Стратегия для «сильной личности».




Практическая работа №4.

1) Существуют несколько типов инновационных стратегий: «Кризисная» стратегия, «Репродуктивно-поступательная» стратегия, стратегия для «сильной личности», эволюционно – сотворческая стратегия. Все эти стратегии имеют свои плюсы и минусы. И сейчас я постараюсь их описать.

Кризисная» стратегия.

Плюсы: наличие внешней методической поддержки (когда педагоги просто берут новые готовые, разработанные за пределами образовательного учреждения технологии), что серьезно облегчает принятие нового коллективом. К тому же в этом случае руководству не надо изобретать мотивировок изменений - они, так сказать, «прилагаются» к новым технологиям. В результате изменения могут происходить с

достаточно высокой скоростью.

Минусы: отсутствие адаптации данных «новейших технологий» к уникальным условиям конкретных педагогических коллективов. А это делает инновации весьма уязвимыми. И ориентация управленца на «революционный» характер изменений может вызвать открытый протест отдельных членов коллектива. Если позиции его сильны, то после нескольких открытых конфликтов недовольные изгоняются. «На выходе» мы получаем инновационную по содержанию и пафосную по звучанию, но достаточно негибкую, по сути, образовательную практику.

Репродуктивно-поступательная» стратегия.

Плюсы: в данном случае руководство образовательного учреждения понимает, что для того, чтобы внедрение было эффективным, необходимо хотя бы минимально адаптировать эти идеи к условиям образовательного учреждения и стилю отдельных педагогов. Такую задачу быстро не решить, поэтому в образовательном учреждении разворачивается система обучающих семинаров, организуется учеба педагогов, им дается «примерить на себя» новые технологии и обсудить их, а способ управленческой поддержки является вполне демократичным.

Минусы: Первый минус связан вообще с любым обучением по заимствованным откуда-то извне технологиям. Он заключается в том, что появление какой-то иной педагогической задачи может привести к профессиональному бессилию последователей, наученных в основном воспроизводить авторские технологии. В этом случае понадобится обучение уже следующей концепции - и подобные циклы могут повторяться вечно. Второй минус - это то, что такая стратегия чревата множеством формальных действий, в процессе которых вся инновация может просто заглохнуть.

Стратегия для «сильной личности».

Плюсы: Принципиальным достоинством становления инновационного мышления является его возможность творчески разрешать бесконечное число педагогических ситуаций, в то время как любая заимствованная концепция ограничена областью задач, для которых она была разработана. Поэтому понятно, что «ставящий» на развитие в своем коллективе инновационного мышления менеджер «рискует» выиграть гораздо больше. Но и путь этот на порядок более сложен.

Минусы: При попытках менеджера внедрять инновационное мышление «революционным» образом эта сложность высвечивается особенно ярко. Дело в том, что на начальных этапах своего становления инновационное педагогическое мышление существенно дифференцирует педагогический коллектив: на фоне большинства консервативных педагогов возникает «творческое ядро» (состоящее из менеджера и небольшого числа его единомышленников среди других и педагогов), готовое нестандартно решать стоящие перед образовательным учреждением задачи. Разумеется, взаимоотношения этих групп становятся весьма непростыми. Управленец, желающий поскорее и понадежнее построить «новую школу», в этом случае выбирает авторитарный путь «революции сверху», что достаточно быстро приводит к конфликтам. Однако они приобретают не обычный характер «противостояния», а гораздо часто более драматичный психологический сюжет. Со стороны одной части коллектива особенно остро воспринимается рассогласование между декларацией им ценностей педагогического творчества и авторитарным способом реализации этих ценностей. Другая часть просто не понимает, «зачем все это, когда и так нормально учим», а сам управленец и его единомышленники начинают обвинять остальной коллектив в консерватизме и сопротивлении новому, часто склоняясь к попыткам набрать себе «более достойный» коллектив.

4. Эволюционно – сотворческая стратегия.

Плюсы: она опирается на ценность развития собственно инновационного педагогического мышления, выбирая при этом эволюционные способы поддержки его становления. При этом проблема дифференциации коллектива по готовности к педагогическому решается здесь путем культивирования особых совместных встреч всего коллектива, что позволяет развивать и согласовывать педагогические ценности и установки всех педагогов образовательного учреждения, то есть осуществлять реальную эволюцию профессионального сознания педагогов. В этом случае акцент переносится с индивидуального творчества отдельных «продвинутых» членов коллектива на особые процессы сотворчества, которые являются основной составляющей данной инновационной стратегии.

Минусы: несмотря на свой эволюционный характер эта стратегия требует наиболее глубоких изменений в жизни образовательного учреждения - управленческих, организационных, личностных, событийных и других. Разумеется, не исчезает здесь полностью и проблема сопротивления изменениям. Этот путь и более долог, и более зависим от личностей лидеров, которые ради воплощения его ценностей должны преодолевать постоянные соблазны скатиться к обычному администрированию и некритическому воспроизводству чужих педагогических идей. В целом этот путь наиболее подходит для образовательных учреждений с традициями демократического управления.

2) Разработайте план внедрения инноваций в ОУ.

Инновация — это то, что позволяет аккумулировать научные, технические, образовательные ресурсы и превращать их в экономический фактор развития. То есть, изменения не ради самих изменений, но для повышения эффективности управления образовательным учреждением. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением руководителей это делать. Чтобы научиться управлять инновационным развитием школы, нужно, прежде всего, осмыслить саму суть таких понятий, как «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты.

Одной из важнейших проблем в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ практики работы современных образовательных организаций в условиях конкурентной среды позволяет сделать вывод о том, что для успешности их деятельности все большее значение приобретает качество управления.

Инновационное развитие образовательных учреждений осуществляется под воздействием изменений внешних условий и с учетом внутренних тенденций саморазвития. Внешнее воздействие, складывается из государственных инициатив в сфере образования и образовательного заказа ближайшего социального окружения школы.

Первоочередная задача инновационного образовательного учреждения - это разработка программы инновационной деятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций.

Этапы управления инновациями в учреждении образования представлены на рисунке.

На этапе планирования необходимо выполнить следующие действия: определить основную цель и содержание инновации, составить план действий, проанализировать движущие и сдерживающие силы в отношении инновации, разработать стратегию и проанализировать проблемы и риски, которые могут быть вызваны инновацией, определить критерии, по которым будет осуществляться контроль и оценка результатов внедрения инноваций, определить необходимые ресурсы.

На подготовительном этапе следует предусмотреть время для снятия психологического напряжения в организации, выбрать методы подготовки и информирования сотрудников, осуществлять контроль готовности школы к внедрению инноваций, а при необходимости провести корректировку плана.

На этапе внедрения инноваций следует:

- иметь резервы времени и ресурсов на случай неожиданных затруднений;

- быть готовым изменить стратегию;

- регулярно информировать сотрудников о результатах инновационной деятельности.

На этапе закрепления инноваций необходимо:

- рассмотреть вопросы последующего обучения сотрудников (для работы в новых условиях);

- осуществлять планы (по использованию результатов инновации) с учетом актуальной ситуации.

На этапе оценки результатов инновационной деятельности следует:

- проводить более глубокие исследования;

- организовать и поддерживать обратную связь с теми, на кого влияют изменения;

- информировать коллектив и заинтересованных лиц о результатах внедрения инновации.

Таким образом, мне кажется, если следовать вышеперечисленным действиям, то с легкостью можно внедрить какие-то инновации в ОУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: