Расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.




В общем случае пособие по уходу за ребенком исчисляется по следующему алгоритму:

1) расчетный период включает 2 календарных года, предшествующие году наступления отпуска по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон N 255-ФЗ);

2) средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка (суммы выплат, включенных в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ) за расчетный период на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ);

3) среднемесячный заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (п. 23 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, далее - Постановление N 375);

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком составляет 40% среднего заработка (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", далее - Закон N 81-ФЗ).

 

Особые правила

 

В случае если в расчетном периоде застрахованное лицо не имело заработка, а также в случае, если база для начисления страховых взносов в ФСС РФ в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, пособия по уходу за ребенком исчисляются из базовой суммы, равной минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, умноженной на 24 (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

В таких случаях ежемесячное пособие по уходу за ребенком определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая (для лиц, работающих на момент наступления страхового случая на условиях неполного рабочего времени, - пропорционально продолжительности рабочего времени). При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (п. 23 Постановления N 375).

В любом случае размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть меньше минимального (ст. ст. 4.2, 15 Закона N 81-ФЗ).

 

Пример 1.7. В расчетном периоде 2014 - 2015 гг. работнице начислено выплат, включенных в базу для исчисления страховых взносов в ФСС РФ, - 140 000 руб., что меньше 24 МРОТ.

Вариант 1 - работнице предоставлен отпуск по уходу за первым ребенком с 30 июня 2016 г.

Поскольку размер фактически начисленных работнице выплат менее 24 МРОТ, применяются особые правила расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком:

6204 руб. x 40% = 2481,60 руб.

Полученный размер пособия меньше минимального, поэтому пособие назначается в размере 2908,62 руб.

В связи с увеличением МРОТ с 1 июля 2016 г. размер пособия не пересчитывается. Пособие может быть увеличено только в результате индексации в 2017 г.

Вариант 2 - работнице предоставлен отпуск по уходу за первым ребенком в июле 2016 г.

Поскольку размер фактически начисленных работнице выплат менее 24 МРОТ, применяются особые правила расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком:

7500 руб. x 40% = 3000 руб.

Полученный размер пособия больше минимального (2908,62 руб.), поэтому пособие назначается в размере 3000 руб.

 

1.7.4. Другие пособия

 

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, составляет:

- если отпуск по беременности и родам предоставлен до 1 февраля 2016 г. - 543,67 руб.;

- если отпуск по беременности и родам предоставлен после 1 февраля 2016 г. - 581,73 руб.

Единовременное пособие при рождении ребенка составляет:

- если дата рождения ребенка до 1 февраля 2016 г. - 14 497,80 руб.;

- если дата рождения ребенка после 1 февраля 2016 г. - 15 512,65 руб.

Стоимость гарантированного перечня услуг по погребению и предельный размер социального пособия на погребение - 5277,28 руб.

 

1.8. Бухгалтерский учет

 

1.8.1. Новые возможности для малых предприятий и НКО

 

Пунктом 4 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" ряду организаций предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - упрощенные способы учета).

Упрощенные способы учета вправе применять субъекты малого предпринимательства <*> и некоммерческие организации (за исключением организаций, указанных в п. 5 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" <**>).

--------------------------------

<*> Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства рассмотрены на с. 475.

<**> Согласно п. 5 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" упрощенные способы не вправе применять:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации государственного сектора;

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.

 

В 2016 г. у бухгалтеров таких организаций появились дополнительные возможности еще больше упростить ведение бухгалтерского учета. Они появились благодаря изменениям, внесенным в отдельные ПБУ Приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н.

 

Внимание! В 2016 г. расширился перечень упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.

 

Приведенная ниже таблица 1.4 поможет вам оценить новые возможности, предоставляемые законодательством о бухучете, и учесть их при формировании своей учетной политики.

 

Таблица 1.4

 

Новые упрощенные способы бухучета

 

Элемент учетной политики Общий порядок Упрощенный способ
     
Материально-производственные запасы (МПЗ), ПБУ 5/01
Оценка МПЗ По фактической себестоимости, которая определяется как сумма фактических затрат на приобретение По цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 13.1)
Признание стоимости МПЗ и других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности По мере фактического использования В полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Этот способ без каких-либо ограничений могут применять микропредприятия <1>. Остальные организации могут его применять при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ (п. 13.2) <2>
Признание расходов на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд Признаются в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.3) <3>
Создание резерва под снижение стоимости МПЗ Создается в конце года при наличии МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость и (или) стоимость продажи которых снизилась Резерв не создается (п. 25)
Основные средства (ОС), ПБУ 6/01
Определение первоначальной стоимости ОС Первоначальная стоимость - сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) При их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене). При их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 8.1)
Начисление амортизации по всем ОС В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы Единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией (п. 19)
Начисление амортизации по производственному и хозяйственному инвентарю <4> Единовременно в размере первоначальной стоимости при их принятии к бухгалтерскому учету (п. 19) <5>
Расходы на НИОКР, ПБУ 17/02
Списание расходов на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности В течение ожидаемого срока использования результатов работ, но не более 5 лет В полной сумме по мере их осуществления (п. 14)
Нематериальные активы (НМА), ПБУ 14/2007
Признание расходов на приобретение НМА Формируют первоначальную стоимость НМА и списываются в состав расходов путем начисления амортизации Признаются в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1) <6>

 

--------------------------------

<1> Критерии отнесения организаций к микропредприятиям рассмотрены на с. 476.

<2> При применении данного упрощенного способа стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, другими в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (других счетах учета затрат на производство), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 "Прибыли или убытки" (в дебет счета 90 "Продажи" - при использовании такого счета). При применении данного упрощенного способа в бухгалтерском учете и отчетности информация об остатках МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции) не формируется и не отражается (Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3).

<3> При применении данного упрощенного способа расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (или 26 "Общехозяйственные расходы") и кредиту счетов учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления расходов. Данный способ учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка указанных МПЗ (Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3).

<4> Имеются в виду объекты, включенные в подраздел "Инвентарь производственный и хозяйственный" Общероссийского классификатора основных фондов (код 16 0000000 по ОКОФ ОК013-94), в частности ковры, сейфы, бытовые приборы (холодильники, электрочайники, кофемашины, кондиционеры, вентиляторы и т.п.), мебель, часы, спортивный инвентарь.

Обратите внимание! С 1 января 2017 г. вступает в силу новый ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Согласно новому Классификатору хозяйственный инвентарь (т.е. предметы, непосредственно не используемые в производственном процессе), а также производственный инвентарь (т.е. предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям) включены в группировку "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты" ОКОФ (код 330.00.00.00.000).

<5> При применении данного упрощенного способа сумма начисленной амортизации по указанным объектам в размере 100% их первоначальной стоимости отражается по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в том же отчетном периоде, в котором объект принят к бухгалтерскому учету. При этом объект не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования) (Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3).

<6> При применении данного упрощенного способа признание указанных расходов отражается по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) и кредиту счетов учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др. Данный способ не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье "Нематериальные активы" (Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3).

 

Порядок применения новых упрощенных способов разъяснен в Информационном сообщении Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3.

Согласно разъяснениям Минфина России, решение о применении упрощенных способов, предусмотренных Приказом N 64н, принимается организацией самостоятельно. Вы можете самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять, а какие - нет (вне зависимости от применения других упрощенных способов).

Выбор отдельных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов (в том числе применяемого режима налогообложения).

 

Примечание. Упрощенные способы из числа новых, введенных Приказом N 64н, можно при желании применять с 2016 г., внеся соответствующие изменения в бухгалтерскую учетную политику.

 

При этом имейте в виду, что изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Поэтому при внесении в середине года изменений в учетную политику на 2016 г. в связи с появлением новых упрощенных способов, предусмотренных Приказом N 64н, может возникнуть необходимость в пересчете данных, отраженных в период с 1 января 2016 г. до даты внесения изменений в учетную политику.

 

1.8.2. Ответственность за нарушение правил бухучета

 

Федеральным законом от 30.03.2016 N 77-ФЗ изменен порядок привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности (изменения вступили в силу 10 апреля 2016 г.).

Как написано в Информационном сообщении Минфина России от 07.04.2016 N ИС-учет-1, основная цель изменений - повышение эффективности мер пресечения нарушений требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.

Законом N 77-ФЗ введена новая редакция ст. 15.11 и уточнена ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Что же изменилось?

Во-первых, увеличен размер штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету.

Штраф за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету налагается на должностных лиц организации. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ под должностными лицами понимаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники. При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Новые минимальный и максимальный размеры штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету теперь составляют соответственно 5000 и 10 000 руб. (ранее - 2000 и 3000 руб.).

В каждом конкретном случае размер штрафа устанавливает судья с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 КоАП).

Во-вторых, введено специальное наказание за повторное правонарушение.

Введено специальное наказание за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ. При этом повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Этот период длится со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения 1 года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

За повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету налагается административный штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация <*> на срок от 1 года до 2 лет.

--------------------------------

<*> Согласно ст. 3.11 КоАП дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать определенные руководящие должности (в том числе занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом).

 

В-третьих, введены дополнительные виды грубых нарушений требований к бухгалтерскому учету.

Перечень деяний, которые квалифицируются как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополнен следующими действиями, которые прямо запрещены Законом "О бухгалтерском учете":

- регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета <**>;

- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

--------------------------------

<**> Понятия мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета приведены в Законе "О бухгалтерском учете".

 

Кроме того, введена ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учета, подлежащих хранению в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете". Среди таких документов - первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае если проведение аудита этой отчетности является обязательным). При этом согласно Закону "О бухгалтерском учете" документы бухгалтерского учета подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года.

В-четвертых, увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ранее он составлял 3 месяца).

 

Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ 2016 ГОДА

 

2.1. Общие требования к годовой бухгалтерской отчетности

 

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регулируется Законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".

В общем случае годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает (п. 1 ст. 14 Закона "О бухгалтерском учете"):

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- приложения к балансу и отчету о финансовых результатах.

 

Обратите внимание! Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, даже если в соответствии с федеральными законами организация подлежит обязательному аудиту.

 

При составлении отчетности за 2016 г. применяются формы, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н).

Приказом N 66н утверждены следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

а) форма отчета об изменениях капитала;

б) форма отчета о движении денежных средств;

в) форма отчета о целевом использовании средств (входит в состав отчетности некоммерческих организаций).

Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее - пояснения) могут оформляться организацией в табличной и (или) текстовой формах (этот вопрос регулируется учетной политикой организации). Если пояснения оформляются в табличной форме, то организация может ориентироваться на форму, приведенную в Приложении N 3 к Приказу N 66н.

 

Обратите внимание! Формы отчетности, утвержденные Приказом N 66н, не являются рекомендуемыми (кроме примерной формы пояснений, приведенной в Приложении N 3 к Приказу N 66н).

Это значит, что из них нельзя исключать какие-либо строки по причине отсутствия соответствующих данных. Если у организации отсутствуют активы (обязательства, доходы, расходы и т.п.), данные о которых подлежат раскрытию в той или иной строке формы, то по этой строке просто ставится прочерк.

Если же возникает необходимость в детализации отдельных статей баланса или отчета о финансовых результатах, то организация вводит в формы, утвержденные Приказом N 66н, дополнительные строки.

 

Примечание. Утвержденные Приказом N 66н формы отчетности нельзя сокращать. Их можно лишь дополнять новыми строками в случае необходимости детализации отдельных статей.

 

В бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы "Наименование показателя" приводится графа "Код", в которой указываются коды показателей согласно Приложению N 4 к Приказу N 66н.

Если организация вводит в отчеты дополнительные строки (т.е. осуществляет детализацию (расшифровку) данных, отраженных в статьях отчетов), то эти строки кодировать не нужно.

Если организация сдает отчетность по упрощенной форме, показатели которой включают в себя несколько показателей стандартных форм (без детализации), то код каждой строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Например, предусмотрены упрощенные формы баланса и отчета о прибылях и убытках для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета <*>.

--------------------------------

<*> В соответствии п. 4 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие организации (за исключением организаций, указанных в п. 5 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете"):

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта "Сколково".

 

В упрощенной форме баланса актив состоит всего из пяти укрупненных строк, а пассив - из шести. Заполняя каждую строку, бухгалтеру необходимо проанализировать, из каких показателей складываются данные этой строки и какой из них имеет наибольший удельный вес (см. подробнее на с. 189).

В формах бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах предусмотрена специальная графа "Пояснения". В этой графе даются ссылки на пояснения, раскрывающие информацию о данных, отраженных по соответствующей статье баланса (отчета о финансовых результатах).

В этой связи еще раз отметим, что пояснениями (приложениями) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, а также пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, оформленные в табличной и (или) текстовой формах.

По общему правилу все формы бухгалтерской отчетности заполняются в тысячах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ - 384). Но организации, имеющие значительные активы, обороты продаж товаров, обязательств и т.д., могут заполнять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ - 385).

 

2.2. Бухгалтерская отчетность малого предприятия

 

Субъекты малого предпринимательства <**> имеют право представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде (п. 6 Приказа N 66н):

а) в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах можно указывать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), то есть можно использовать формы, приведенные в Приказе N 66н, без каких-либо дополнений;

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах можно указывать только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

--------------------------------

<**> Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Предельный размер дохода для субъектов малого предпринимательства составляет 800 млн руб. в год (без НДС) (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265), а предельная численность работников - 100 человек.

 

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (п. 6.1 Приказа N 66н). Они предусмотрены Приложением N 5 к Приказу N 66н.

Пункт 85 Положения по ведению бухгалтерского учета позволяет малым предприятиям ограничить объем годовой бухгалтерской отчетности только лишь балансом и отчетом о финансовых результатах.

Правомерность этого вывода подтверждается Письмом Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80.

В нем указано, что организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, не обязана включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (см. также п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности").

 

Примечание. Малое предприятие имеет право включить в состав годовой отчетности только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, составленные по упрощенной форме, предусмотренной Приложением N 5 к Приказу N 66н.

 

В случае необходимости пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в состав отчетности включается также приложение (оно оформляется в произвольной форме).

В приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения субъекта малого предпринимательства или финансовых результатов его деятельности. В частности, в приложении целесообразно раскрывать:

1) те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, учитывались ли наряду с текущим отложенный налог на прибыль, факты перспективного изменения учетной политики или перспективного пересчета при исправлении существенных ошибок и т.п. <*>;

2) информацию о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемую показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, о существенных операциях с собственниками (учредителями), таких как начисления и выплаты дивидендов, вклады в уставный капитал и т.п.

--------------------------------

<*> Эти вопросы регулируются учетной политикой малого предприятия (см. подробнее на с. 475).

 

Обратите внимание! Если организация потеряет статус малого предприятия <**>, ей придется составлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме. При этом, если раньше (в период сохранения статуса малого предприятия) отчетность составлялась в упрощенном виде, бухгалтер столкнется с определенными трудностями при заполнении показателей прошлых периодов.

--------------------------------

<**> О потере статуса малого предприятия см. с. 477.

 

Например, организация, являясь субъектом малого предпринимательства, за прошлый год отчет о движении денежных средств не составляла, а в текущем году организация утратила данный статус и обязана его представлять.

Естественный вопрос: должна ли организация составить данный отчет за прошлый год или можно просто проставить нули и в пояснениях указать, что эта форма за прошлый год, которая не заполнялась?

 

Увы, организации придется в такой ситуации составить отчет за прошлый год.

Ведь при формировании отчета о движении денежных средств за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года, независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

В соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за 2 года - отчетный и предшествующий отчетному.

ПБУ 4/99 устанавливает методические основы формирования бухгалтерской отчетности, обязательные для всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

Пункт 6 ПБУ 4/99 допускает отступление от установленных в нем правил, но только в исключительных случаях и только при условии, что применение этих правил не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Поэтому при отсутствии в отчете о движении денежных средств за отчетный год соответствующих показателей прошлого года отчетность организации не будет признана достоверной и полной.

 

2.3. Бухгалтерская отчетность организации, применяющей УСН

 

Действующий Закон "О бухгалтерском учете" обязывает все организации (в том числе и применяющие УСН) вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Соответственно, с 2013 г. все организации-"упрощенцы" должны вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую отчетность и представлять ее в налоговые органы и органы статистики в общеустановленном порядке.

При этом если организация, применяющая УСН, вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (см. с. 475), то она может составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам (см. с. 482).

 

2.4. Бухгалтерская отчетность простого товарищества

 

Согласно ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, ведет бухгалтерский учет операций простого товарищества на отдельном балансе. Показатели отдельного баланса простого товарищества в бухгалтерский баланс товарища, ведущего общие дела, не включаются.

При этом ни Закон "О бухгалтерском учете", ни Налоговый кодекс не обязывают товарища, ведущего общие дела, сдавать в налоговую инспекцию, помимо собственной отчетности, также и отдельный баланс простого товарищества.

Участник, ведущий общие дела, составляет и представляет участникам договора о совместной деятельности в порядке и сроки, установленные договором, информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации. А участники договора простого товарищества, являющиеся юридическими лицами, представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общеустановленном порядке с учетом финансовых результатов, полученных по договору простого товарищества.

Кроме того, ПБУ 20/03 обязывает организацию, являющуюся участником договора о совместной деятельности, раскрывать информацию о своем участии в совместной деятельности в своей бухгалтерской отчетности (в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах - см. подраздел 2.14.2.14).

Соответствующие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 08.12.2014 N 03-02-07/2/62783, которое доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС от 30.12.2014 N ГД-4-3/27197.

 

2.5. Порядок подписания годовой бухгалтерской отчетности

 

Закон "О бухгалтерском учете" не устанавливает порядок подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

Соответствующие разъяснения можно найти в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством Российской Федерации, или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономического субъекта.

При этом согласно п. 8 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Исходя из этого, в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта. При этом подпись руководителя экономического субъекта должна содержать дату подписания этого экземпляра.

Таким образом, бухгалтерская отчетность в обязательном порядке должна быть подписана руководителем организации.

Подпись главного бухгалтера на отчетности обязательной не является. В принципе достаточно одной подписи руководителя.

При этом ничто не мешает организации расширить перечень подписантов отчетности, включив в него, например, главного бухгалтера или финансового директора.

Если бухгалтерский учет ведется специализированной организацией, то отчетность может быть подписана работниками этой организации.

При этом в любом случае подпись руководителя организации должна присутствовать.

В то же время изложенные выше требования Закона "О бухгалтерском учете" не ограничивают пра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: