II. Панорама с выносками




16. Природа природствующая
и природа оприроденная

(NATURA NATURANS
ET NATURA NATURATA)

Кассирша ласково твердила:

— Зайдите, миленький, в барак,

Там вам покажут крокодила,

Там ползает японский рак.—

Но вдруг завыла дико пума,

Как будто грешники в аду,

И, озираяся угрюмо,

Сказал я тихо: «Не пойду!

Зачем искать зверей опасных,

Ревущих из багровой мглы,

Когда на вывесках прекрасных

Они так кротки и милы?»

 

Выноска первая

Скок, скок!

Лакированный ремешок

Крепче затяни,

Гермес!

Внизу, в тени —

Лес...

Дальше — моря,

С небом споря,

Голубеет рог чудес.

Следом

За Ганимедом

Спешит вестник,

А прыгун — прелестник —

Катит обруч палочкой,

Не думая об обрученьи,

Ни об ученьи.

Неужели ловкий бог,

Идол беременных жен,

Не мог

Догнать простого мальчика,

А пришел

Хохлатый орел

С гор?

Совка, совка, бровь не хмурь,

Не зови несносных бурь!

Как завидишь корабли

Из Халдейской из земли,

Позабудешь злую дурь!

 

Мечты пристыжают

Действительность

Есть ли что-нибудь нелепей,

Когда в комнатке убогой

От земных великолепий

Разбегаются глаза?

По следам науки строгой

Не излечит и Асклепий,

Если висельник двурогий

Заберется вам в глаза.

 

Комфортабельны покои,

Есть и выезд, и премьеры,

Телефоны и лифтбои,

Телеграммы, вечера.

Всех мастей и всякой меры,

То гурьбою, то их двое,

Молодые кавалеры

Коротают вечера.

 

Приглашенья и изданья

На веленевой бумаге,

От поклонников признанья,

Путешествия, моря,

Легкомысленной отваги

Мимолетные свиданья,—

И сверканья резвой влаги

Разливаются в моря...

 

Летний сад, надутый гений,

Бестолковый спутник Лева,

Иностранных отделений

Доморощенный Вольтер.

Грузно скачет Большакова...

От балетных сновидений

Впечатленья никакого,

Будто прав мосье Вольтер.

 

А поэмы, а романы,

Переписки, мемуары,—

Что же, это все обманы

И приснилось лишь во сне?

Поэтические пары —

Идиотские чурбаны?

И пожары и угары —

Это тоже все во сне?

 

Право, незачем портрету

Вылезать живьем из рамок.

Если сделал глупость эту,

Получилась чепуха.

Живописен дальний замок,—

Приближаться толку нету:

Ведь для дядек и для мамок

Всякий гений — чепуха.

 

 

Уединение питает страсти

 

Ау, Сергунька! серый скит осиротел.

Ау, Сергунька! тихий ангел пролетел.

Куда пойду, кому скажу свою печаль?

Начальным старцам сердца бедного не жаль,

Зайду в покоец — на постели тебя нет,

Зайду в борочек — на полянке тебя нет,

Спущуся к речке — и у речки тебя нет,

На том песочке потерялся милый след.

Взойду на клирос и читаю наобум.

Ударь в клепало, не отгонишь грешных дум.

Настань, страдовая пора.

Столбом завейся, мошкара!

Конопатка — матушка,

Батюшка — огонь,

Попали тела наши,

Души успокой!

Что стыдиться, что жалеть?

Раз ведь в жизни умереть.

Скидавай кафтан, Сережа.

Помогай нам, святый Боже!

Братья все дивуются,

Сестры все красуются,

И стоим мы посреди,

Как два отрока в печи,

Хороши и горячи.

Держись удобней, — никому уж не отдам.

За этот грех ответим пополам!

 

 

Выноска вторая

 

Дымок сладелый вьется,

На завесе — звезда.

Я знаю: друг мой милый

Потерян навсегда,

 

Один у нас заступник,

Он в длинном сюртуке,

Мешает тонкой палочкой

В грошовом котелке.

 

Заплачено за помощь

(Считал я) пять рублей,—

А сердце бьется верою

Быстрей и веселей.

 

Мяукает на печке

Какой-то пошлый кот.

Помощник остановится,

Отрет платочком пот...

 

И дальше зачитает.

Тоска, тоска, тоска!

Прозрачней с каждым словом

Сосновая доска.

 

Тошнотное круженье...

В руке пустой бокал...

За сердце я схватился —

И друга увидал.

 

Темные улицы рождают темные чувства

 

Не так, не так рождается любовь!

Вошла стареющая персиянка,

Держа в руках поддельный документ, —

И пронеслось в обычном кабинете

Восточным клектом сладостное: «Месть!»

А как неумолим твой легкий шаг,

О, кавалер умученных Жизелей!

Остановился у портьер... стоишь...

Трещит камин, затопленный весною.

Дыханье с той и с этой стороны

Непримиримо сталкивают искры...

Имагинация замкнула круг

И бешено спласталась в голове.

Уносится тайком чужой портфель,

Подносится отравленная роза,

И пузырьками булькает со дна

Возмездие тяжелым водолазом.

Следят за тактом мертвые глаза

И сумочку волною не качает...

Уйди, уйди, не проливалась кровь,

А та безумица давно далеко!

Не говор — шепот, эхо — не шаги...

Любовь сиротка, кто тебя калечил?

Кто выпивает кровь фарфорных лиц?

Благословение или заклятье

Исходит волнами от тонких рук?

Над девичьей постелью в изголовьи

Висит таинственный знакомый знак,

А колдовские сухожилья Винчи

Люциферически возносят тело,

И снова падают природой косной.

Где ты, весенняя, сквозная роща?

Где ты, неломленная дико бровь?

Скорей бежать из этих улиц темных:

Поверь, не там рождается любовь!

 

 

Добрые чувства побеждают

Время и пространство

 

Есть у меня вещица —

Подарок от друзей,

Кому она приснится,

Тот не сойдет с ума.

 

Безоблачным денечком

Я получил ее,

По гатям и по кочкам

С тех пор меня ведет.

 

Устану ли, вздремну ли

В неровном я пути,—

Уж руки протянули

Незримые друзья.

 

Предамся ль малодушным

Мечтаньям и тоске,—

Утешником послушным,

Что Моцарт запоет.

 

Меж тем она — не посох,

Не флейта, не кларнет,

Но взгляд очей раскосых

На ней запечатлен.

 

И дружба, и искусства,

И белый низкий зал,

Обещанные чувства

И верные друзья.

 

Пускай они в Париже,

Берлине или где,—

Любимее и ближе

Быть на земле нельзя.

 

А как та вещь зовется,

Я вам не назову,—

Вещунья разобьется

Сейчас же пополам.

 

 

Выноска третья

 

По веселому морю летит пароход,

Облака расступились, что мартовский лед,

И зеленая влага поката.

Кирпичом поначищены ручки кают,

И матросы все в белом сидят и поют,

И будить мне не хочется брата.

Ничего не осталось от прожитых дней...

Вижу: к морю купаться ведут лошадей,

Но не знаю заливу названья.

У конюших бока золотые, как рай,

И, играя, кричат пароходу: «Прощай!»

Да и я не скажу «до свиданья».

Не у чайки ли спросишь: «Летишь ты зачем?»

Скоро люди двухлетками станут совсем,

Заводною заскачет лошадка.

Ветер, ветер, летящий, плавучий простор,

Раздувает у брата упрямый вихор,—

И в душе моей пусто и сладко.

 

1926

Серебряный век
русской литературы

Курс, 2 семестр

Михаил КУЗМИН

III. Северный веер

 

Юр. Юркуну

 

24. * * *

 

— Слоновой кости страус поет:

Оледенелая Фелица! —

И лак, и лес, Виндзорский лед,

Китайский лебедь Бердсли снится.

Дощечек семь. Сомкни, не вей!

Не иней — букв совокупленье!

На пчельниках льняных полей

Голубоватое рожденье.

 

 

25. * * *

 

Персидская сирень! «Двенадцатая ночь».

Желтеет кожею водораздел желаний.

Сидит за прялкою придурковато дочь

И не идет она поить псаломских ланей.

Без звонка, через кухню, минуя швейцара,

Не один, не прямо, прямо и просто

И один,

Как заказное письмо

С точным адресом под расписку,

Вы пришли.

Я видел глазами (чем же?)

Очень белое лицо,

Светлые глаза,

Светлые волосы,

Высокий для лет рост.

Все было не так.

Я видел не глазами,

Не ушами я слышал:

От желтых обоев пело

Шекспировски плотное тело:

«За дело, лентяйка, за дело».

 

 

26. * * *

 

О, завтрак, чок! о, завтрак, чок!

Позолотись зимой, скачок!

Свист уличного мальчишки,

Румяных крыльев какая рань!

Луком улыбки уныло рань.

Холодный потик рюмку скрыл,

Иголкой в плечи — росточек крыл.

Апрель январский, Альбер, Альбер,

«Танец стрекоз», арена мер!

 

 

27. * * *

 

Невидимого шум мотора,

За поворотом сердце бьется.

Распирает муза капризную грудь.

В сферу удивленного взора

Алмазный Нью-Йорк берется

И океанский, горный, полевой путь.

Раскидав могильные обломки,

Готова заплакать от весны незнакомка,

Царица, не верящая своему царству,

Но храбро готовая покорить переулок

И поймать золотую пчелу.

Ломаны брови, ломаны руки,

Глаза ломаны.

Пупок то подымается, то опускается...

Жива! Жива! Здравствуй!

Недоверие, смелость,

Желание, робость,

Прелесть перворожденной Евы

Среди австралийских тростников,

Свист уличного мальчишки,

И ласточки, ласточки, ласточки.

 

 

28. * * *

 

Баржи затопили в Кронштадте,

Расстрелян каждый десятый,—

Юрочка, Юрочка мой.

Дай Бог, чтоб Вы были восьмой.

Казармы на затопленном взморье,

Прежний, я крикнул бы: «Люди!»

Теперь молюсь в подполье,

Думая о белом чуде.

 

 

29. * * *

 

На улице моторный фонарь

Днем. Свет без лучей

Казался нездешним рассветом.

Будто и теперь, как встарь,

Заблудился Орфей

Между зимой и летом.

Надеждинская стала лужайкой

С загробными анемонами в руке,

А Вы, маленький, идете с Файкой,

Заплетая ногами, вдалеке, вдалеке.

Собака в сумеречном зале

Лает, чтобы вас не ждали.

 

 

30. * * *

 

Двенадцать — вещее число,

А тридцать — Рубикон:

Оно носителю несло

Подземных звезд закон.

 

Раскройся, веер, плавно вей,

Пусти все планки в ход.

Животные земли, огней.

И воздуха, и вод.

 

Стихий четыре: север, юг,

И запад, и восток.

Корою твердой кроет друг

Живительный росток.

 

Быть может, в щедрые моря

Из лейки нежность лью,—

Возьми ее — она твоя.

Возьми и жизнь мою.

 

1925

IV. Пальцы дней

 

О. Черемшановой

 

Понедельник (луна)

 

Прикосновенье лунных пальцев...

Вставай, лунатик, в путь-дорогу.

Дорога — чище серебра,

Белеет Ева из ребра,

 

Произрастают звери, птицы,

Цветы сосут земную грудь.

Все, что свечой в субботу снится,

Ты можешь в небо окунуть.

 

Закладка. Радуга. Молебен.

Ковчег строгает старый Ной,

И день простой уже не беден —

Играет радостью иной.

 

В окошко зорю мирозданья

Пронзает школьникам петух.

О, первых почек клейкий дух,

О, раннее в росе свиданье!

 

 

Вторник (Марс)

 

Приземисто краснея, глаз

Траншеи тускло озаряет.

Какой неслыханный рассказ

Глухая пушка повторяет?

Висит туман янтарево,

Столбом тускнеет зарево,

Клокочет в колбе варево,

Из-за моря нам марево.

Свары, ссоры, Схватки, своры,

Шпоры, шоры

И барабан, барабан, барабан...

А люди тонки и стройны,

Неколебимы и высоки,

Как будто стеклами войны

Стекли бушующие соки.

Гляди в продольные глаза:

Не в сером вечере гроза,

Блестит каюта на востоке.

Когда вы сидели на кресле, я думал, я думал, я думал:

Зачем этот стон, эти ноги и ребра не могут прижаться,

Зачем не могу я погладить затылок, и плечи, и щеки,

Зачем не измерить, целуя, длину протянувшего тела,

Не вычерпать воду озер, где испуганно "да" рассмеялось?

И в город — начало конца — лазутчики тихо вползали.

 

 

Среда (Меркурий)

 

Меркурий, Меркурий,

Черных курей зарежем.

Рудокоп с ногами крылатыми,

Рулевой задумчиво-юный,

Ходок по морям и по небу,

Безбородый Никола,

Офеня небесный

Без брони, без пики архангел,

Шапка есть у тебя невидимка,

Посошок волшебный,

Учишь купцов торговать,

Корабельщиков плавать,

Поэтам нагоняешь сон,

Развязываешь воображенье,

Связываешь несвязуемое,

Изобретать ты учишь

Выходить из положения,

Отталкиваться от земли

И снова к ней прикасаться.

Покой тебе ненавистен,

Умершим ты даешь мудрость.

В любви ты учишь уловкам,

Ревности, нежности,

Ссорам и примиренью,

Переходам к последней победе.

Ты переменчив, как радуга,

Твой день — посереди недели,—

Катись в любую сторону.

Серо ивы клонятся,

Сиро девы клонятся,

Прошуршала конница

Шумом бесшумным.

Ветер узаконится,

Крылья узаконятся,—

Веди, бледноколонница,

К думам бездумным.

Пастух и хранитель серебряных полей,

На горячую маковку молоко пролей!

 

 

Четверг (Юпитер)

 

Довольно. Я любим. Стоит в зените

Юпитер неподвижный. В кабинет

Ко мне вошел советник тайный Гете,

Пожал мне руку и сказал: «Вас ждет

Эрцгерцог на бостон. Кольцо и якорь».

Закрыв окно, я потушил свечу.

 

 

Пятница (Венера)

 

Кто скрижали понимает,

Кто благую весть узнает,

Тот не удивляется.

По полям пятнистым идя

И цветущий крест увидя,

Сердцем умиляется.

 

Разомкнулись вес и мера,

У креста стоит Венера,

Очи томно кружатся.

По морю дымятся флоты,

Пташек мартовских полеты

Раздробила лужица.

 

Нисхожденье — состраданье,

Восхожденье — обладанье

Огибают струями.

О, святейший день недели,

Чтоб не пили и не ели,—

Жили поцелуями.

 

 

Суббота

 

Беременная Рая,

Субботу приготовь:

Все вымети,

Все вычисти,

Чтоб оживились вновь

Мы запахами рая.

 

О, елка, о, ребята,

О, щука, о, чеснок.

Не выразить,

Не высказать,

Как жребий наш высок,

Как наша жизнь богата.

 

Ну, опустите полог.

Считай: рабочих шесть,

А день седьмой,

А день святой

На то у Бога есть,

Чтобы покой был долог.

 

Теперь гут нахт, тушите свечи

До деловой, житейской встречи.

 

 

Воскресенье

 

Только колоколам работа.

Равны рабы Божии.

Паруса опустились.

Штиль, безмолвие.

Если я встречу вас,—

Не узнаю.

На всех крахмальные воротнички

И шляпы, как на корове седло.

Бездействие давит воочию.

Все блаженно растекаются

В подобии небытия.

Сердце боится остановок

И думает, что это сон,

Выдуманный Сёрра и Лафоргом.

Подходило бы, чтобы у соседей

Непрерывно играли гаммы

И гуляли приюты,

Изнывая от пустоты.

Точка, из которой ростками

Расходятся будущие лучи.

 

1925

V. Для Августа

 

С. В. Демьянову

 

Ты

 

Так долго шляпой ты махал,

Что всем ужасно надоел.

Взяла брюнетка на прицел,

Подруга вставила: «Нахал».

И долго крякал капитан,

Который здорово был пьян.

 

Махал, махал и, наконец,

Когда остался ты один,

Какой-то плотный господин

Тебя уводит, как отец.

В одной из светленьких кают

Уж скоро рюмки запоют.

 

Ты треугольник видишь бри

И рядом страсбургский пирог.

Тут удержаться уж не мог,

Подумал: «Ах, черт побери!

Я никогда их не едал,

У Блока кое-что читал».

 

Отец нежданный стороной

Заводит речь о том, о сем;

Да сколько лет, да как живем,

Да есть ли свой у вас портной...

То Генрих Манн, то Томас Манн,

А сам рукой тебе в карман...

 

Папаша, папа, эй-эй-эй!

Не по-отцовски вы смелы...

Но тот, к кому вы так милы,

Видавший виды воробей.

Спустилась шторка на окне,

Корабль несется по волне.

 

 

Луна

 

А ну, луна, печально!

Печатать про луну

Считается банально,

Не знаю почему.

 

А ты внушаешь знанье

И сердцу, и уму:

Понятней расстоянье

При взгляде на луну,

 

И время, и разлука,

И тетушка искусств,—

Оккультная наука,

И много разных чувств.

 

Покойницкие лица

Ты милым придаешь,

А иногда приснится

Приятненькая ложь.

 

Без всякого уменья

Ты крыши зеленишь,

И вызовешь на пенье

Несмысленную мышь.

 

Ты путаешь, вещаешь,

Кувыркаешь свой серп

И точно отмечаешь

Лишь прибыль да ущерб.

 

Тебя зовут Геката,

Тебя зовут Пастух,

Коты тебе оплата

Да вороной петух.

 

Не думай, ради Бога,

Что ты — хозяйка мне,—

Лежит моя дорога

В обратной стороне.

 

Но, чистая невеста

И ведьма, нету злей,

Тебе найдется место

И в повести моей.

 

 

А я...

 

Стоит в конце проспекта сад,

Для многих он — приют услад,

А для других, ну — сад как сад.

 

У тех, кто ходят и сидят,

Особенный какой-то взгляд,

А с виду — ходят и сидят,

 

Куда бы ни пришлось идти,—

Все этот сад мне по пути,

Никак его не обойти.

 

Уж в августе темнее ночи,

А под деревьями еще темнее.

Я в сад не заходил нарочно,

Попутчика нашел себе случайно...

Он был высокий, в серой кепке,

В потертом несколько, но модном платье,

Я голоса его не слышал —

Мы познакомились без разговоров,—

А мне казалось, что, должно быть,— хриплый.

 

— На Вознесенском близко дом...

Мы скоро до него дойдем...

Простите, очень грязный дом.—

 

Улыбка бедная скользит...

Какой у Вас знакомый вид!..

Надежды, память — все скользит...

 

Ведь не был я нисколько пьян,

Но рот, фигура и туман

Твердили: ты смертельно пьян!..

 

Разделся просто, детски лег...

Метафизический намек

Двусмысленно на сердце лег.

 

 

Тот

 

Поверим ли словам цыганки,—

До самой смерти продрожим.

А тот сидит в стеклянной банке,

И моложав и невредим.

 

Сидит у столика и пишет,—

Тут каждый Бердсли и Шекспир,—

Апрельский ветер тюль колышет,

Сиреневый трепещет мир,

 

Звенят, звенят невыносимо

Иголки, искры и вино,

И ласточки просвищут мимо

Американкою в окно.

 

Измены здесь для примиренья,

А примиренья для измен.

Политональнейшее пенье

От лаковых несется стен.

 

Все кружится, и все на месте...

Все близко так, и все поет,

Отчетливо, как при Норд-Эсте,

Прозрачно, словно жидкий мед...

 

Куда пропал ты, беспечальный

И чистый воздух медных скал?

На Вознесенском дом скандальный

Да пароходный тот нахал!

 

 

Ты (2-ое)

 

— Остановка здесь от часа до шести

А хотелось бы неделю провести.

Словно зайчики зеркал,

Городок из моря встал,

Все каналы да плотины,

Со стадами луговины, —

Нет ни пропастей, ни скал.—

 

Кабачок стоит на самом берегу,

Пароход я из окна устерегу.

Только море, только высь.

По земле бы мне пройтись:

Что ни город — все чудесно,

Неизвестно и прелестно,

Только знай себе дивись! —

 

Если любишь, разве можно устоять?

Это утро повторится ли опять?

И галантна и крепка

Стариковская рука.

Скрипнул блок. Пахнуло элем,

Чепуху сейчас замелем,

Не услышать нам свистка.

 

 

А я (2-ое)

 

Постучали еле слышно...

Спичка чирк... шаги... глаза...

Шепот... «Вася, осторожней:

По домам идет обход».

— Шпалер, шпалер... Брось за печку...

— Гость?.. смывайтесь... разве пьян?..

— Черный ход еще не заперт,—

Мина Карловна сидит.

— Извиняюсь... не нарочно...

Я и сам тому не рад...

Я засыпаюсь, наверно,

На Конюшенной налет.

Ну, пока! — поцеловались...

— Стой! и я с тобой.— Куда? —

— Все равно! — А попадетесь?

Укрывателю тюрьма.—

Отчего же хриплый голос

Стал прозрачным и любимым,

Будто флейта заиграла

Из-за толстого стекла.

Отчего же эта нежность

Щеки серые покрыла,

Словно в сердце заключенной

Оставаться не могла?

Разве ты сидишь и пишешь

Легче бабочки из шелка,

И причесан, и напудрен,

У апрельского стола?

— Что же стали? — кот — басило...

Опрокинулось ведро.

— Тише, черти! — Сердце бьется,

Заливается свисток.

— Значит, ты?.. — До самой смерти!

Улыбнулся в темноте.—

Может, ждать совсем недолго,

Но спасибо и на том.

Тут калитка возле ямы...

Проходной я знаю двор.

Деньги есть? Айда, на Остров.

Там знакомый пароход.

Паспортов у нас не спросят,

А посадят прямо в трюм.

Дней пяток поголодаем

Вместе, милый человек!

 

 

Тот (2-ое)

 

Февральский радио поет,

Приволье молодости дальней,

Натопленность кисейной спальной

И межпланетный перелет.

 

Перечит нежности начальной

Воспоминаний праздный счет.

Сереет снег, тончает лед,

Не уберечь зимы венчальной!

 

Хрусталь на прежнее стекло

Воображенье налагает,

Изменчивое так светло!

Плывут вуали, воздух тает...

 

И сонный вой гавайских труб

Напоминает трепет губ.

 

 

Луна (2-ое)

 

Луна! Где встретились!.. сквозь люки

Ты беспрепятственно глядишь,

Как будто фокусника трюки,

Что из цилиндра тянет мышь.

Тебе милей была бы урна,

Руины, жалостный пейзаж!

А мы устроились недурно,

Забравшись за чужой багаж!

Все спит; попахивает дегтем,

Мочалой прелой от рогож...

И вдруг, как у Рэнбо, под ногтем

Торжественная щелкнет вошь.

И нам тепло, и не темно нам,

Уютно. Качки нет следа.

По фантастическим законам

Не вспоминается еда...

Сосед храпит. Луна свободно

Его ласкает как угодно,

И сладострастна и чиста,

Во всевозможные места.

Я не ревнив к такому горю:

Ведь стоит руку протянуть,—

И я с луной легко поспорю

На деле, а не как-нибудь!

Вдруг... Как?.. смотрю, смотрю... черты

Чужие вовсе... Разве ты

Таким и был? И нос, и рот...

Он у того совсем не тот.

Зачем же голод, трюм и море,

Зубов нечищеных оскал?

Ужели злых фантасмагорий,

Луна, игрушкою я стал?

Но так доверчиво дыханье,

И грудь худая так тепла,

Что в темном, горестном лобзаньи

Я забываю все дотла.

 

 

Ты (3-е)

 

— Вы мне не нравитесь при лунном свете;

Откуда-то взялись брюшко и плешь,

И вообще, пора бы шутки эти

Оставить вам.— Голландия скучна! —

— Но, детка, вы же сами захотели

Остановиться в этом городке.

Не думал я, что в столь прелестном теле

Такой упрямец маленький сидит.—

— Вы лишены духовных интересов.

Что надо вам, легко б могли найти

В любом из практикующих балбесов!

А я... а я... — Брюссельская капуста

Приправлена слезами. За окном

На горизонте растушеван густо

Далекий дождь...

В глазах плывет размытая фиалка,—

Так самого себя бывает жалко!

— Вы сами можете помочь невзгодам,

Ведь дело не в Голландии, а в вас! —

— Нет, завтра, завтра, первым пароходом!

А вас освобождаю хоть сейчас! —

Забарабанил дружно дождь по крышам,

Все стало простодушней и ясней.

Свисток теперь, конечно, мы услышим,

А там посмотрим. «Утро вечера мудреней».

 

 

Вcе четверо (апофеоз)

 

Тра-та-та-та-та, тра-та-та-та-та,

Тра-та-та-та-та, тра-та-та-та!

Нептун трезубцем тритонов гонит.

Апофеоз. Апофеоз!

 

Тра-та-та-та-та. Дельфин играет!

Тра-та-та-та-та. Ярка лазурь!

Брады завеса ключом взлетает.

Апофеоз. Апофеоз!

 

Парная роскошь — былая мокредь.

Повеял ужас, дымит восторг...

И ты — не тот ведь, и тот — не тот ведь!

Апофеоз. Апофеоз!

 

Потягиваясь сладко, вышли.

Голландия! Конец пути.

Идти легко, как паре в дышле.

И заново глядят глаза:

Земля и воздух — все другое.

Кругом народ, все видим мы,

И все-таки нас только двое,

И мы другие, как и все.

Какой чудесный день сегодня.

Как пьяно вывески твердят,

Что велика любовь Господня!

Поют опущенные сходни,

Танцуют краны, паруса.

Ты не сидишь уже окован

В стеклянном пресном далеке,

Кисейный столик расколдован

И бьется в сердце как живой.

Вдруг... Боже мой. Навстречу пара,

И машет та же шляпа мне.

Ах, в ожидании удара,

Прижаться в нежной простоте.

Другой кричит издалека:

— Fichue recontre! c'est toi! c'est moi! 1)

 

Толчком проворным старик за бортом.

Такая жертва, такой отказ

Считаться мог бы первейшим сортом.

Апофеоз. Апофеоз!

 

— Ведь я все тот же! минута бреда...

Опять с тобою — и нет измен.—

— Круги бросайте! Тащите деда! —

Апофеоз. Апофеоз!

 

Тра-та-та-та. Но я не тот же!

Тра-та-та-та-та. Я не один!

— Какая черствость! и с кем? о Боже!

Тра-та-татата-та, тра-та-та-та.

Триумф Нептуна туземцев тешит.

И остаются все при своем.

В восторге дядя затылок чешет.

Апофеоз! Апофеоз!

 

1927

Серебряный век
русской литературы

Курс, 2 семестр

Михаил Кузмин

VI. Лазарь

 

К.П.Покровскому

 

Лазарь

 

Припадочно заколотился джаз,

И Мицци дико завизжала: «Лазарь!»

К стене прилипли декольте и фраки,

И на гитары негры засмотрелись,

Как будто видели их в первый раз...

 

— Но Мицци, Мицци, что смутило вас?

Ведь это брат ваш Вилли. Не узнали?

Он даже не переменил костюма,

Походка та же, тот же рост, прическа,

Оттенок тот же сероватых глаз.—

 

— Как мог мой Вилли выйти из тюрьмы?

Он там сидит, ты знаешь, пятый месяц.

Четыре уж прошло... Четыре чувства,

Четыре дня, четырехдневный Лазарь!

Сошли с ума и он, и Бог, и мы! —

 

— Ах, Мицци дорогая... — О, позволь

Мне опуститься вновь в небытие,

Где золотая кровь и золотые

Колосья колются, и запах тленья

Животворит спасительную боль! —

 

Охриплой горлицею крик затих.

Где наш любимый загородный домик,

Сестрица Марта с Моцартом и Гете?

Но успокоилось уже смятенье,

И застонала музыка: «F''ur dich...» 2)

 

 

Домик

 

С тех пор прошло уж года два,

А помню, как теперь...

Высоких лип едва-едва

Коснулся месяц май.

 

Веселый дождик. Духов день.

Садовник рвет цветы.

Едва ступил я на ступень,—

Услышал тихий смех.

 

А за стеклом две пары глаз

Смеются, словно май,—

И Вилли в комнату сейчас

Со скрипкою вбежит.

 

Как мог быть с вами незнаком

Я целых тридцать лет?

Благословен ваш сельский дом,

Благословен Господь!

 

 

Мицци и Марта

 

Не переводятся гости у нас, уж так повелося:

Только проводишь одних, смотришь — других принимай.

Едут и старый и малый; банкиры, купцы, лейтенанты,

Киноактеры, певцы, летчик, боксер, инженер.

Марта сбилася с ног: принять, занять разговором,

Всех накормить, напоить, розы поставить на стол.

Мицци — та не хозяйка: только бы ей наряжаться,

Только бы книги читать, только бы бегать в саду.

Мицци имеет успех гораздо больший, чем Марта,

Не потому, что всего только семнадцать ей лет.

Марте тоже не много, она и добрей и спокойней,

Меньше капризов у ней, чаще улыбка видна.

Мицци, за что ни возьмется, мигом все одолеет,

Мигом забросит одно, мигом другое в уме.

То ненасытно танцует, хохочет, правит мотором,

То помрачнеет, как ночь, молча запрется одна,

Час, полтора просидит, плача, она неподвижно.

Губы кривятся, дрожат, сводит суставы болезнь...

Выйдет, как после припадка, сядет, глядит виновато...

Спрашивать вздумает кто, молвит:...сидела у ног —

Слава не очень хорошая ходит про наших сестричек.

Марту тревожит она, Мицци на все наплевать...

Ну, а друзья? Да что же друзья? Какое им дело:

Музыка, танцы, игра, вечно вино на столе.

А Вилли — брат любимый;

Румян, высокий рост,

И сердце золотое,

И нравом очень прост.

Вилли несчастный, милый мой друг,

Зачем это время я вспомнил вдруг?

 

Быстро в беседку вошла и бросилась к Мицци на шею,

Розою вся запылав, старшая, Марта сестра.

— Мицци, послушай меня: какая забавная новость!

Всех я корю за любовь, — вот полюбила сама.

— Марточка, Марточка, ты? Признаться — разодолжила.

Можно и имя узнать? — Помнишь, высокий блондин...

В Духов день он пришел и на крыльце спотыкнулся...

Вилли со скрипкой тогда в комнату быстро вбежал,

Гость покраснел и смутился... Ужели не помнишь, родная? —

Мицци умолкла на миг, тень пробежала по лбу.

— Марта, разумная Марта, все для других ты рассудишь,

А доведись до себя — выйдешь ребенка глупей.

Ты полюбила его. Я верю и этому рада,

Но рассудила ли ты, что ты получишь в ответ? —

Марта, еще покраснев, смущенная молвит:

— Зачем же?

Он не выходит от нас, словно забыл о делах.

Он человек занятой, а вечно сидит да играет,

Слушает песни мои, робко краснеет, молчит.—

Мицци прищурила глаз и тихо, раздельно сказала:

— Мы тут, поверь, ни при чем: хочет он с Вилли дружить.—

А Вилли, брат любимый,

Глядит себе во двор...

Вот бы расхохотался,

Услыша разговор.

Вилли несчастный, милый мой Друг

Зачем это время я вспомнил вдруг?

 

 

Эдит

 

Весь город поутру твердит;

— Вчера убита Джойс Эдит.—

А кто она и где жила,

И с кем тот вечер провела?

 

Чужая смерть невнятна нам —

Поахали — и по делам:

Кто на завод, кто в магазин,

В контору, в банк, — и ни один

 

Из них не думал, что когда —

Нибудь исчезнет навсегда.

 

Звенят трамваи, слаб ледок,

А девушка глядит в листок:

Все те же десять черных строк,

А уж заныл от боли бок,

 

Расширенно стоят глаза,

И не бежит на них слеза,

И рот запекшийся твердит:

— Моя Эдит, моя Эдит.

 

Куда девался милых смех,

Улыбки и соболий мех,

Сережки длинные в ушах

И воробьиная душа?

 

Кто будет в опере бывать,

Блэк-беттом с Вилли танцевать?

Где ты упала, где лежишь,

Не обновивши модных лыж?

 

Тебя в саду я не найду...

Вдруг вскрикнула и на ходу

С трамвая бросилась в мотор...

Все так же дик недвижный взор.

 

Скорей, скорей, скорей, скорей

В простор сугробистых полей!

Прокрикнут адрес кое-как...

Шофер, как видно, не дурак,

 

Пускает запрещенный ход,

Застопорил лишь у ворот.

Не надо сдачи! — Вот звонок...

Рукою жмет себе висок...

 

— Где Вилли? — Старшая сестра

Шепнула: — Он еще вчера

Был арестован.— Мицци, ах,

Не устояла на ногах.

 

 

Суд

 

Дамы, дамы, молодые люди,

Что вы не гуляете по липкам,

Что не забавляетесь в Давосе,

Веселя снега своим румянцем?

Отчего, как загнанное стадо,

Вы толпитесь в этом душном зале,

Прокурора слушая с волненьем,

Словно он объявит приз за хоккей?

Замелькали дамские платочки,

Котелки сползают на затылок:

Видно, и убитую жалеют,

Жалко и убийцы молодого.

Он сидит, закрыв лицо руками;

Лишь порою вздрагивают уши

Да пробор меж лаковых волосьев

Проведен не очень что-то ровно.

Он взглянуть боится на скамейку,

Где сидят его родные сестры,

Отвечает он судье, не глядя,

И срывается любимый голос.

А взглянул бы Вилли на скамейку,

Увидал бы Мицци он и Марту,

Рядом пожилого господина

С черной бородою, в волчьей шапке..

Мицци крепко за руку он держит.

Та к нему лисичкою прижалась.

— Не волнуйтесь, барышня, о брате:

Как бы судьи тут ни рассудили,

Бог по-своему всегда рассудит.

Вижу ясно всю его дорогу, —

Труден путь, но велика награда.

Отнимаются четыре чувства:

Осязанье, зренье, слух — возьмутся,

Обонянье испарится в воздух,

Распадутся связки и суставы,

Станет человек плачевней трупа.

И тогда-то в тишине утробной

Пятая сестра к нему подходит,

Даст вкусить от золотого хлеба,

Золотым вином его напоит:

Золотая кровь вольется в жилы,

Золотые мысли — словно пчелы,

Чувства все вернутся хороводом

В обновленное свое жилище.

Выйдет человек, как из гробницы

Вышел прежде друг господень Лазарь.

Все писцы внезапно встрепенулись,

Перья приготовили, бумагу;

Из дверей свидетелей выводят,

Четверых подводят под присягу.

Первым нищий тут слепорожденный

Палкою настукивал дорогу,

А за ним домашняя хозяйка —

Не то бандарша, не то сиделка.

Вышел тут же и посадский шкетик,

Дико рот накрашен, ручки в брючки,

А четвертым — долговязый сыщик

И при нем ищейка на цепочке.

Встали все и приняли присягу.

— Отчего их четверо, учитель?

Что учил ты про четыре чувства,

Что учил про полноту квадрата,

Неужели в этом страшном месте

Понимать я начинаю числа?

Вилли, слушай! Вилли, брат любимый,

Опускайся ниже до предела!

Насладись до дна своим позором,

Чтоб и я могла с тобою вместе

Золотым ручьем протечь из снега!

Я люблю тебя, как не полюбит

Ни жена, ни мать, ни брат, ни ангел! —

Стали белыми глаза у Вилли,

И на Мицци он взглянул с улыбкой,

А сосед ее тихонько гладит,

Успокаивает и ласкает;

А в кармане у него конвертик

Шелестит с американской маркой:

«Часовых дел мастеру в Берлине,

Вильмерсдорф Эммануилу Прошке».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: