Что такое Проект
Проект – это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели.
Научно-исследовательский проект
Научно-исследовательский проект направлен на решение актуальных практических и теоретических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. Характерными особенностями научно-исследовательского проекта являются новизна и актуальность поставленной цели, сложность решаемых задач.
(исследовательские проекты - по своему характеру напоминают научное исследование, подчиняются его логике и включают в себя: определение актуальности и степени разработанности проблемы, объекта и предмета, цели исследования, гипотезы, задачи, методологии и методики изучения проблемы; сбор и анализ информации, проведение эксперимента, разработку практических рекомендаций и т.д.Проекты данного вида чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования;)
Научно-исследовательский проект состоит из нескольких частей, которые соответствуют этапам работы исследователей. На первом этапе необходимо сформулировать и обосновать научную тему, провести предварительные теоретические исследования, оценить затраты на исследовательские работы и оценить предполагаемую эффективность.
Содержание научно-исследовательского проекта, соответствующего первому этапу, включает:
1. Описание фундаментальной научной области, ее достижений и открытий, используемых для решений прикладных задач.
2. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка научных целей. Описание конкретных прикладных задач, которые должны быть решены. Определение ожидаемых научных результатов и области их использования.
3. Обзор достигнутых к настоящему времени результатов (научного задела), имеющихся в данной области. Сравнение ожидаемых результатов с достигнутым мировым уровнем.
4. Выбор методики проведения исследований. Составление планов исследований.
5. Выбор необходимого оборудования, инструментов и материалов. Определение целесообразности приобретения патентов и лицензий. Составление сметы затрат.
6. Оценка предполагаемого экономического эффекта.
7. Приложения. Например, списки научных публикаций по данной теме, научно-технических отчетов, аннотации литературных источников. Эта часть проекта является технико-экономическим обоснованием (ТЭО), которое должно быть утверждено руководством организации и вышестоящими органами.
После утверждения ТЭО и выделения ресурсов на проведение научных исследований приступают ко второму этапу подготовительных работ. При этом разрабатываются методические указания на проведение исследований, в которых конкретизируются цели и задачи исследования, уточняются и детализируются его методы и планы, решаются вопросы материально-технического обеспечения, стандартизации и метрологии.
На третьем этапе выполняются запланированные исследования, после чего проводится анализ полученных результатов. В результате анализа подтверждаются или опровергаются гипотезы, уточняются теоретические модели. В итоге формулируются научно – технические и производственные выводы и составляется заключительная часть проекта – научно-технический отчет. Полученные результаты исследований используются на фазе «Разработка» для создания технического проекта инновации.
Этапы работы над проектом
Организацию работы над проектом в сжатом виде можно разбить на семь этапов:
Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить.
Этап 2-й, организация групп для работы над проектом.
Этап 3-й, планирование работы над проектом. На данном этапе определяются:
- возможные источники информации;
- способы сбора и анализа информации;
- способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т.д.);
- критерии оценки продукта;
- обязанности участников проектной группы.
Этап 4-й, поиск и сбор информации. На этом этапе организуется исследовательская деятельность студентов в соответствии с планом. Основное требование – наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ информации, эксперимент и т.д.).
Этап 5-й, анализ информации. На этом этапе осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта.
Этап 6-й, оформление и представление проекта. Способы оформления результатов учебного проектирования зависят от его вида и могут быть разными: письменный отчет, издание практических рекомендаций (компьютерный вариант), изготовление макета, технического устройства и т.д.
Этап 7-й, анализ и оценка результатов работы над проектом. Данный этап обязательно должен включать в себя:
- групповую рефлексию авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности;
- анализ и оценку качества проекта другими студентами, экспертами, преподавателем.
Таким образом, задачами куратора проекта становятся компетентное системное руководство студентами, оказание им поддержки на всех этапах работы:
- в выборе темы проекта и в формулировании проблемы исследования,
- овладении исследовательскими умениями и навыками,
- поиске источников информации.
В задачи преподавателя входят также координация всего процесса работы над проектом, осуществление обратной связи, коррекция поисковой деятельности студентов, организация итогового обсуждения.
Инициирующий | |
Анализ, диагностика и оценка текущего состояния объекта проектирования, выявление в нем имеющихся недостатков, противоречий. Анализ научных исследований, теоретическое обоснование заданной проблемы. Ресурсное обеспечение проектировщиков (определение пространственно-временных показателей, материально-техническое обеспечение, распределение прав и обязанностей). Результат: обоснование необходимости проектирования, создание наилучших условий и информационно-материального ресурсного обеспечения. | Поиск или формирование проблемы, которую необходимо решить. Организация творческих групп для работы над проектом. |
Основополагающий | |
Уяснение целей проектирования. Прогнозирование вариантов и вероятностей достижения цели. Установление границ проектирования. Концептуализация проектного замысла. Оформление целостной программы проектирования. Планирование. Определение процедур текущего контроля. Результат: создание проекта, представленного в особом документе (концепция, модель, программа, план). | Планирование работы над проектом. Поиск и сбор информации. Анализ информации. Оформление и представление проекта. |
Прагматический и заключительный | |
Определение путей реализации проекта. Апробация проекта. Самооценка полученного проекта и качественных результатов его экспериментальной апробации. Независимая экспертная оценка эффективности проекта. Критическая рефлексия возникших трудностей, перепроектировка, коррекция, оптимизация проекта. | Анализ и оценка результатов работы над проектом. |