3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
В п. 4.1 ст. 170 НК РФ однозначно указано, что в расчете пропорции участвует только стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых облагаются НДС (освобождены от налогообложения). То есть в расчет должны приниматься не все операции, признаваемые объектом налогообложения по НДС, а лишь операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, признаваемые объектом налогообложения на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Остальные операции, перечисленные в ст. 146 НК РФ (передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, выполнение СМР для собственного потребления, ввоз товаров на территорию РФ), в расчете пропорции, указанной в п. 4.1 ст. 170 НК РФ, участвовать не должны.
* * *
При ведении раздельного учета "входного" НДС книга покупок заполняется следующим образом.
Счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС, регистрируются в книге покупок сразу же в момент поступления на полную сумму НДС (если, конечно, нет никаких претензий к их оформлению).
Счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретенным для не облагаемых НДС операций, в книге покупок вообще не регистрируются.
Счета-фактуры по товарам (работам, услугам), которые используются и для облагаемых, и для не облагаемых НДС операций, регистрируются в книге покупок только на ту сумму налога, которая может быть предъявлена к вычету в данном налоговом периоде на основании произведенного расчета (п. 13 Правил ведения книги покупок - Приложение N 4 к Постановлению N 1137).
Примечание. В течение всего квартала все счета-фактуры, участвующие в расчете пропорции по п. п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ, нужно собирать отдельно и в книге покупок не регистрировать. По окончании квартала производится расчет пропорции. После этого все собранные счета-фактуры регистрируются в книге покупок, но не на полную сумму НДС, а только в той части, которая принимается к вычету на основании произведенного расчета <*>.
--------------------------------
<*> Обратите внимание! При регистрации таких счетов-фактур в книге покупок в графе 15 "Стоимость покупок по счету-фактуре..." указывается полная стоимость товаров (работ, услуг) (включая сумму НДС), отраженная в счете-фактуре в графе 9 по строке "Всего к оплате", а в графе 16 "Сумма НДС по счету-фактуре..." - только та часть НДС, которая принимается к вычету согласно рассчитанной пропорции (п. 6 Правил ведения книги покупок - Приложение N 4 к Постановлению N 1137).
* * *
Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик освобождается от обязанности вести раздельный учет, если доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При этом все суммы "входного" НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в общеустановленном порядке. Это в полной мере относится и к суммам "входного" НДС по товарам (работам, услугам), которые отнесены к числу прямых расходов по операциям, освобожденным от НДС (т.е. предназначены для использования исключительно в операциях, не облагаемых НДС). Соответствующие разъяснения можно найти в Письме ФНС России от 13.11.2008 N ШС-6-3/827@, в котором указано, что эта позиция согласована с Минфином России (см. также Письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-07-14/5857).
Приведенное выше правило на практике называют "правилом пяти процентов".
Примечание. Правило пяти процентов может применяться в отношении любых операций, освобождаемых от НДС. При этом в расчет пропорции следует включать все расходы по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС.
Эта сумма будет складываться из прямых затрат по освобожденным от НДС операциям, а также части косвенных затрат, приходящихся на эти операции (Письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-07-14/5857).
В Письме Минфина России от 12.02.2013 N 03-07-11/3574 указано, что при определении совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, учитываются все расходы, относящиеся к операциям, освобождаемым от НДС, в том числе суммы процентов по полученным займам и кредитам в случае последующего предоставления их третьим лицам, а также иные расходы, связанные с получением займов и кредитов. Кроме того, в составе расходов следует учитывать часть общехозяйственных расходов, относящихся к данным операциям.
В Письме Минфина России от 08.04.2015 N 03-07-11/19614 содержатся аналогичные разъяснения. В нем высказано мнение о том, что при определении совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав учитываются все расходы, относящиеся к операциям, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе стоимость приобретенных ценных бумаг.
Обратите внимание! Правило пяти процентов позволяет не вести раздельный учет "входного" НДС, если доля расходов на необлагаемые операции мала (не более 5% общей суммы расходов). В обратной ситуации, когда доля расходов на облагаемые операции не превышает 5% общей суммы расходов, это правило не применяется. В этом случае раздельный учет ведется в общем порядке (Письмо Минфина России от 19.08.2016 N 03-07-11/48590).
3.2.5. Счет-фактура
Счет-фактура является документом, дающим право на вычет НДС.
Примечание. Для правомерного вычета НДС счет-фактура должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными п. п. 5, 5.1, 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ.
В противном случае этот счет-фактура не будет рассматриваться налоговыми органами в качестве основания для вычета НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Фактически это означает, что отсутствие в счете-фактуре какого-либо реквизита из перечисленных в п. п. 5 (5.1, 5.2) ст. 169 НК РФ, например порядкового номера или даты, может служить формальным поводом для отказа налогоплательщику в принятии к вычету суммы налога, указанной в этом счете-фактуре.
В то же время необходимо принимать во внимание положения п. 2 ст. 169 НК РФ, согласно которым налоговый орган не имеет права отказать покупателю в вычете суммы НДС, если ошибки, допущенные при заполнении счета-фактуры, не препятствуют налоговому органу при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога.
Так, например, нельзя отказать в вычете по счету-фактуре, в котором:
- сделана ошибка в адресе продавца или покупателя (Письмо Минфина России от 02.04.2015 N 03-07-09/18318);
- допущены опечатки в наименовании покупателя (заглавные буквы заменены строчными и, наоборот, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.) (Письмо Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-11/130);
- указан неправильный КПП продавца или покупателя (при условии, конечно, что ИНН и названия указаны правильно) (Письма Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-09/11029, от 26.08.2015 N 03-07-09/49050, ФНС от 07.09.2015 N ГД-4-3/15640@);
- неверно указаны адреса продавца, грузополучателя либо реквизиты платежных документов (Письмо Минфина России от 26.11.2015 N 03-07-14/68657);
- в строке 7 вместо наименования валюты указан графический символ рубля (Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-07-11/21095).
Кроме того, нормы п. 2 ст. 169 НК РФ позволяют воспользоваться вычетом по счету-фактуре, даже если он выставлен с нарушением пятидневного срока, установленного ст. 168 НК РФ (Письма Минфина России от 20.02.2016 N 03-07-11/9780, от 25.01.2016 N 03-07-11/2722).
Обратите внимание! В соответствии с п. 9 Правил заполнения счета-фактуры (Приложение N 1 к Постановлению N 1137) налогоплательщик вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию при условии сохранения формы счета-фактуры.
ФНС считает, что отражение дополнительных сведений между строкой 7 "Валюта: наименование, код" и табличной частью счета-фактуры, а также дополнительных сведений в табличной части счета-фактуры (при условии сохранения последовательности граф формы счета-фактуры) не противоречит вышеуказанному положению п. 9 Правил заполнения счета-фактуры (Письмо ФНС от 17.08.2016 N СД-4-3/15094@).
Однако, по мнению Минфина России, дополнительную информацию следует указывать в дополнительных строках и графах после предусмотренных формой счета-фактуры подписей руководителя и главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица (подписи индивидуального предпринимателя). Указывать дополнительную информацию в дополнительных строках и графах, размещаемых до предусмотренных формой счета-фактуры подписей руководителя и главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица (подписи индивидуального предпринимателя), не следует (Письма Минфина России от 08.04.2016 N 03-07-09/20121, от 26.02.2016 N 03-07-09/10933, от 24.11.2015 N 03-07-09/68169).
3.2.6. Операции, не облагаемые НДС
В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения по НДС.
Обратите внимание! Освобождение от налогообложения распространяется на реализацию любого имущества, в том числе изготовленного в ходе текущей производственной деятельности организации-банкрота (Письмо Минфина России от 07.04.2015 N 03-07-14/19390).
При этом положения пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не затрагивают порядок налогообложения операций по реализации работ (услуг). Эти операции, в том числе и сдача имущества организации-банкрота в аренду, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, от 21.05.2015 N 03-07-11/29287).
Аналогичные разъяснения приведены в Письме ФНС от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@.
* * *
Подпунктом 22 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
Президиум ВАС в Постановлении от 07.06.2011 N 17072/10 отметил, что от обложения НДС освобождаются любые услуги, если они непосредственно связаны с обслуживанием воздушных судов в аэропортах или воздушном пространстве Российской Федерации.
Однако в течение ряда лет вопрос о том, какие конкретно услуги освобождаются от НДС на основании пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, оставался неурегулированным.
В многочисленных разъяснениях Минфина России и ФНС, издаваемых вплоть до августа 2016 г., указывалось на то, что при определении перечня услуг, подпадающих под действие пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, необходимо руководствоваться Приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110 (утратил силу с 1 мая 2013 г.), Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (вступил в силу с 1 мая 2013 г.), а также Приказом ФСВТ России от 15.05.2000 N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации", Стандартным договором Международной организации воздушного транспорта (ИАТА) по аэропортовому обслуживанию и Письмом МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@, согласованным с Минтрансом России и Минфином России (Письма Минфина России от 18.08.2016 N 03-07-08/48426, от 27.06.2016 N 03-07-11/37259, от 16.12.2015 N 03-07-11/73861, от 18.12.2014 N 03-07-08/65491, от 23.07.2012 N 03-07-08/201).
При этом спорным оставался вопрос о возможности применения налогового освобождения к услугам по погрузке/выгрузке багажа, обслуживанию пассажиров, уборке и техническому обслуживанию судов и другим подобным услугам.
В сентябре 2016 г. ФНС выпустила разъяснение, которое должно положить конец всем спорам относительно применения пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В Письме ФНС от 23.09.2016 N СД-4-3/17871@ указано следующее:
"Согласно арбитражной практике суды исходят из того, что под услугами, освобождаемыми от налогообложения НДС, следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации. Также в решениях судов отмечается, что услуги, связанные с обслуживанием воздушных судов, в том числе услуги по обслуживанию, доставке, посадке и высадке пассажиров, обслуживанию бизнес-зала, обработке и доставке груза, коммерческому обслуживанию пассажиров и груза/почты, являются единым технологическим комплексом услуг, направленным на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, в связи с чем данные услуги не подлежат налогообложению НДС на основании подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Указанные выводы содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 17072/10, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2016 N 305-КГ16-4857, от 18.05.2016 N 302-КГ16-5226, от 05.10.2015 N 305-КГ15-10553, от 08.06.2015 N 309-ЭС15-6755, Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2014 N ВАС-5060/14".
В этой связи в Письме содержится следующее указание налоговым органам: "...в целях исключения налоговых и судебных споров налоговым органам при рассмотрении вопроса о правомерности применения освобождения от налогообложения НДС операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует руководствоваться правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 17072/10, в случае, если не выявлены обстоятельства получения необоснованной налоговой выгоды".
Примечание. Под услугами, освобождаемыми от обложения НДС, следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе услуги по погрузке и выгрузке багажа, по обслуживанию, доставке, посадке и высадке пассажиров, по уборке и техническому обслуживанию судов.
Что делать налогоплательщикам, которые, руководствуясь прежними разъяснениями, начисляли НДС на стоимость своих услуг (заправка, уборка, техническое обслуживание и др.)?
Согласно упомянутому Письму ФНС, если налогоплательщики при реализации услуг, предусмотренных пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, выставляли покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС и уплачивали этот налог в бюджет, то такие налогоплательщики перерасчеты с бюджетом вправе не производить. При этом они имеют право на налоговые вычеты в отношении таких операций.
А что делать покупателям, которые получили счета-фактуры на услуги, подпадающие под налоговое освобождение, с выделенными суммами НДС?
ФНС считает, что покупатели вправе пользоваться вычетами по таким счетам-фактурам, но при условии, что поставщики, выставившие такие счета-фактуры, уплатили соответствующие суммы НДС в бюджет.
Если же в ходе налогового контроля выяснится, что поставщик услуг выделенные в счетах-фактурах суммы НДС в бюджет не заплатил, покупатель будет лишен вычетов.
Из Письма ФНС от 20.06.2016 N СД-4-3/10918@ следует, что покупателю не может быть отказано в вычетах НДС, если продавец, выставивший счет-фактуру с выделенной суммой НДС, отразил ее в своей налоговой декларации по НДС (в строке 010 разд. 3 или строке 030 разд. 1 <*>).
--------------------------------
<*> Если налогоплательщик, реализующий товары (работы, услуги), освобожденные от НДС, выставляет своим покупателям счета-фактуры с выделенными суммами НДС, то в силу п. 5 ст. 173 НК РФ он должен уплатить эти суммы в бюджет. При этом в декларации по НДС такие суммы должны отражаться не в разд. 3, а по строке 030 разд. 1 (п. 34.3 разд. IV Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).
В случае неотражения продавцом сумм НДС, выделенных в счетах-фактурах, выставленных покупателям при реализации услуг, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, ни в строке 030 разд. 1, ни в строке 010 разд. 3 налоговой декларации по НДС, покупателю будет отказано в вычетах в связи с получением необоснованной налоговой выгоды.
Аналогичная по сути позиция изложена в Письмах Минфина России от 17.08.2016 N 03-07-03/48174 и ФНС от 10.08.2016 N СД-18-7/843@.
При этом, как указано в упомянутых выше Письмах, налогоплательщик-покупатель, которому отказано в вычетах, вправе обратиться к своим поставщикам и потребовать от них возврата необоснованно перечисленных им сумм в качестве неосновательного обогащения с начислением процентов за пользование указанными денежными средствами (Определение ВС РФ от 05.10.2015 N 305-КГ15-10553).
3.2.7. Исполнение обязанностей налогового агента
Обязанности налогового агента по НДС возникают у организации в случаях, перечисленных в ст. 161 НК РФ.
3.2.7.1. Приобретение товаров
(работ, услуг) у иностранных лиц
Если организация приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, то у нее могут возникнуть обязанности налогового агента по НДС, т.е. на нее может быть возложена обязанность удержать из сумм, выплачиваемых иностранному лицу, НДС и перечислить его в бюджет.
Обязанности налогового агента по НДС возникают у организации при соблюдении одновременно следующих условий:
1) иностранный налогоплательщик - продавец не состоит на учете в налоговом органе на территории РФ;
2) местом реализации <*> товаров (работ, услуг), приобретенных у иностранного налогоплательщика, признается территория РФ.
--------------------------------
<*> Порядок определения места реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС определен в ст. ст. 147 и 148 НК РФ.
НДС удерживается покупателем при фактическом перечислении денежных средств иностранному контрагенту, в том числе и при расчетах на условии предоплаты.
Суммы НДС, удержанные налоговым агентом - покупателем из доходов иностранного налогоплательщика и фактически уплаченные в бюджет, могут быть предъявлены им к вычету при выполнении следующих условий (п. 3 ст. 171 НК РФ):
- налоговый агент является плательщиком НДС;
- товары (работы, услуги) приобретаются налоговым агентом для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС;
- сумма НДС была уплачена налоговым агентом в бюджет;
- товары (работы, услуги) приняты к учету.
Таким образом, если налоговый агент перечисляет иностранному контрагенту предоплату в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг), то сумма удержанного и уплаченного в бюджет НДС предъявляется им к вычету только после того, как оплаченные работы будут выполнены (услуги оказаны) <*>.
--------------------------------
<*> Налоговые агенты имеют право на вычет только по мере принятия к учету соответствующих товаров (работ, услуг). Нормы, предоставляющие налогоплательщикам право на вычет НДС по суммам авансов и предоплат, на налоговых агентов не распространяются (Письма Минфина России от 06.04.2016 N 03-07-08/19500, от 21.06.2013 N 03-07-08/23545, ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).
А что делать, если после перечисления предоплаты договор расторгается?
Допустим, инофирма возвращает организации полученный от нее аванс. Очевидно, что инофирма вернет ту сумму, которую она ранее получила в качестве предоплаты, т.е. стоимость работ (услуг) без НДС. Что в этом случае будет с суммой НДС, уплаченной организацией в бюджет при перечислении аванса?
На основании п. 5 ст. 171 НК РФ организация - налоговый агент сможет предъявить этот НДС к вычету в том налоговом периоде, когда инофирма вернет ей перечисленную ранее предоплату.
При этом в книге покупок нужно зарегистрировать тот счет-фактуру, который был ранее выставлен и зарегистрирован в книге продаж при перечислении денег инопартнеру (п. 22 Правил ведения книги покупок - Приложение N 4 к Постановлению N 1137, Письмо Минфина России от 04.05.2016 N 03-07-08/25611).
* * *
На практике возможна ситуация, когда обязанности налогового агента возникают у организации, выступающей в роли комиссионера (агента).
Если комиссионер (агент) приобретает у иностранного лица работы (услуги), местом реализации которых признается территория РФ, то он должен в полном соответствии с требованиями ст. 161 НК РФ удержать из доходов, перечисляемых иностранному поставщику, сумму НДС и перечислить ее в бюджет.
К вычету эту сумму НДС сможет заявить комитент (принципал) при условии, что приобретенные комиссионером (агентом) работы (услуги) используются комитентом (принципалом) в операциях, облагаемых НДС.
При этом у комитента (принципала) должны быть документы, подтверждающие уплату в бюджет суммы НДС комиссионером (агентом), а также документы, подтверждающие, что комитент (принципал) перечислил комиссионеру (агенту) эти суммы налога в составе средств на исполнение договора комиссии (агентского договора) (Письмо Минфина России от 07.07.2016 N 03-07-08/39963).
3.2.7.2. Аренда госимущества
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендаторы признаются налоговыми агентами и на них возлагается обязанность исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Сумма НДС, подлежащая удержанию и перечислению арендатором в бюджет, определяется по ставке 18/118 от суммы арендной платы с учетом НДС (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Налоговый агент может уплатить удержанную им сумму НДС в бюджет в любое время в порядке, установленном п. 1 ст. 174 НК РФ (равными долями до 25-го числа каждого из 3 месяцев квартала, следующего за тем кварталом, в котором была уплачена арендная плата).
При применении п. 3 ст. 161 НК РФ нужно учитывать, что обязанности налогового агента возникают только у тех лиц, которые арендуют государственное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления.
Примечание. Если арендодателем является организация, у которой государственное имущество, являющееся предметом договора аренды, находится в хозяйственном ведении либо оперативном управлении, то у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС.
В этом случае арендатор всю сумму арендной платы вместе с НДС перечисляет организации-арендодателю, которая, в свою очередь, самостоятельно осуществляет расчеты по НДС с бюджетом. При этом организация-арендодатель (балансодержатель) обязана выставлять арендатору счета-фактуры на сумму арендной платы в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 07.07.2016 N 03-07-14/39827).
Обратите внимание! Органы местного самоуправления могут быть зарегистрированы в качестве казенных учреждений (п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
А согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС.
В этой связи при предоставлении имущества в аренду органами местного самоуправления, наделенными правами юридического лица и являющимися казенными учреждениями, объекта налогообложения по НДС не возникает. Поэтому арендаторы указанного имущества уплачивать НДС в бюджет не должны (Письмо ФНС от 09.09.2016 N СД-4-3/16866).
3.2.8. Уточненная декларация по НДС
При обнаружении в декларации по НДС, представленной в налоговый орган, ошибок и (или) недостоверных сведений, которые привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик обязан представить уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Форма декларации по НДС включает в себя 12 разделов, а также Приложения к разд. 3, 8 и 9. При этом все разделы и Приложения включать в декларацию, подаваемую за конкретный налоговый период, нет необходимости. Обязательным к заполнению является только разд. 1. Остальные разделы и Приложения заполняются только в том случае, если у вас в истекшем периоде были операции, подлежащие отражению в том или ином разделе (Приложении).
Таким образом, состав деклараций за разные налоговые периоды может не совпадать. Например, в I квартале 2016 г. организация осуществляла только операции, облагаемые НДС по ставке 18%, и в состав декларации за I квартал были включены разд. 1, 3, 8 и 9. Во II квартале у организации возникли обязанности налогового агента по НДС, поэтому декларация за II квартал включала в себя разд. 1, 2, 3, 8 и 9.
В этой связи обратите внимание на разъяснение ФНС о разделах, которые следует включать в уточненную декларацию по НДС.
В Письме ФНС от 11.03.2016 N ЕД-4-15/3967 указано, что в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в нее должны быть включены все разделы, ранее представленные в налоговый орган, включая те, в которые никакие изменения не внесены.
3.3. Транспортный налог
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Обратите внимание! По мнению Минфина России, порядок, аналогичный изложенному выше, должен применяться также в следующих случаях:
- при перерегистрации транспортных средств на обособленные подразделения организации, находящиеся в различных субъектах Российской Федерации (Письмо Минфина России от 11.08.2016 N 03-05-05-04/47037);
- в случае угона транспортного средства (Письмо Минфина России от 17.03.2016 N 03-05-05-04/14738).
* * *
Обратите внимание! ФНС разработала новую форму декларации по транспортному налогу, в которой учтены все изменения 2016 г. К моменту подписания книги в печать новая форма декларации еще официально не была утверждена. Но сомнений в ее утверждении нет. Поэтому имейте в виду: налоговая декларация по транспортному налогу за 2016 г. должна сдаваться по новой форме, которая будет утверждена ФНС до конца 2016 г. (Письмо ФНС от 26.08.2016 N БС-4-11/15777).
3.4. Налог на имущество
3.4.1. Налогообложение недвижимого имущества
В настоящее время объекты недвижимого имущества могут облагаться налогом на имущество как по балансовой стоимости, так и по кадастровой стоимости.
По кадастровой стоимости налогом на имущество могут облагаться 2 категории объектов недвижимого имущества:
1) объекты коммерческой недвижимости, учитываемые на балансе в составе основных средств, при условии, что они включены в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) жилье, которое учитывается на балансе не в составе основных средств, при условии, что соответствующие положения о включении такого жилья в налоговую базу по налогу на имущество организаций закреплены в региональном законе.
3.4.1.1. Коммерческая недвижимость
В соответствии со ст. 378.2 НК РФ облагаться налогом по кадастровой стоимости могут следующие объекты:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;