Какие операции в ОДДС не отражаются? 21 глава




--------------------------------

<*> Под спецоснасткой здесь понимаются специальные инструменты, специальные приспособления и специальное оборудование (п. п. 2 - 8 Методических указаний по учету спецоснастки и спецодежды).

<**> Имеются в виду те виды договоров, которые подпадают под действие ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда". Эти виды договоров перечислены в п. п. 1 и 2 ПБУ 2/2008.

<***> ПБУ 12/2010 в обязательном порядке применяется организациями-эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Иные организации применяют это ПБУ по желанию.

 

Примечание. Еще раз подчеркнем: при формировании учетной политики в ней не нужно закреплять способы учета по всем вопросам, где существуют варианты. Ваша задача - остановиться только на тех вопросах, которые встречаются в деятельности вашей организации.

 

2. Есть вопросы, в отношении которых способы ведения бухгалтерского учета нормативно не установлены. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета, опираясь на нормы действующих положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), а также международных стандартов финансовой отчетности. При этом нормы, содержащиеся в российских ПБУ, применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).

Например, в ПБУ 8/2010 нет четких правил формирования резерва на оплату отпусков. Поэтому организации необходимо самостоятельно разработать порядок формирования такого резерва и отразить его в учетной политике (см. подраздел 2.8.5.4.1).

В таблице 2 собрана информация о тех вопросах, для которых в нормативных документах нет конкретных способов учета. Если в деятельности организации присутствуют соответствующие факты хозяйственной деятельности, то способы учета этих фактов необходимо разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.

 

Таблица 2

 

Способы оценки активов и обязательств,

для которых конкретные варианты учета

на нормативном уровне не закреплены

 

Элемент учетной политики Требования нормативного акта Нормативный акт, служащий обоснованием
     
Учет доходов и расходов по договорам строительного подряда <1>
Порядок распределения косвенных расходов между отдельными договорами Порядок разрабатывается самостоятельно (например, путем расчетов с использованием сметных норм и расценок, отражающих современный уровень производственных, технологических и организационных нормативов в строительстве) и применяется систематически и последовательно ПБУ 2/2008 (п. 13)
Учет поисковых затрат
Перечень видов поисковых затрат, признаваемых внеоборотными активами Организация самостоятельно определяет и отражает в учетной политике перечень видов поисковых затрат, признаваемых внеоборотными активами. При этом организация может все поисковые затраты признавать расходами по обычным видам деятельности ПБУ 24/2011 (п. п. 4 и 29), Приложение к ПБУ 24/2011
Деление внеоборотных поисковых активов на материальные и нематериальные Организация самостоятельно устанавливает особенности классификации материальных и нематериальных поисковых активов ПБУ 24/2011 (п. п. 4 и 29), Приложение к ПБУ 24/2011
Порядок начисления амортизации по внеоборотным поисковым активам Порядок начисления амортизации по поисковым активам определяется организацией. При этом нужно принимать во внимание правила, установленные для основных средств и нематериальных активов ПБУ 24/2011 (п. п. 16, 17 и 29), Приложение к ПБУ 24/2011
Порядок группировки поисковых активов в целях проверки их на обесценение Определяется организацией самостоятельно ПБУ 24/2011 (п. 29), Приложение к ПБУ 24/2011
Условия перевода поисковых активов в состав основных средств, нематериальных и иных активов организации Определяются организацией самостоятельно ПБУ 24/2011 (п. п. 16, 17 и 29), Приложение к ПБУ 24/2011
Учет процентов по займам и кредитам
Критерии отнесения имущества к инвестиционным активам Инвестиционный актив - это объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. В учетной политике необходимо определить, какой период времени организация считает длительным для признания того или иного объекта инвестиционным активом ПБУ 15/2008 (п. 7)
Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности
Распределение расходов по обычным видам деятельности по статьям затрат Перечень статей затрат необходимо разработать самостоятельно и закрепить в приказе об учетной политике ПБУ 10/99 (п. 9)
Порядок признания выручки по мере готовности (если в организации принят такой порядок признания выручки по работам, услугам, продукции с длительным циклом изготовления) Организации необходимо самостоятельно разработать способы определения готовности работ, услуг, продукции и закрепить их в приказе об учетной политике <2> ПБУ 9/99 (п. п. 13 и 17)
Оценочные обязательства
Резерв на оплату отпусков, резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (в случае, если организация принимает на себя гарантийные обязательства в отношении реализуемых товаров (работ)), иные резервы (оценочные обязательства) Определяется порядок формирования резерва (порядок определения размера оценочного обязательства) ПБУ 8/2010, подробнее см. подразделы 2.8.4.3 и 2.8.5.4
Порядок формирования информации по сегментам (если организация применяет ПБУ 12/2010 <3>)
Отчетные сегменты Организация должна самостоятельно определить перечень отчетных сегментов ПБУ 12/2010 (п. 12)
Порядок распределения доходов, расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами Организация должна самостоятельно выбрать основу распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, и последовательно применять избранную основу распределения ПБУ 12/2010 (п. 19)
Порядок исправления ошибок
Признание ошибки существенной Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности ПБУ 22/2010 (п. 3), подробнее см. Приложение 3
Формирование отчета о движении денежных средств
Признание финансовых вложений денежными эквивалентами Организация самостоятельно определяет подходы для отделения денежных эквивалентов от других финансовых вложений ПБУ 23/2011 (п. 23), см. подробнее подраздел 2.8.2.5
Классификация денежных потоков Организация самостоятельно определяет классификацию денежных потоков, не указанных в п. п. 9 - 11 ПБУ 23/2011 <4> ПБУ 23/2011 (п. 23)
Сворачивание денежных потоков <5> Организация самостоятельно определяет денежные потоки, подлежащие свернутому представлению ПБУ 23/2011 (п. 23)

 

--------------------------------

<1> Имеются в виду те виды договоров, которые подпадают под действие ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда". Эти виды договоров перечислены в п. п. 1 и 2 ПБУ 2/2008.

<2> При признании в бухгалтерском учете выручки от выполнения конкретных работ, оказания конкретных услуг, продажи продукции по мере готовности учтите рекомендации Минфина России, который считает, что способ определения степени завершенности работ, услуг, продукции на отчетную дату целесообразно разрабатывать исходя из ПБУ 2/2008 (в части способа определения степени завершенности работ по договору строительного подряда) (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 г. - Приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355).

<3> ПБУ 12/2010 в обязательном порядке применяется организациями-эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Иные организации применяют это ПБУ по желанию.

<4> См. таблицу на с. 218.

<5> См. подробнее с. 219.

 

4. Определение (выбор) способов оценки

активов и обязательств

 

В приведенной таблице 1 мы собрали те вопросы, для которых в бухгалтерском законодательстве предусмотрены не один, а несколько вариантов ведения учета.

Эта таблица поможет вам определить минимальный объем информации, подлежащей отражению в учетной политике вашей организации.

Еще раз подчеркнем - не надо фиксировать в учетной политике правила учета по всем вопросам, отраженным в таблице 1. Выделите только те, с которыми вам приходится сталкиваться в текущей работе.

По ряду вопросов нормативные акты по бухгалтерскому учету напрямую обязывают организацию самостоятельно разработать способы ведения учета, закрепив их в учетной политике.

Справиться с этой задачей поможет приведенная таблица 2.

 

5. Учетная политика малого предприятия.

Упрощенные методы учета

 

Примечание. Малым предприятиям (за исключением организаций, указанных в п. 5 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" <*>) предоставлено право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке, сократив количество применяемых синтетических счетов, отказавшись от применения ряда ПБУ, а также выбрав и закрепив в учетной политике упрощенные способы бухучета.

--------------------------------

<*> В п. 5 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" перечислены экономические субъекты, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. К ним отнесены:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации государственного сектора;

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, имеющие статус иностранного агента.

 

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям) определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

К малым предприятиям в 2016 г. относятся хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, соответствующие следующим условиям:

1) для обществ с ограниченной ответственностью - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49% <*>;

для акционерных обществ - акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ <**>;

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно <***>;

3) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 установлен предельный размер дохода для малых предприятий в размере 800 млн руб.

--------------------------------

<*> Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства:

- деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

- получившие статус участника проекта "Сколково";

- учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

<**> С 2017 г. для акционерных обществ появляется еще одно условие, при выполнении которого общество может быть признано субъектом малого предпринимательства: акционеры - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а акционеры - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем 49% голосующих акций акционерного общества (Федеральный закон от 03.07.2016 N 265-ФЗ).

<***> Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников организации, в том числе работников, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений организации (п. 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

 

Заметим, что среди малых предприятий выделяют микропредприятия, к которым относятся организации, у которых:

- среднесписочная численность работников не превышает 15 человек;

- полученный доход не превышает 120 млн руб. в год.

 

Обратите внимание! С 2016 г. балансовая стоимость активов организации уже не влияет на возможность отнесения ее к субъектам малого предпринимательства. Балансовая стоимость активов малого предприятия теперь не ограничена.

В то же время с 2016 г. ограничивается размер не выручки (как это было раньше), а дохода, полученного по всем видам деятельности и всем режимам налогообложения. То есть с 2016 г. в расчет принимается не только выручка от реализации, но и внереализационные доходы - все вместе не должно превышать 800 млн руб. в год. Очевидно, что это ужесточение в части размера доходов может привести многих к потере статуса малого предприятия.

В этой связи имейте в виду: в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ организация теряет статус малого предприятия в том случае, если размер дохода и (или) численность работников превышают установленные предельные значения (800 млн руб., 100 человек) в течение 3 календарных лет <*>, следующих один за другим.

--------------------------------

<*> Разъяснения по этому вопросу приведены в Письме Минэкономразвития России от 11.04.2016 N Д28и-913.

 

Вновь созданные ООО при соблюдении ограничений по составу участников (учредителей) изначально относятся к микропредприятиям (п. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). По истечении первого года работы статус организации пересматривается с учетом информации о среднесписочной численности и величине полученного дохода.

 

* * *

 

Итак, малым предприятиям (за исключением тех, которые перечислены в п. 5 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете") предоставлено право существенно упростить свой бухгалтерский учет.

Во-первых, при разработке рабочего плана счетов малое предприятие, имеющее право вести бухучет в упрощенном порядке (далее - малое предприятие), может существенно сократить количество используемых синтетических счетов.

Например, можно все затраты, связанные с производством продукции (работ, услуг), учитывать на счете 20 "Основное производство", отказавшись от применения счетов 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и 44 "Расходы на продажу".

Соответствующие рекомендации можно найти в Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности".

Во-вторых, малые предприятия имеют право отказаться от применения ряда ПБУ.

Ниже, в таблице 3, приведена информация о тех ПБУ, которые не являются обязательными для малых предприятий. При формировании учетной политики малого предприятия в ней можно прописать отказ от применения этих ПБУ.

 

Таблица 3

 

ПБУ, от применения которых можно отказаться

 

Название ПБУ Комментарий
   
ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" Если в учетной политике прописан отказ от применения ПБУ 2/2008, то организация признает доходы и расходы по договорам строительного подряда в общем порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99
ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" Если в учетной политике прописан отказ от применения ПБУ 8/2010, то организация не создает никаких резервов (оценочных обязательств), а все фактически понесенные расходы учитывает в составе расходов по мере возникновения
ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" -
ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" -
ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" Если организация закрепила в учетной политике отказ от применения ПБУ 18/02, то она не ведет учет разниц, возникающих между бухгалтерским и налоговым учетом. Налог на прибыль считается по данным налогового учета. В бухгалтерской отчетности отражается сумма налога, исчисленная в соответствии с гл. 25 НК РФ и указанная в декларации по налогу на прибыль

 

В-третьих, в отдельных ПБУ, которые обязательны к применению для всех организаций, включая малые, для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные способы учета тех или иных операций.

Организация при формировании учетной политики может закрепить в ней выбор тех или иных упрощенных способов учета (см. таблицу 4).

 

Таблица 4

 

Упрощенные способы ведения учета,

предусмотренные для малых предприятий

 

Элемент учетной политики Общие правила учета Упрощенный вариант для малых предприятий
     
Учетная политика
Отражение последствий изменения учетной политики По общему правилу последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключением из общего правила является ситуация, когда изменение учетной политики вызвано изменением законодательства и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и в соответствующем нормативном акте установлены специальные правила отражения последствий изменения учетной политики (п. п. 14 и 15 ПБУ 1/2008) Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 15.1 ПБУ 1/2008) <1>
Материально-производственные запасы (МПЗ)
Оценка МПЗ По фактической себестоимости, которая определяется как сумма фактических затрат на приобретение По цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 13.1 ПБУ 5/01)
Признание стоимости МПЗ и других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности По мере фактического использования В полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Этот способ без каких-либо ограничений могут применять микропредприятия <2>. Остальные организации могут его применять при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01) <3>
Признание расходов на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд Признаются в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.3 ПБУ 5/01) <4>
Создание резерва под снижение стоимости МПЗ Создается в конце года при наличии МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась Резерв не создается (п. 25 ПБУ 5/01)
Основные средства (ОС)
Определение первоначальной стоимости ОС Первоначальная стоимость - сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) При их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене). При их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС
При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 8.1 ПБУ 6/01)
Начисление амортизации по всем ОС В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы Единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией (п. 19 ПБУ 6/01)
Начисление амортизации по производственному и хозяйственному инвентарю <5> Единовременно в размере первоначальной стоимости при их принятии к бухгалтерскому учету (п. 19 ПБУ 6/01) <6>
Расходы на НИОКР
Списание расходов на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности В течение ожидаемого срока использования результатов работ, но не более 5 лет В полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02)
Нематериальные активы (НМА)
Признание расходов на приобретение НМА Формируют первоначальную стоимость НМА и списываются в состав расходов путем начисления амортизации Признаются в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007) <7>
Учет финансовых вложений
Последующая оценка финансовых вложений Финансовые вложения делятся на рыночные и нерыночные. Нерыночные финансовые вложения отражаются в учете по первоначальной стоимости, которая в общем случае определяется как сумма фактических затрат организации на их приобретение. Рыночные финансовые вложения отражаются в отчетности по текущей рыночной стоимости, т.е. организация обязана ежемесячно или ежеквартально производить их переоценку (п. п. 19 - 21 ПБУ 19/02) Последующая оценка всех финансовых вложений осуществляется в порядке, установленном для нерыночных финансовых вложений (п. 19 ПБУ 19/02). Закрепив такой порядок в учетной политике, малое предприятие учитывает все свои финансовые вложения, как рыночные, так и нерыночные, по первоначальной стоимости <8>
Указанные организации могут принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен
Учет расходов по займам и кредитам
Учет процентов по привлеченным займам и кредитам По общему правилу проценты по займам и кредитам признаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов. Однако если заемные средства используются для приобретения (создания) инвестиционного актива, то проценты по ним включаются в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008) Все расходы по займам и кредитам признаются прочими расходами (п. 7 ПБУ 15/2008) <9>
Учет доходов и расходов
Признание выручки и расходов По общему правилу выручка признается в бухгалтерском учете по начислению (по мере отгрузки товаров (работ, услуг)), независимо от фактического получения денежных средств от покупателей и заказчиков (п. 12 ПБУ 9/99) Выручка может признаваться кассовым методом (т.е. выручка признается не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты) (п. 12 ПБУ 9/99). Если организацией в учетной политике принят кассовый метод признания выручки, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99) <10>
Исправление ошибок прошлых периодов
Исправление существенных ошибок прошлых лет Исправляются записями в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Кроме того, требуется ретроспективный пересчет сравнительных показателей отчетности прошлых лет (п. 9 ПБУ 22/2010) <11> Исправляются в том же порядке, что и несущественные ошибки, т.е. записями в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы", без ретроспективного пересчета показателей отчетности прошлых лет (п. 9 ПБУ 22/2010)

 

--------------------------------

<1> Отказ от ретроспективного пересчета показателей бухгалтерской отчетности прошлых лет, конечно же, снижает достоверность бухгалтерской отчетности, но существенно упрощает жизнь бухгалтера. Соответственно, если пользователи отчетности (руководство, учредители и т.д.) не возражают против такого "упрощения", то никаких причин отказываться от предоставленной п. 15.1 ПБУ 1/2008 возможности и продолжать мучиться с ретроспективным пересчетом, на наш взгляд, нет.

<2> Критерии отнесения организаций к микропредприятиям рассмотрены на с. 476.

<3> См. подробнее подраздел 1.7.1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: