Машиностроение Казахстана: новые векторы развития




Машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства.Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики. Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяют энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны. На сегодняшний день в казахстанском машиностроении существуют системные проблемы, связанные с недостаточным уровнем инвестиционной привлекательности отрасли, низким уровнем конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, дефицитом квалифицированных кадров. В статье исследуется современное состояние машиностроительного комплекса Республики Казахстан, выявляются наиболее острые проблемы и предлагаются приоритетные направления развития отрасли.

Показателем технологического уровня национальной промышленности во всем мире является машиностроение. Машиностроительная отрасль обеспечивает конкурентоспособность экономики в целом и тем самым увеличивает занятость населения за счет огромного эффекта для развития смежных отраслей.

Состояние отрасли

В настоящий момент в Казахстане сегмент машиностроения создает лишь 0,6% валовой добавленной стоимости (ВДС). Тот же показатель в России равен 2,9%. Однако и это относительно немного по сравнению со странами, лидирующими в сфере производства машиностроительной продукции. Так, в Германии на ее долю приходится 8,1% ВДС, в Японии – 7,2%. Примечательно, что в Беларуси данный показатель сопоставим с немецким или японским и достигает 7,1%.

Казахстанское машиностроение является важнейшей отраслью, обеспечивающей в экономике страны как переход к новым технологическим укладам, так и развитие уже распространенного четвертого уклада. Однако, выполнить данную роль машиностроение сможет при условии быстрой модернизации и технического перевооружения своего производственного аппарата, который на сегодняшний день серьезно изношен и мало конкурентоспособен. Решение данной задачи требует серьезного вмешательства со стороны государства не только с точки зрения финансирования, но и с позиций выработки эффективной политики регулирования этих процессов. Необходимо реализовать на практике широкомасштабный экономический маневр, суть которого заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки восстановить и развить до высокотехнологичного уровня машиностроение, находящееся в настоящее время в техническом состоянии, отстающем от развитых стран мира минимум на несколько десятков лет.

Казахстанское машиностроение как базовая системообразующая отрасль наиболее подвержена влиянию кризисных явлений. Так, в 2008 году сектор машиностроения сильнее других пострадал из-за кризиса, что было связано прежде всего с инвестиционным характером спроса на машиностроительную продукцию. Ключевыми факторами роста спроса на продукцию машиностроения в последние годы были рост инвестиций в нефтегазовой отрасли и масштабное развитие строительства. С наступлением кризиса, компании отраслей-потребителей в первую очередь отказываются от масштабных инвестиций в расширение производства и модернизацию, концентрируясь на сохранении эффективности операционной деятельности. В то же время кризис в финансовой сфере приводит к снижению доступности кредитных ресурсов для населения, что также сказывается на сокращении спроса, например, на продукцию автопрома.

Сегодня в структуре машиностроительного производства Казахстана преобладают горно-металлургическое, сельскохозяйственное, нефтегазовое, военное и транспортное производства. Доля машиностроительного комплекса в общей структуре обрабатывающей промышленности Республики Казахстан в 2011г. составила 11,18%, в структуре промышленного производства – 3,4%, в структуре ВВП – около 2% [1,2]. Также на долю машиностроительной продукции приходится 3,4% от общего объема экспорта и 40,6% – от импорта [3]. Доля изделий казахстанского производства на внутреннем рынке машиностроительной продукции составляет около 13%, остальные 87% потребностей страны покрываются за счет зарубежных (в основном российских) поставок.

Повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественного машиностроения невозможно без привлечения в отрасль крупных инвестиций, а их в свою очередь проблематично привлечь при нынешнем уровне инвестиционной привлекательности предприятий машиностроительного комплекса. К сожалению, рентабельность подотраслей машиностроения в 10,0% сегодня не заинтересовывает ни иностранных, ни национальных инвесторов вкладывать свой капитал, так как отдачу они получат только примерно не ранее, чем через 10 лет. Инвестирование же нефтяного сектора при рентабельности в 35-80% окупается уже примерно через 3 года.

Основные проблемы развития машиностроительной отрасли:

  • технологическое отставание предприятий, низкая конкурентоспособность продукции;
  • отсутствие связей с мировыми производителями, доступа к конструкторской документации;
  • незначительный объем инвестиций;
  • отсутствие межзаводской кооперации; высокий уровень изношенности оборудования;
  • дефицит квалифицированных кадров;
  • низкий уровень послепродажного сервиса машиностроительной продукции.

Сегодня перед государством стоит важная задача – выбрать самые важные и перспективные технологические направления, т.к. в Казахстане, с его большими территориями и маленьким количеством населения, невозможно развивать на одинаково высоком уровне все отрасли машиностроения. Поэтому к числу первоочередных приоритетов развития машиностроения Казахстана следует отнести:

  • нефтяное;
  • сельскохозяйственное;
  • горно-металлургическое;
  • транспортное;
  • производство электрооборудования [5]. Развитие нефтяного машиностроения целиком определяется потребностями трубопроводной системы нефтегазового сектора, предприятий

 

Приоритетными направлениями сельскохозяйственного машиностроения на ближайшую перспективу будут являться:

  • развитие совместного с машиностроительными предприятиями стран СНГ производства гусеничных и колесных тракторов;
  • организация совместного с машиностроительными предприятиями стран СНГ производства зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов;
  • разработка и организация производства высокотехнологичных машин, оборудования и запасных частей для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

К отраслевым направлениям казахстанского транспортного машиностроения относятся, прежде всего, железнодорожное машиностроение и автомобильная отрасль. Для железнодорожного машиностроение основными приоритетами выступают: производство локомотивов, железнодорожных цистерн, производство и ремонт вагонов, полувагонов, колесных пар, техники для проведения путевых работ, контейнеров, деталей верхнего строения пути, оборудования и запасных частей для железнодорожного транспорта.

Для развития информационных технологий и отрасли электронной техники и комплектующих в республике создана специальная экономическая зона «Парк информационных технологий». Кроме того, перспективы развития этой отрасли машиностроения могут быть связаны с созданием совместных предприятий с привлечением в Казахстан крупных мировых производителей по выпуску электротехнической и электронной продукции. Развитие данной отрасли должно осуществляться путем организации конечных производств с выпуском продукции с последующим углублением технологии производства и продажи части продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках или путем постепенного углубления переработки сырья с выходом на производство продукции высокой степени готовности.

Основной задачей в развитии горного машиностроения является создание образцов горных машин и комплексов высокого технического уровня экспортной направленности с использованием имеющихся заделов по добыче руд во все усложняющихся условиях выемочно-добычных работ. В относительно короткие сроки в республике планируется организовать серийный выпуск продукции горного машиностроения самоходное буровое, погрузочно-транспортное и вспомогательное оборудование, гидравлические и пневматические перфораторы, запасные части, а также оборудование для процессов флотации и др.

Производство вышеупомянутого оборудования на 80-90% избавит горно-металлургические предприятия от импорта аналогичного оборудования.

Важный вопрос, который стоит перед казахстанским машиностроением – это внедрение инновационных технологий и ускоренная модернизация машиностроительного комплекса, в этом же ряду – кадровая проблема, для решения которой предприятиями ведется большая работа. Кроме того, значительное влияние на дальнейшее развитие машиностроительной отрасли Казахстана будут иметь интеграционные процессы в рамках Единого экономического пространства.

В рамках Единого экономического пространства перспективы развития машиностроения в Казахстане расширились за счет более выгодных условий для создания новых производств и открытия достаточно емкого рынка сбыта необходимого для экономически целесообразного производства машиностроительной продукции. Структура машиностроения стран Таможенного союза тоже заметно различается. Например, в России три основных относящихся к машиностроению вида деятельности – производство машин и оборудования, электрооборудования и оптики, а также транспортных средств, создают примерно одинаковые объемы добавленной стоимости. В то же время в Беларуси и Казахстане более 50% машиностроительной добавленной стоимости приходится на производство машин и оборудования. В структуре машиностроения Казахстана преобладает производство продукции для горно-металлургического и нефтегазового сектора, обеспечивающее внутренний спрос.

С углублением интеграционных процессов импортозамещающий характер производства должен смениться на экспортоориентированный – единственно возможный. Действительно в последнее время в Казахстане развитие получило производство транспортных средств (железнодорожных, автомобильных), в том числе на совместных с белорусскими и российскими компаниями предприятиях, поставляющих продукцию на общий рынок.

Для повышения конкурентоспособности казахстанского машиностроения с партнерами по ЕЭП в ближайшей перспективе основными факторами его развития, создающими спрос на его продукцию, должны стать:

  • техническое перевооружение и комплексная модернизация собственного производственного аппарата отрасли на базе отечественной, а возможно, и преимущественно импортной техники (там, где это позволяет технологический процесс) с целью создания условий для выпуска конкурентоспособной машиностроительной продукции, прежде всего в наукоемких отраслях;
  • техническое перевооружение действующего производственного аппарата других отраслей экономики Казахстана на базе потребления прогрессивной как отечественной, так и импортной техники.

Еще один фактор повышения конкурентоспособности казахстанского машиностроения

  • развитие человеческого капитала. Машиностроительный комплекс, являющийся одним из драйверов роста казахстанской экономики, в настоящее время переживает сложный период восстановления своего интеллектуального потенциала. Эффективная конкуренция на глобальных рынках требует баланса всех возрастных групп: от молодых специалистов до опытных мастеров. Однако машиностроительные заводы страны испытывают нехватку высококвалифицированных специалистов 35-40 лет, способных адаптировать опыт мастеров старшего поколения к современным технологиям. В связи с этим все большее значение приобретают различные формы внутрикорпоративного обучения и развития сотрудников. В то же время, крайне важно найти нестандартные подходы к привлечению молодежи в реальный сектор экономики.

Таким образом, машиностроительный комплекс – один из самых важных и одновременно проблемных межотраслевых комплексов нашей страны. Постепенно он выходит из кризиса и развивается, приспосабливаясь к работе в современных рыночных условиях. В целом, рост экономики Казахстана должен сопровождаться опережающим ростом машиностроения, что позволит повысить степень механизации на предприятиях промышленности и увеличить производительность труда во всех отраслях экономики республики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: