Арабо-израильский конфликт




- Основные проблемы, по которым стороны не могут прийти к взаимоприемлемому соглашению:

* Раздел Иерусалима

Иерусалим для евреев — центральное место в иудаизме, здесь были построены Первый и Второй храмы, здесь находится Стена плача. Принцип «Иерусалим — вечная и неделимая столица еврейского государства» утверждён законом, принятым кнессетом, и ни один израильский лидер не может принять решение отдать этот город арабам. По-арабски город называется Аль-Кудс (в пер. «Священный») и является третьим по своей святости городом после Мекки и Медины для всех мусульман. Арабские лидеры также не могут отказаться от притязаний на Иерусалим.

Премьер-министр Израиля Эхуд Барак в 2001 году предложил беспрецедентный компромисс: он фактически согласился на раздел Иерусалима и на суверенитет палестинцев над большей частью Старого города и даже частью Храмовой горы. При этом предполагалось, что столица арабского государства будет находиться в пригороде. Однако арабы отказались от такого соглашения.

* Проблема беженцев

Около 3 миллионов арабов — это те, кто бежали или были изгнаны с территории Палестины с начала арабо-израильского противостояния, а также их потомки. Арабы настаивают на безоговорочном праве этих людей вернуться на родину, однако Израиль не может согласиться с добавлением к миллиону арабов-граждан Израиля ещё 2,5 миллионов арабов, поскольку, по подсчётам специалистов, на палестинских территориях за десять лет может быть расселено не более 500 тысяч человек. Такое изменение демографии означает конец Израиля как еврейского государства, и ни один израильский политик на это не пойдёт.

* Проблема поселений

- Основные этапы:

1948 — Война за независимость

1948—1970-е гг. — массовый исход евреев из арабских стран в результате погромов и притеснений, приток населения в Израиль

1949—1955 — поддержка «партизанской войны» против Израиля с территорий, оккупированных Египтом и Иорданией, и Сирии.

1956 — Суэцкий кризис (Севрские соглашения) - без территориальных изменений

1967 — Шестидневная война - Сирия потеряла Голанские высоты, Египет потерял Синай и Сектор Газа, Иордания потеряла Западный Берег

1967—1970 — Война на истощение

1973 — Война Судного дня / Октябрьская - сохранение территориальных приобретений Израиля

1979 — Кэмп-Дэвидские соглашения и Египетско-израильский мирный договор (мир арабов Израилю обмен на территории евреев Палестине)

1982 — Ливанская война

1994 — Израильско-иорданский мирный договор

2000 — вывод войск из Южного Ливана

2006 — Вторая Ливанская война (против Хезболлы)

 

Сирия

Инцидент - применение хим. оружия (21 августа 2013, пригород Дамаска — Гута)

-> интервенция США (23 сентября 2014; после похищений иностранцев и авиаудара по тренировочной базе ИГИЛ 4 июля 2014)

-> военная операция России (30 сентября 2015; после соглашения с Сирией о размещении ВС РФ на сирийской территории 26 августа 2015 и обращения Ассада 30 сентября 2015)

 

 

23. Международные конфликты на Среднем Востоке.

 

Связь с интересами региональных и глобальных акторов

 

24 новые границы после СССР, 24 тыс км (из которых 11 - российские)

Проблемы: прозрачность и демаркация границ; не до конца демилитаризация, территориальный фактор переплетён с этническим, представительство в госструктурах этнических меньшинств, язык и образование

 

- Киргизия-Узбекистан

Беспорядки на юге Кыргызстана в 2010 году — межэтнические столкновения между киргизами и узбеками, вспыхнувшие 10-15 июня 2010 года в городе Ош. Давние противоречия между узбеками и киргизами обострились в результате образования политического вакуума, вызванного революционной ситуацией.

 

- Узбекистан-Таджикистан

Главным яблоком раздора между Узбекистаном и Таджикистаном принято считать намерение таджикской стороны построить Рогунскую ГЭС на реке Вахш, притоке Амударьи. Решение возобновить строительство электростанции, план которой разрабатывался ещё в советское время, было принято в начале 2000-х годов.

Ещё в 2000 году Узбекистан заминировал горные участки границы с Таджикистаном для предотвращения проникновения на свою территорию боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Причём карту заминированных участков узбекская сторона предоставить отказалась. На противопехотных минах подорвались уже сотни мирных жителей. В том же году по инициативе Узбекистана в нарушение соглашений СНГ между двумя странами был введён визовый режим.

 

- Казахстан - уйгуры и немцы

- Туркменистан - курды

- Узбекистан - корейцы

 

- Таджикистан - гражданская война и Бадахшанский сепаратизм

Гражданская война в Таджикистане — вооружённый межклановый внутриэтнический конфликт в Таджикистане между сторонниками центральной власти и различными группировками в лице Объединённой таджикской оппозиции, последовавший за провозглашением независимости страны в результате распада СССР (1992—1997). Наиболее ожесточённое противостояние происходило с конца августа 1992 года по июль 1993 года, когда страна была фактически разделена на две части. С лета 1993 года интенсивность конфликта пошла на спад, хотя отдельные стычки продолжались до примирения противоборствующих сторон 27 июня 1997 года.

 

- Грузия - турки-месхетинцы (бежали в Россию, оттуда - в США)

 

 

24. Международные конфликты в Северной Африке.

 

- Алжир (1991-2002)

Война началась в дек. 1991 г., оппозиц. Ислам. фронт спасения стал популярен среди населения, и правящая партия Фронт национального освобождения, опасаясь поражения, отменила 2 тур выборов в Национальную Ассамблею. Власть в стране взяли военные, президент Шадли Бенджедид 11 янв. 1992 г. был смещён. Дальше - противостояние военных и исламистов вплоть до 2005 г.

 

- Судан (1983-2005)

2я гражд. война в Судане — война арабов Судана против неараб. народов Юга, длившаяся 22 г. и сопровождавшаяся актами геноцида, массовыми убийствами и изгнаниями мирного населения. В 2002 г. начался мирный процесс, завершившийся в янв. 2005 подписанием Найвашского мир. согл. 9—15 янв. 2011 года в Юж Судане прошёл запланированный референдум о независимости. В ходе плебисцита 98,8 % высказались за независимость, которая была провозглашена 9 июля 2011 г. Сев Судан признал Юг днём ранее. Сложности в установлении границы между двумя странами привели к началу вооружённых столкновений в Юж Кордофане (2011) и к пограничному конфликту (2012) между Суданом и Юж Суданом.

 

- Западная Сахара (1975-1991)

18 ноября 1975 года Испания вывела свою администрацию и подписала Мадридские соглашения, после чего Марокко и Мавритания поделили территорию между собой. Мавритания позже вывела свои войска из Западной Сахары и отказалась от территориальных притязаний на неё. 27 февраля 1976 года Фронт Полисарио, ведущий партизанскую войну против марокканских войск при поддержке Алжира, провозгласил Западную Сахару независимым государством под названием Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). В настоящее время независимость САДР признали 60 государств-членов ООН. На июль 2014 года в зоне конфликта поддерживается режим прекращения огня. Соглашения 1991 года предусматривали проведение в Западной Сахаре референдума по вопросу о независимости, однако возникла неясность с избирательными правами населения страны. Референдум постоянно откладывался, и его перспектива до сих пор остаётся неясной. В Западной Сахаре по-прежнему находятся военные силы Марокко и ПОЛИСАРИО; таким образом, конфликт окончательно не урегулирован. Фронт ПОЛИСАРИО несколько раз заявлял о готовности

возобновить боевые действия, если возникнет такая необходимость.

 

- Конфликт в Магрибе (с 2002 года)

В Алжире, Мавритании и Марокко, а также в Мали, Нигере, Тунисе и Чаде — вооружённое противостояние между официальными властями, поддерживаемыми США и ЕС, и салафитскими террористическими группировками, поддерживаемыми Катаром.

 

В Северной Африке в целом конфликтов значительно меньше, поскольку она отличается гораздо большим этническим единством. Народы этой части континента говорят на арабском языке, который уже послужил основой для консолидации таких крупных наций, как египтяне, тунисцы, алжирцы, марокканцы, ливийцы. То же относится и к религиозному составу населения Северной Африки, где фактически единственной религией был и остается ислам. Но, несмотря на это, конфликтные ситуации имеют место и здесь.

В качестве главного очага продолжительных вооруженных конфликтов можно привести Судан, где существуют два конфликтных района, возникших преимущественно на этноконфессиональной основе. Первый из них – Южный Судан, где освободительная армия местного негроидного населения уже давно ведет борьбу за независимость с националистически настроенными арабскими исламскими фундаменталистами, находящимися у власти в этой стране. Второй конфликтный район возник в 2003 г. в районе Дарфур на западе страны. Этот район населяют различные народности, но в принципе их можно объединить в две группы – чернокожих африканцев-земледельцев и арабских племен, занимающихся скотоводством. Эти две группы уже давно ведут между собой борьбу за земельные и водные ресурсы, к которым недавно добавилась борьба за доходы от открытых здесь больших запасов нефти. Центральное правительство в Хартуме, опираясь на вооруженные арабские отряды в Дарфуре, начало проводить этнические чистки, приведшие к немалым людским потерям и заставившие более 1 млн местных жителей искать убежища в соседнем Чаде. Все это привело к серьезному гуманитарному кризису. Несмотря на вмешательство Совета Безопасности ООН, Евросоюза, Африканского союза, конфликт в Дарфуре пока не преодолен. В качестве примера внутриполитических конфликтов можно привести террористическую деятельность исламских экстремистов в Алжире и Египте против светских форм государственности. А примером острого внешнеполитического конфликта может служить ситуация вокруг Сахарской Арабской Демократической Республики, о которой уже говорилось.

25. Международные конфликты в Африке южнее Сахары

 

- Эфиопия (1974-1991)

Гражданская война в Эфиопии началась 12 сентября 1974 года, после того как Временный военно-административный совет (Дерг) устроил государственный переворот и сместил императора Хайле Селассие I. Война продолжалась до мая 1991 года, когда Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН) и другие вооружённые группировки свергли правительство Менгисту Хайле Мариама. Примечательно, что во время войны и центральное правительство, и большинство повстанческих движений (в основном сепаратистских и автономистских) провозглашали коммунистическую и марксистскую ориентацию.

 

- Ангола (1975-2002)

Крупный вооружённый конфликт на территории Анголы между тремя соперничающими группировками: МПЛА, ФНЛА и УНИТА. Война началась в 1975 году после завершения войны за независимость Анголы и продолжалась до 2002 года.

 

- Мозамбик (1976-1992)

25 апреля 1974 года диктаторский режим в Португалии был свергнут. Пришедшие к власти в Португалии «левые» предоставили колониям независимость, однако процесс политического оформления этого решения был отмечен большими недочетами, результатом чего стало водворение во всех трех африканских колониях однопартийных политических систем. В Мозамбике руководящей партией стала ФРЕЛИМО, которая провозгласила курс на строительство социализма и сотрудничество с СССР. Однако у неё было немало противников, самым крупным центром притяжения которых стало Мозамбикское национальное сопротивление (МНС, известное более по своему португалоязычному акрониму РЕНАМО), которое вело партизанскую борьбу против правительства в северных и центральных провинциях страны и пользовалось поддержкой сперва Родезии, а потом ЮАР.

 

- Сьерра-Леоне (1991-2002)

Гражданская война в Сьерра-Леоне — вооружённый конфликт в Сьерра-Леоне между силами центрального правительства и Объединённого революционного фронта. Война продолжалась 11 лет, в течение которых не раз менялось правительство страны, в неё вводились военные контингенты других государств, появлялись новые повстанческие группировки. По итогам мирного договора главой страны стал ставленник центра Ахмед Кабба; не сумевшие захватить столицу мятежники получили 4 министерских кресла и амнистию.

 

- Бурунди (1993-2005)

Гражданская война в Бурунди (21 октября 1993 года — август 2005 года) — вооружённый конфликт между этническими группами тутси и хуту. Конфликт вспыхнул после первых в стране со времён получения независимости от Бельгии в 1962 году многопартийных выборов и формально завершился лишь со вступлением в должность президента Пьера Нкурунзизы в августе 2005 года. В войне погибло порядка 300 тыс. человек.

 

- Сомали (с 1988)

Многосторонний вооружённый конфликт, начавшийся с борьбы против диктатуры Мохамеда Сиада Барре и приведший к распаду государства и межклановой войне. Одновременно в конфликт были вовлечены вооружённые силы США и миротворцы ООН. С 2006 года гражданская война развернулась между центральным сомалийским правительством и исламистами из Союза исламских судов. Усиление исламских судов и поражения правительственных войск вынудило Эфиопию направить свои войска в соседнюю страну. После вторжения эфиопской армии в Сомали исламисты были свергнуты, после чего конфликт перешёл в стадию партизанской войны. В 2011—2012 годах по инициативе Кении силами миротворческого контингента АМИСОМ (при поддержке эфиопской армии) была проведена довольно успешная операция против исламистов.

 

40 % всей протяженности государственных границ здесь вообще не демаркированы; 44 % их проведены по параллелям и меридианам, 30 % – по дугообразным и кривым линиям и только 26 % – по естественным рубежам, отчасти совпадающим с этническими.

Здесь до сих пор продолжается масштабное геополитическое переустройство, в условиях которого не может быть и речи о каком-либо повышении уровня безопасности в данном регионе. Тяжелейшее экономическое положение и острая нехватка финансов только усугубляют сложившееся положение.

Здесь процветают контрабанда, нелегальные поставки оружия и наркотиков, которые еще больше усугубляют и так довольно сложную криминогенную обстановку в регионе. К тому же все это происходит на фоне чрезвычайно высокого прироста населения, а также никем не контролируемой миграции.

26. Международные конфликты в Южной и Юго-Восточной Азии.

 

 

- Индия и Пакистан - карликовые ядерные страны - Джамму и Кашмир (с 1947)

- Индия и Китай - Аксай-Чин и Аруначал-Прадеш в Тибете (1962, 1967 - Натула и Чола)

Неурегулированность вопроса о начертании линии границы между бывшей Британской Индией и Тибетом. Спорными считались два участка. Один из них, площадью 518 км², помещается в северо-восточной части Кашмира, известной также как Аксай-Чин. Второй спорный район помещается в северной части современного штата Аруначал-Прадеш, занимает территорию 82,88 тыс. км² вдоль участка границы примерно 700 км длиной.

 

- Шри-Ланка (1983-2009) - бенгальцы угнетают тамилов

Гражданская война на Шри-Ланке — вооружённый конфликт между центральным правительством Шри-Ланки и военизированным движением «Тигры освобождения Тамил Илама». Боевые действия с перерывами продолжались с 1983 по 2009 год и унесли не менее 80 тыс. жизней.

27. Посредничество: официальное и неофициальное, их возможности и ограничения.

 

Посредничество — в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

 

Посредничество — это оказание субъектом (субъектами) услуг двум или более сторонам, при этом субъект (субъекты) выполняет роль третьей стороны. Субъектом может быть как юридическое (в общем случае организация) так и физическое лицо.

Посредничество как примирительная процедура — способ урегулирования спорной ситуации с участием третьей нейтральной стороны.

 

Цели обращения к примирительной процедуре могут быть самыми разными, одна из них — осознанная необходимость найти взаимоприемлемое для всех сторон решение и сохранить дальнейшее сотрудничество сторон.

 

Выдвижение посредником определённых предложений как базы для переговоров и урегулирования споров отличает посредничество от простого содействия или «добрых услуг» (государство, оказывающее «добрые услуги», участия в самих переговорах или в рассмотрении спора по существу не принимает).

 

Процедура посредничества регламентирована Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 и Уставом ООН (ст. 33). Согласно Уставу ООН, конвенциям и существующей практике, посредник может выступать по просьбе спорящих сторон, по собственной инициативе либо по почину держав, не причастных к спору.

 

В практике СССР известны случаи, когда Советское правительство принимало посредничество других государств или само выступало посредником. Например, в 1945 СССР согласился на посредничество временного французского правительства в переговорах со Швейцарией о положении интернированных во время войны.

 

Виды:

- испрашиваемое (при урегулировании намибийской проблемы Ангола, ЮАР и Куба обратились за помощью к СССР и США) и предлагаемое (в конфликте 1979—1980гг. между США и Ираном в связи с захватом американских заложников было принято посредничество Алжира)

- договорное и фактическое

- постоянное и временное (временным можно поручать конкретные задачи, и они будут сменять друг друга, но это нарушает преемственность)

- одностороннее и многостороннее (например, если несколько, но в отличие от временных могут действовать одновременно)

- персональное (ниже влияние, но альтернативные каналы коммуникации и привлечение общественного мнения) и деперсонализированное

- формальное (за посредником закреплен статус посредника, который признают все стороны, участвующие в переговорах) и неформальное (в некоторых случаях стороны просто не видят в этом необходимости, и лицо или группа лиц, государства и организации выполняют посреднические функции, не имея на то формального статуса посредника; неформальный посредник согласовывает предложения)

Примером неформального посредничества может служить деятельность нейтральных и неприсоединившихся стран по подготовке и уточнению компромиссных предложений на ряде форумов СБСЕ: эти страны тем не менее оставались такими же участниками переговоров, как и остальные государства. Другой пример — Кэмп-Дэвид между премьер-министром Израиля М. Бегином и президентом Египта А. Садатом. Правда, некоторые исследователи, в частности Л. Крисберг, определяют подобную активность как «квазипосредничество»).

- официальное (в роли посредника выступают государства или межправительственные организации) и неофициальное (т.н. "второе направление дипломатии" - общественные организации, движения, академические круги, частные лица).

Примером неофициального посредничества может служит деятельность Картеровской Программы по международным переговорам ('The Carter's International Negotiation Network' — INN). Так, только за 1992—1993гг. в рамках этой Программы был проведен целый ряд консультаций и переговоров по урегулированию конфликтов в Африке, Азии, Европе, Центральной Америке.

Важной характеристикой деятельности неофициального посредника, позволяющей ему в ряде случаев действовать более эффективно, чем его официальному коллеге, является то, что он не отвечает за политику конкретного государства, хотя и может являться его гражданином. В последнее время неофициальное посредничество становится довольно распространенным, что связано, с одной стороны, с увеличением количества неправительственных организаций и ростом их влияния, с другой стороны — с ориентацией этого вида посредничества в значительной мере на общественное сознание. Именно оно часто остается вне сферы влияния при официальном посредничестве. Кроме того, иногда конфликтующие стороны больше доверяют частным лицам или общественным организациям как более нейтральным, по их мнению, посредникам.

Среди мотивов, по которым неофициальный посредник подключается к урегулированию конфликта, Дж. Беркович в качестве наиболее распространенных называет следующие:

• желание уменьшить напряжение и разрешить конфликт мирными средствами;

• стремление использовать предоставленную возможность для наблюдения и анализа конфликта;

• стремление сблизиться с политическими лидерами конфликтующих сторон;

• желание на практике проверить ряд собственных идей по урегулированию конфликта;

• стремление внедрить собственные идеи по урегулированию и тем самым упрочить или поднять свой профессиональный статус.

Нередко официальный и неофициальный виды посредничества используются параллельно. Неофициальный посреднический канал в меньшей степени обязывает лидеров конфликтующих сторон, поэтому он выбирается, как правило, в наиболее сложных ситуациях.

 

 

28. Роль ООН и ОБСЕ в урегулировании международных конфликтов.

 

Устав ООН - м/н следственные комиссии на основе соглашений между конфликтующими сторонами расследуют обстоятельства возникновения инцидента (без определения степени вины и ответственности) и ищут компромисс

М/н инстанция может рассматривать конфликты в политическом и юридическом порядке

Ст. 85 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями - примирительные комиссии, если консультации не решают споры, комиссии дают толкования фактам и дают рекомендации по разрешению конфликтов

Уставные документы и м/н-правовые акты общего порядка фиксируют положения разрешения конфликта: "Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать м/н миру и безопасности и о роли ООН в этой области" (1988), "Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания м/н мира и безопасности" (1991)

Обращение в СБ на ранней стадии - рекомендательный характер требований к нарушителю соблюдать нормы МП и к вмешивающимся не вмешиваться

Региональные наднациональные структуры - ЛАГ (ст. 4 Пакта 1945) - окончательность решения Совета Лиги для обратившихся

Палата Третейского суда в Гааге (с 1899) по Конвенции о мирном разрешении м/н столкновений (от 1907) - каждое государство-участник назначает 4-х судей, обратиться могут все (не только участники)

Ещё в Гааге есть Арбитражный суд

Международный Уголовный Суд (с 1998) по Римскому статуту - 193 подписали, 124 ратифицировали (Россия нет и в ноябре 2016 вышла)

Суд ООН - 1980 (США и Иран по захвату посольства, иск отозван после двустороннего соглашения), 1971 (по запросу СБ, ЮАР оккупировала Намибию), вопрос о принадлежности Западной Сахары (Марокко и Мавритания)

 

 

29. Миротворчество: основные принципы.

 

Миротворчество (глава 5 устава ООН) - действия, которые направляются с тем, чтобы мирными средствами склонить конфликтующие стороны к соглашению

Миротворчество - часть процесса политического урегулирования международного конфликта, обеспечивающая имплементацию м/н норм и соглашений

 

Форма миротворчества - специальный контингент с мандатом; СБ заключает со сторонами соглашения, определяющие мандат операции, формы посредничества и переговоров

(После 1956 - спец чрезвыч силы ООН в зону арабо-израил конфл)

 

Б.Б. Галли: превентивная дипломатия должна заключаться в установлении доверия, сборе информации, установлении фактов офиц и неофиц путём, превентивном разведении сил О(рганизацией)ОН, создании демилитаризованных зон

 

Миротворчество - виды по стадиям конфликта:

- поддержание мира - 2-я стадия - мониторинг; зоны, свободные от насилия; патрулирование; разоружение нелегальных вооружённых формирований

- навязывание мира - если стороны не готовы, угроза для самих миротворцев; навязанные решения непрочны

- комплекс миростроительства - 3-я стадия - примирение и реконструкция, возможны взрывы насилия

 

 

30. Триггерская роль внешнеполитических акторов.

 

Триггер - внешнее вмешательство (на любой стадии)

Буш в Ираке травил Хуссейна

 

Институт Санта-Фе - Стивен Манн - "Теория управляемого хаоса" (1992) - средства создания хаоса:

— содействие либеральной демократии;

— поддержка рыночных реформ;

— повышение жизненных стандартов у населения, прежде всего элит;

— вытеснение традиционных ценностей и идеологии.

+ падение на аттрактор (критическая ситуация)

 

Цветные революции — это технология осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в стране в условиях искусственно созданной политической нестабильности, предполагающие использование молодежного протестного движения в качестве основного инструмента политического шантажа действующей власти.

 

31. Феномен принуждения к миру.

 

Гуманитарные интервенции - усиление м/н влияния на насилие в отношении гражданского населения (особенно этнических и религиозных меньшинств):

- ввод войск в государство, где существует насилие в результате внутренних войн, повстанческих движений

- государство не может или не хочет => принцип невмешательства уступает принципу м/н защиты населения

- цель - предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации

Принцип ООН: время абсолютного и исключительного суверенитета прошло; государство - защитник безопасности населения, но если не справляется, м/н структуры летят со своей демократией (Б. Бузан: само государство может быть угрозой индивиду или меньшинству)

1990-е: Руанда, Гаити, Сомали, Босния и Герцеговина, Ирак

 

Военное вмешательство - при масштабных человеческих жертвах (геноцид, этнические чистки, неспособность государств исполнять свои функции, но много failed states)

Всегда проблема легитимности - в случае заявки выдают мандат ООН

Двойные стандарты: "защищают" население всегда там, где у золотого миллиарда есть геополитические и геоэкономические интересы

 

 

32. «Управление конфликтом»: понятие и стратегия. «Внутреннее» и «внешнее» управление.

 

Митчелл - автор концепции

 

Уровни управления:

- избегание - предотвращение конфликтной ситуации

- предупреждение негативных последствий

- разрешение - устранить причины и заключить соглашение

 

Структурные изменения как механизм управления конфликтом:

- введение федерализма

- введение региональной автономии

- реорганизация избират. сист. на дем. принципах (согласит. дем. - Швейцария)

 

Условия для позитивного результата:

- институционализация конфликта:

* признание

* установление чёткой процедуры урегулирования

* несовместимость сторон соответствует рамкам права => предсказуем. поведение

- как структурированы противоборствующие группы - есть ли организации и лидеры => возможность работать с конкретными субъектами

 

Необходимо вмешательство третьей, незаинтересованной стороны

Ральф Прендос - последствия внешнего вмешательства:

- обострение конфликта при вмешательстве со своими целями

- усиление конфликта в результате вмешательства заинтересованной стороны

- сдерживание конфликта благодаря вниманию международных структур

- примирение сторон благодаря посредничеству

- замещение конфликта - подмена предмета конфликта

 

Использование силы как средства нейтрализации - политика использования ВС (повсеместно США):

- размещение частей ВС

- получение собственных геополитических выгод

- оказание нажима на противоположную сторону и навязывание нужных политических решений

- недопущение эскалации конфликта

33. Ненасилие в конфликтах: теория и практика.

 

Толстой: непротивление злу насилием

 

Ганди (Мохандас Карамчанд): ненасилие является в такой же мере законом для людей, в какой насилие - законом для зверей (святой / агент британской разведки; в ЮАР пытался начать юридическую практику и столкнулся с дискриминацией по расовому признаку)

Философия ненасилия стала инструментом антиколониальной борьбы

 

Мартин Лютер Кинг - во второй половине 20 века

 

 

34. Природа насилия и его типология.

 

Конфликт приводит к милитаризации, культуре насилия (массовое появление смертников)

В основе насилия лежат стремления одних людей к господству и доминированию над другими, а также борьба за жизненные ресурсы, в том числе и за власть.

 

В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических имморальных травм. В широком – под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

 

Объяснения насилию:

- Биогенетическое объяснение человеческой агрессивности исходит из того, что человек от своих древних предков частично унаследовал (сохранил) характер дикого зверя (О. Шпенглер). Человек сочетает в себе унаследованную инстинктивную агрессивность и приобритенные в ходе эволюции культурные традиции (знания, нормы, ценности), которые являются механизмами самоограничения агрессивности (К. Лоренц).

- Психологическое направление объясняет человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, “необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя” (З. Фрейд).

- Экологическое объяснение агрессивности основывается на том, что индивид или социальная общность представляет собой самоорганизующуюся систему, которой для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности “необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы”.

- Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальными отношениями, существующими в обществе и в первую очередь борьбой людей за свое существование.

 

Мотивы:

- импульсивная жестокость как непосредственная реакция на ситуацию, обусловленная эмоциональной несдержанностью (например, неадекватная реакция на действия потерпевшего);

- инструментальная жестокость, используемая как средство достижения преступной цели (грабеж, изнасилование, устранение конкурента и т.д.);

- вынужденная жестокость как результат подчинения требованиям определенного субъекта, например, лидера группы, стремящегося создать обстановку круговой поруки;

- жестокость как результат групповой солидарности, реализующей стремление сохранить или повысить свой престиж в группе;

- жестокость как основной мотив и цель преступного поведения, обусловленная социально- психологическими свойствами личности, для которой насилие является не способом достижения цели, а самоцелью.

 

Типология насилия:

- по видам причиняемого ущерба - физическое, психическое…

- по формам воздействия - убийства, террор, изнасилование…

- по субъектам конфликтного взаимодействия - межличностные, групповые…

 

Норвежский социолог Д. Галтунг:

- Прямое насилие – непосредственное воздействие субъекта на объект (убийства, телесные повреждения, изгнание, задержание и т.д.).

- Структурное насилие – создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей (например, эксплуатация человека человеком в обществе):

* структурное насилие является естественным феноменом, потому что между социальными группами существуют определенные различия, прежде всего в позициях власти, которые отражаются в структуре социального взаимодействия;

* под структурным насилием понимается социальная несправедливость в смысле неравного распределения ресурсов и неравных жизненных шансов;

* в категорию структурного насилия попадают только те явления, которых можно было бы объективно избежать;

* структурное насилие, как правило, является следствием недальновидных политических решений.

Основой структурного насилия является прежде всего неравный обмен, в результате которого верхние социальные слои получают значительно больше благ и возможностей, чем остальные. Таковы например, российские политические реформы 90-х годов. Разгосударствление собственности было проведено таким образом, что практически вся она оказалась в руках весьма незначительной группы лиц, имевших доступ к власти или распоряжению различными материальными ресурсами. При этом прямого насилия было не так много. Почти все осуществлялось в рамках законов о приватизации. То есть фактически сами социальные структуры (институты) власти и управления крупными предприятиями оказались невольным источником обогащения одних групп и обнищания других. И дело не в том, что сами структуры были плохи, а в том, как они использовались.

Структурное насилие опасно тем, что оно, как правило, не осознается именно как насилие, причем ни одной, ни другой из противостоящих сторон. Неравное распределение благ обычно подается как игры стихийных рыночных сил, неравенство в реализации жизненных шансов списывается на различия в способностях, а манипулирование сознанием прикрывается свободой слова. Структурное насилие зачастую бывает повинно и в том, что провоцирует уже прямое насилие как со стороны власть имущих, способных мобилизовать государственный репрессивный аппарат для проталкивания своих интересов, так и со стороны “ущемленных ” групп, время от времени устраивающих социальные беспорядки.

- Д. Галтунг исследовал также такой тип насилия, как «культурное насилие», под которым он понимает «любой аспект культуры, который может использоваться для легализации насилия в его прямой и структурной форме».

 

35. Роль негосударственных акторов в урегулировании международных конфликтов.

 

Негосударственные акторы международных отношений, «акторы вне суверенитета»: транснациональные корпорации, международные неправительственные организации и фонды, национальные и религиозные движения, трансграничные политические партии (такие как Коминтерн, БААС) и др. Они и выступают в международном конфликте в роли субъектов - активной стороны, способной создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход и течение международного конфликта в зависимости от своих интересов.

 

Переход от ситуации риска, свойственной периоду холодной войны, к ситуации сомнения. Так как зачастую поведение новых акторов (таких как религиозные движения, ТНК, политические объединения), способных оказывать непосредственное влияние на ход событий без оглядки на национальные правительства, непредсказуемо и не всегда ясно. В результате в систему МО внесена теперь большая неуверенность, порожденная чрезвычайно широкой палитрой интересов, стремлений и целей. Такое активное участие негосударственных акторов в современных конфли



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: