Беседа «Гармония в композиции»




Ход урока

Организационный момент

2. Беседа «Искусство составления букета».

В процессе беседы анализируются различные виды цветочных композиций, определяется использованный природ­ный материал, способы высушивания растений. Учитель разъ­ясняет особенности технологии изготовления цветочных ком­позиций. Для организации работы можно использовать готовые цветочные композиции, фотографии работ флористов, иллюстра­ции в учебном пособии (с. 8).

Акцентируется внимание учащихся на возможности деко­рирования интерьера комнаты при помощи подвесных (настен­ных) композиций.

3. Повторение правил аранжировки растений

В процессе анализа композиций необходимо вспомнить пра­вила аранжировки растений, с которыми учащиеся познако­мились в III классе: пропорции, симметрия, асимметрия, урав­новешенность.

4. Новая тема

Учитель предлагает учащимся сделать необычный букет, который нельзя поставить на стол, а нужно подвешивать за ленточку. Такая композиция называется «Цветущий шар» (рис. 39).

5. Алгоритм изготовления букета-шара

Вопросы:

· С чего луч­ше начать работу?

· Что необходимо сделать сначала, а что потом?

· Почему следует выполнять работу в данной по­следовательности, а не в другой?

Последовательность изготовления букета-шара

1. Подобрать нужный растительный материал.

2. Связать растения в небольшие пучки.

3. Подготовить основу для букета.

4. Закрепить на основе держатель из пластилина.

5. Установить растения в держателе.

6. Оценить готовую композицию.

 

7. Повторение правил безопасности труда при работе с инстру­ментами и целесообразная рациональная организация ра­бочего места.

8. Практическая работа

В ходе практической работы учащиеся отбирают необхо­димые растения, связывают их в пучки, выполняют основу композиции из ленты, палочек и пластилина, собирают букет-шар, проводят окончательную отделку композиции (если есть пробелы, то их заполняют растениями).

9. Выставка и анализ работ

10.Итог урока

 

 

Тема: Икебана

Цель: познакомить с японским искусством икебаны, научить составлять простейшие композиции из засушенных растений в стиле «икебана»; воспитывать аккуратность.

Ход урока

1. Сообщение темы урока

- На уроке они познакомимся с японским искусством аранжировки растений, которое называется «икебана».

2. Активизации внимания

Для активизации внимания рассказывается японская притча, которую рассказывают всем начинающим изучение искусства икебаны. Хозяином сада, знаменитого на всю Японию, был Сенно Рикю. О красоте цветущих ирисов Рикю ходили легенды, и как-то раз сегун Тоетоми Хи-дэеси собрался лично полюбоваться ими. Слуги сегуна уведомили мастера о предстоящем визите, но когда великий сегун вошел в сад, то обнаружил, что все цветы срезаны и лишь из одного-единственного цветка сделана приветственная композиция. Сам мастер пояснил, что большое количество цветов рассеяло бы внимание великого князя, а один цветок лучше, чем сто, передает великолепие всего сада.

Затем учитель рассказывает учащимся о японском искусстве составления цветочных композиций. Новое слово (икебана) необходимо записать на доске и дать ему определение.

3. Словарная работа

Рассказывая учащимся о роли этого искусства в Японии, следует отметить, что японцы вкладывают в икебану очень глубокий смысл. Для них важно значение не только каждого растения, но и сочетание разных растений, стадии их развития. Учитель знакомит с символикой растений, передающей смысловое содержание цветочной композиции. Например, ветка сосны — это символ стойкости и долгой жизни. Сосна и пион олицетворяют молодость и процветание, а сосна и сакура говорят о преданности и рыцарстве.

4. Повторение пройденного

Учитель проводит аналогии между икебаной и цветочной композицией (русской, европейской), сравнивает их. Демонстрирует соблюдение всех известных учащимся принципов составления цветочной композиции. Необходимо пояснить структуру икебаны, состоящую из трех основных ветвей, олицетворяющих небо, землю и человека. В Японии существует огромное количество школ, в которых специально обучают искусству икебаны. Каждая школа, основываясь на своих концепциях, разрабатывает свои формы ком­позиций. Выпускаются журналы со схемами построения композиций в различных стилях, в которых определяется длина, угол наклона и расположение ветвей.

5. Тема урока

В ходе изложения нового материала необходимо продемонстрировать учащимся фотографии различных икебан. Можно использовать фотографии, приведенные в учебном пособии (с. 10).

Учащиеся знакомятся с понятием динамичности в цветочной композиции.

Определяются способы передачи динамичности в аранжировке растений:

• использование изогнутых стеблей;

• подбор зелени разного размера и формы;

• использование цветов в разных стадиях развития. Последовательность изготовления икебаны составляется на основании имеющегося у учащихся опыта изготовления различных цветочных композиций. В ходе обсуждения следует актуализировать знания учащихся о держателе, его назначении и особенностях использования в процессе создания цветочной композиции.

6. Составление алгоритма

Алгоритм, полученный учащимися в ходе обсуждения, можно записать на доске:

• выбрать эскиз композиции;

• подобрать нужный растительный материал и сосуд;

• закрепить держатель в сосуде;

• укрепить высокие растения в держателе;

• укрепить низкие растения в держателе;

• оценить получившуюся композицию.

После обсуждения алгоритма изготовления композиции уточняется, какие материалы и инструменты необходимы для работы.

Следует продемонстрировать ребятам, как закрепляется держатель в сосуде, напомнить приемы крепления растений в держателе, рассказать, как и в какой последовательности устанавливаются ветви растений в икебане, как определяется угол наклона ветвей. Перед началом практической работы следует подчеркнуть, что создание икебаны требует тщательной продуманности каждого элемента.

7. Инструктирование

8. Практическая работа учащихся

9. Презентация работ

 

- Что изготовили, для чего?

- Из какого материала изготовили поделку?

- Как оцениваете результат своей работы?

 

10. Оценка общей работы школьников.

11. Подведение итогов урока

12. Уборка рабочих мест.

 

 

Тема: Выращивание декоративных растений

Цель: расширить представление о цветочно-декоративных растениях; познакомить с технологией выращивания луковичных декоративных растений; учить приёмам посадки луковиц в грунт; воспитывать трудолюбие

Ход урока

1. Сообщение темы урока

2. Знакомство с луковичными растениями

Учитель знакомит учащихся с наиболее распространенными луковичными цветочно-декоративными растениями, цветущими весной. В учебном пособии представлены фотографии некоторых растений (с. 12). При ознакомлении с луковичными растениями можно использовать легенды о их возникновении, рассказы об истории распространения растений, появления новых сортов.

3. Сравнение растений

Затем учащиеся под руководством учителя сравнивают особенности развития (посадка, рост, размножение) однолетних и раннецветущих луковичных растений. Для проведения сравнения в учебном пособии представлены схематические иллюстрации, отражающие стадии развития двух видов растений: однолетних (посадка семян, прорастание, цветение, увядание и образование новых семян), луковичных (посадка луковицы осенью, зимовка под снегом, прорастание весной, цветение и образование луковицы-детки, увядание и рост луковицы-детки, образование двух луковиц).

 

4. Знакомство с технологией выращивания луковичных растений.
Учитель демонстрирует приемы подготовки почвы и посадки луковиц.

В ходе практической работы на одном уроке невозможно осуществить всю технологию выращивания растений. Поэтому на данном уроке учащиеся только высаживают луковицы разных растений на клумбы возле школы. Посадки следует снабдить табличками с названием растений, луковицы которых там высажены.

Следует подчеркнуть, что подготовку почвы, внесение удобрений учащиеся IV класса проводить не должны.

 

5. Метод проектов

Самостоятельная творческая деятельность на уроке с целью оформления эскиза будущей клумбы около школы, подбираются фотографии растений, которые там будут расти, высаживаются необходимые луковицы, оформляются дневники наблюдений.

В дальнейшем во внеурочной работе необходимо организовать деятельность учащихся по наблюдению за всходами и развитием растений, по поливу, рыхлению и прополке посадок.

Легенды о цветах

Гиацинт. Название цветка «гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте.

Юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев. Красивому юноше покровительствовали бог южного ветра Зефир и бог искусств Аполлон. Часто навещали они своего друга и проводили с ним время, то охотясь в густо разросшихся лесах, то развлекаясь спортом, в котором спартанцы были необыкновенно ловки и искусны. Однажды

Аполлон и Гиацинт состязались в метании диска. Все выше и выше вздымался бронзовый снаряд, но отдать предпочтение кому-либо из спортсменов было невозможно — Гиацинт ни в чем не уступал богу.

Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон под самые облака, но Зефир, опасаясь поражения друга, так сильно подул, что диск неожиданно ударил в лицо Гиацинту. Рана оказалась смертельной. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память о нем вечно жила среди людей.

Нарцисс. Древние греки создали о нарциссе множество мифов. В самой распространенной легенде красивый молодой юноша Нарцисс отверг любовь нимфы. Нимфа от безнадежной любви иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятье: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит».

В жаркий полдень истомленный зноем молодой Нарцисс наклонился попить из ручья и в его светлых струях увидел свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, погружал свои руки в воду, чтобы обнять того, кого видел, но все было тщетно.

Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели последний раз, вырос душистый белый цветок холодной красоты. С тех пор мифические богини возмездия фурии украшали свои головы венками из нарциссов.

Нарцисс часто служит нарицательным именем для людей самовлюбленных.

Тюльпан. Из глубокой древности пришла к нам легенда об этом прекрасном цветке. В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто испытывает счастье.

 

6. Практическая работа учащихся

 

7. Презентация работ

- Что изготовили, для чего?

- Из какого материала изготовили поделку?

- Как оцениваете результат своей работы?

 

8. Оценка общей работы школьников.

9. Подведение итогов урока

Тема: Моделирование из готовых форм природного материала по собственному замыслу

Цель: совершенствовать навыки моделирования и изготовления фигурок из природного материала по собственному замыслу; воспитывать трудолюбие

Ход урока

1. Беседа на тему «Красота природы»

Во время беседы акцентируется внимание на разнообразии природного материала по форме, цвету, размерам. Учащиеся уже знакомы с большинством природного материала, используемого для изготовления фигурок. Поэтому в процессе беседы дети могут самостоятельно рассказывать о возможностях использования того или иного природного материала. На данном этапе урока возможна организация игры с отгадыванием различных природных материалов, нахождением возможности их применения.

2. Анализ готовых изделий

Дальнейшую работу можно организовать следующим образом. Учитель показывает учащимся различные фигурки, выполненные из природного материала, дети анализируют, из какого природного материала изготовлена фигурка, почему использовался именно этот природный материал, а не другой, можно ли заменить его. Для анализа изделий и в качестве прототипов для выполнения собственного изделия учащиеся могут использовать изображения фигурок из природного материала, представленные в учебном пособии (с. 14).

3. Последовательность работы по изготовлению фигурки из природного
материала

1. Придумать фигурку (при необходимости нарисовать схематический эскиз).

2. Подобрать необходимые природные материалы.

3. Изготовить отдельные детали фигурки (голову, туловище, ноги, руки).

4. Собрать фигурку из подготовленных деталей.

5. Установить фигурку на основе (лист картона, пенопласт).

6. Произвести окончательную отделку фигурки.

4. Знакомство с новым способом соединения деталей

Внимание учащихся обращается на возможность соединения деталей фигурок без применения пластилина. Учитель знакомит с различными способами соединения деталей из природного материала: скрепление пластилином, склеивание клеем, соединение при помощи штырьков (заостренных веточек). Учащиеся характеризуют внешний вид соединения, совместно с учителем определяют свойства соединения, необходимые материалы и инструменты для его выполнения. Учитель напоминает правила безопасности при работе с колющим инструментом (шилом). Учащиеся объясняют необходимость строгого соблюдения правил безопасности.

Учитель демонстрирует приемы склеивания деталей из природного материала, выполнение соединения деталей с помощью штырьков.

Технология выполнения соединения при помощи штырьков описана и проиллюстрирована в учебном пособии (с. 15).

В ходе практической работы учащиеся тренируются в выполнении соединения деталей из природного материала с помощью клея, при необходимости с помощью штырьков, а затем изготавливают фигурку по собственному замыслу: подбирают природный материал, выполняют отдельные детали, собирают фигурку и проводят окончательную отделку.

5. Инструктаж по технике безопасности

Учитель осуществляет текущее инструктирование (контролирует работу учащихся, дает дополнительные разъяснения по выполнению трудовых приемов, обращает внимание на возможные ошибки и способы их предупреждения). Учитель может подготовить штырьки и проколоть отверстия (если это необходимо) для выполнения соединения учащимися.

6. Практическая работа учащихся

7. Презентация работ

- Что изготовили, для чего?

- Из какого материала изготовили поделку?

- Как оцениваете результат своей работы?

 

8. Оценка общей работы школьников.

9. Подведение итогов урока

10.Уборка рабочих мест.

Тема: Коллективное моделирование из готовых форм природного материала

Цель: формирование навыков коллективного моделирования и изготовления многофигурной композиции из природного материала; воспитание дружелюбия и чувства товарищества

Ход урока

Беседа «Гармония в композиции»

Беседа сопровождается демонстрацией изделий из природных материалов, обращается внимание на пропорции и соразмерность частей фигурок, их взаимосвязь и соотношение в многофигурной композиции, указывается направления творческих поисков при моделировании.

Постановка целей урока

Учитель предлагает школьникам создать многофигурную композицию по мотивам сказки «Репка». Учащиеся подбирают свои варианты фигурок героев сказки из различных природных материалов.

Работа с учебником

В учебном пособии представлен один из множества возможных вариантов многофигурной композиции к сказке «Репка». На с. 16—17 пособия описана и проиллюстрирована последовательность изготовления фигурки Деда, которую можно использовать как образец для работы над любой из фигурок композиции. Перечислен природный материал, из которого изготовлены фигурки Бабки, Жучки.

4. Составление плана работы и объединение в группы

Учитель обращает внимание на стадии и этапы технологии создания композиции, для работы над которой объединяет учеников в группы, где каждый учащийся изготавливает определенную фигурку.

Практическая работа

В ходе практической работы учащиеся моделируют, разрабатывают конструкцию и последовательность создания фигурки, осуществляют технологию изготовления персонажей. Детали фигурок соединяются изученными ранее способами: при помощи пластилина, клея, штырьков. Затем подготовленные индивидуальные фигурки учащиеся соединяют в многофигурную композицию. В качестве основы удобнее всего использовать пенопласт. В процессе выполнения учащимися практической работы учитель контролирует соблюдение правил безо­пасности.

Презентация работ

- Что изготовили, для чего?

- Из какого материала изготовили поделку?

- Как оцениваете результат своей работы?

 

7. Оценка общей работы школьников.

Подведение итогов урока

Уборка рабочих мест.

 

Тема: Соломенная скульптура

Цель урока: познакомить с традициями народного соломоплетения, научить изготавливать соломенную скульптуру «Лошадка»; развивать творческое воображение; воспитывать трудолюбие

Ход урока

1. Беседа на тему «Традиции народного соломоплетения»

Учитель знакомит учащихся с соломенной скульптурой, рассказывает о традиционном ее использовании, демонстрирует изделия из соломки. В учебном пособии представлены иллюстрации различных соломенных фигурок: лошадка, птичка, кукла, олень и др. (с. 20). Учащиеся рассказывают о знакомых им изделиях из соломки.

Учащиеся вспоминают, как необходимо подготовить соломку, какая соломка пригодна к работе. Отмечают, что сухая соломка очень хрупкая и легко ломается. Учащиеся объясняют необходимость запаривания соломки, сравнивают свойства влажной и сухой соломки, определяют их влияние на качество работы. Учитель знакомит школьников с основным приемом изготовления соломенной скульптуры — связывание пучков. Предлагает провести аналогию с другими материалами (сравнение конструкции соломенной куклы и куклы из ниток).

2. Анализ фигурки соломенной лошадки.

Учитель отмечает, что для ее создания использовано три пучка соломки, показывает их положение на готовой фигурке. Обращает внимание учащихся на наличие декоративных элементов (ушек, гривы) и особенности их выполнения. Руководит деятельностью учеников по разработке технологии изготовления лошадки.

3. Практическая работа

В ходе практической работы учащиеся выполняют фигурку «Лошадка» из влажной соломки. Учитель демонстрирует приемы перевязывания пучка соломки, подрезания соломинок. Отмечает необходимость качественного выполнения перевязок и их влияние на прочность всей конструкции в целом. Работу целесообразно организовать в парах, так как перевязывание пучка соломки удобнее выполнять вдвоем.

Последовательность изготовления лошадки

1. Подготовить соломку.

2. Изготовить голову лошадки.

Взять пучок соломки. Нижний край соломин выровнять и плотно перевязать пучок нитками у основания на расстоянии около 1 см от края (рис. 42, а). Концы ниток обрезать.

Левой рукой взять пучок соломин у места связки, направив соломины вверх. Правой рукой все соломины отогнуть вниз так, чтобы они обогнули место связки, прикрыв его снаружи (рис. 42, б).

Перевязать образовавшийся пучок еще раз нитками на расстоянии около 1 см от места предыдущей связки. Сделать еще одну перевязку нитками на расстоянии 2 см от места предыдущей связки (рис. 42, в).

Перегнуть образовавшийся пучок под прямым углом (рис. 42, г).

Для изготовления ушек лошадки взять 2 соломинки. Согнуть их пополам и связать их окончания нитками (рис. 42, д).

Поднять несколько соломин пучка и вложить связанные соломинки так, чтобы место их связки оказалось внутри пучка и не было видно (рис. 42, е).

Свести все соломины вместе и плотно перевязать нитками за вложенными соломинками-ушками (рис. 42, ж).

3. Изготовить гриву лошадки.

Подготовить пучок из 4—7 соломин. Обогнуть шею пучком, связать его, расположив место связки в центре шеи (рис. 42, з). Таким же образом навязать на шею лошадки еще несколько пучков (рис. 42, и). Для придания гриве лошадки пышности можно расщепить соломины на тонкие полоски при помощи иголки.

Места связок на гриве лошадки можно замаскировать цветными нитками, тесьмой или соломенной плетенкой «косичка» (плетется аналогично веревочной плетенке из трех прядей).

4. Изготовить туловище.

Взять второй пучок соломки, у окончания гривы обогнуть первый пучок и перевязать его (рис. 42, к).

5. Изготовить задние ноги и хвост.

Взять третий пучок соломки. Приподнять несколько соломинок на туловище лошадки. Вставить подготовленный пучок, перегнуть его пополам и перевязать (рис. 42, л). Перевязать нитками соломинки второго пучка (туловище), чтобы закрепить хвост (рис. 42, м). Перевязать нитками образовавшиеся пучки ног: одной связкой посередине (колено), а второй — ближе к концам ног (копыто) (рис. 42, м). Можно выполнить только одну перевязку — копыто. Для украшения хвоста можно соломины расщепить иголкой.

6. Изготовить передние ноги.

Разделить соломинки первого пучка (идущие от шеи фигурки) на две равные части. Перевязать нитками образовавшиеся пучки передних ног: одной связкой посередине (колено), а второй — ближе к концам ног (копыто) (рис. 42, о). Можно выполнить только одну перевязку — копыто.

7. Оформить фигурку.

Обмотать все места связок цветной ниткой. Обрезать выступающие части соломки ножницами. Изогнув шею и/или ноги, закрутив соломинки на гриве и хвосте можно придать скульптуре «Лошадка» эмоциональную выразительность.

4. Презентация работ

- Что изготовили, для чего?

- Из какого материала изготовили поделку?

- Как оцениваете результат своей работы?

 

5. Оценка общей работы школьников.

6. Подведение итогов урока

7. Уборка рабочих мест.

 

Тема: Моделирование мягкой игрушки

Цель: познакомить с технологией пошива мягкой игрушки; формировать навыки изготовления изделий из различных текстильных материалов (мех, трикотажное полотно); учить соединять детали швом «через край»; воспитывать трудолюбие и аккуратность

Ход урока



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: