домах и большой процент их смертности там. Она занялась распределением детей по семьям ремесленников, мещан и крестьян за отдельную плату на их содержание. Мария создала систему, которая делила Петербург на округа, в каждом из которых обязательно была больница для детей, отданных на патронат и врачи этих больниц регулярно устраивали объезд, с целью проверить здоровье всех воспитанников.

Такое нововведение позволило сильнейшим образом сократить число смертей среди детей и увеличить количество людей в воспитательных домах. Таким образом, после создания этой системы смертность составила меньше 1\3 от общего количества детей.

Так же, Мария Федоровна видела, что высокий процент подкидышей поступал от матерей, находящихся в крайней степени бедности, которые были просто не в состоянии прокормить еще одного ребенка. Она выделила сумму в 120 рублей в год на содержание малышей до 7 лет. С 1809 года в отдельных районах Петербурга и Москвы были возведены приемные, в которые приносились подкидыши в холодное время года, т.к многие умирали из-за переохлаждения. Оттуда малыши доставлялись в теплой одежде в воспитательные дома, где продолжали воспитание.

В 1800-х годах императрица убедила Павла выкупить дом Разумовского, чтобы подарить его Воспитательному дому Петербурга. Вскоре после этогона средства воспитательного дома был куплен особняк Бобринского. Эти вложения улучшили санитарно-гигиенические условия содержания детей и воспитателей.

 

 


Гатчина

Пока императрица жила в Гатчине, она уделяла больше внимание и проявляла заботу к жителям города. Она направляла средства на строительство госпиталей, школ, церквей и боролась с пьянством, с помощью ограничения строительства трактиров. Мария Федоровна помогала деревням, находящимся рядом с Гатчиной, в строительстве домов, снабжении необходимыми продуктами для земледелия, улучшением качества дорог. Приезжая в Гатчину она поощряла крестьян, которые отличались хорошими поступками.

Одно из важнейших ее вложений – строительство в 1802 году еще одного воспитательного дома, в котором могло одновременно содержаться 600 человек. Этот воспитательный дом был как бы переходным этапом для детей от 7 лет, направленным на подготовку их к обучению в столичных домах. На его постройку Мария Федоровна выделила 21 тысячу рублей.

Обучение в этом доме длилось 4 года: в 1 и 2 классе дети изучали арифметику, чтение, письмо, латынь. После получения необходимых навыков, дети переводились в Петербургский воспитательный дом, для дальнейшего обучения, окончание которого позволяло поступать в высшие учебные заведения. Каждый год правом на бесплатное обучение пользовались от 10 до 12 учеников, чаще всего они учились в Медицинской академии и Академии художеств. Мальчики, которые не проявляли особыхталантов в обучении, после окончания определялись на работу служащими канцелярии и ремесленниками.

В 1803 году в Гатчине был построен Сиротский институт, потому что Мария Федоровна очень переживала за судьбу сирот и хотела дать им возможность обеспечить себе хорошее будущее, дав образование и профессию.

После смерти Павла, Мария превратила Гатчину в город-память о нем. В городе построили госпиталь, где оказывали медицинскую помощь каждому (не только военнослужащим). В госпитале былацерковь, которая была освящена в честь святого апостола Павла – в память о муже Павле I.


Итог

 

За время своего правления Мария Федоровна смогла создать огромную систему благотворительных учреждений, вывести их на новый уровень (от полуразрушенных, запустевших заведений, до учреждений, принимающих огромный поток детей и предоставляющий возможность получения высшего образования). Приняв по указу Павла под руководство 4 заведения, она смогла во много раз увеличить количество воспитательных домов и в корне изменила их статус. Мария Федоровна вложила всю свою душу в создание этой системы. Под ее руководством были различные заведения: содержащиеся за счет государственного бюджета, содержащиеся за счет пожертвований, содержавшиеся за счет императорских пожертвований и др.

Мария Федоровна за 30 лет смогла развить 3 отрасли до высокого уровня: больницы (+родильные дома, амбулатории), дома призрения (+богадельни, вдовьи дома, приюты), сильное развитие системы образования (женское, среднее, в области искусств и т.д).

Список литературы

 

1. С.И. Гаврюшин «Императрица Мария Федоровна и её деятельность по созданию системы благотворительных учреждений России», 2002

2. Г.И. Вилламов Хронологическое начертание деяний блаженной памяти государыни императрицы Марии Федоровны, в пользу состоящих под ее покровительством заведений, 1897

3. Википедия, ru.wikipedia.org

4. Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны: краткий очерк, 1912

5. Фонд им. Д.С. Лихачева: Энциклопедия благотворительности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: