Порядок выполнения, проверки и оценки контрольной работы




Студенты выполняют контрольные работы согласно учебному плану и сдают ее на проверку в установленное вузом время, но не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии.

Проверка контрольных работ преподавателем - одна из основных форм руководства самостоятельной работой студентов, средство контроля выполнения ими учебного плана и усвоения учебного материала в объеме, установленном программой учебной дисциплины. Срок проверки работ преподавателем - не более 10 дней.

Защита контрольной работы

Проверенная преподавателем контрольная работа возвращается студенту для подготовки к защите. Работу, не допущенную к защите, необходимо доработать в соответствии с замечаниями и рекомендациями преподавателя и представить для повторной проверки.

Получив допущенную к защите контрольную работу, студент должен сделать работу над ошибками (при необходимости). При защите контрольной работы студенты должны ответить на вопросы по работе.

Защищенная контрольная работа служит допуском к сдаче экзамена в период сессии.

 

Вопросы к зачету

 

Вопросы для проверки уровня обученности «ЗНАТЬ»

1. Волновые процессы. Продольные и поперечные волны. Уравнение волны и его решение. Характеристики волны.

2. Энергия волны, поток энергии, плотность энергии. Звук. Шкала интенсивности звука. Спектр сигнала.

3. Волны в упругой среде. Ультразвуковая дефектоскопия. Активные и пассивные методы дефектоскопии.

4. Электромагнитные колебания и волны. Колебательный контур. Уравнение гармонических колебаний в электрическом контуре.

5. Вынужденные колебания, резонанс. Теоретические принципы радиосвязи и телевещания.

6. Основные свойства электромагнитных волн. Поток энергии. Вектор Умова-Пойнтинга. Действие переменных электромагнитных полей на человека.

7. Интерференция света. Оптическая длина пути. Способы получения когерентных источников. Расчет интерференционной картины от двух источников. Просветленная оптика. Интерференционные методы контроля поверхности.

8. Интерференция света: использование для оптической записи информации. Принцип работы CD-дисков.

9. Когерентность и ее использование в технике. Голография. Применение голографии в технике.

10. Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля. Условия наблюдения дифракции. Дифракционная решетка. Использование дифракционных решёток в спектральных приборах. Разрешающая способность оптических приборов.

11. Дифракция электромагнитного излучения на трёхмерной дифракционной решетке. Формула Вульфа-Брэгга. Изучение структуры материалов дифракционными методами.

12. Тепловое излучение и квантовая природа света. Абсолютно черное тело. Законы излучения черного тела. Квантовая гипотеза и формула Планка. Тепловизоры. Использование тепловизоров для контроля поездного состава, в дефектоскопии сооружений.

13. Поляризация света. Естественный и поляризованный свет. Двойное лучепреломление. Поляризация света при отражении. Закон Брюстера. Поляроиды и поляризационные призмы. Закон Малюса. Вращение плоскости поляризации. Сахарометрия.

14. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Масса и импульс фотона. Фотоэлектрические преобразователи в технике.

15. Взаимодействие электромагнитных волн с веществом. Показатель преломления. Нормальная и аномальная дисперсия. Групповая скорость. Поглощение и отражение волн на границе раздела двух сред. Использование явления дисперсии для анализа спектра электромагнитных волн.

16. Физические основы работы лазера. Основные характеристики лазерного излучения. Применение лазеров в технике и технологии.

17. Контактные явления. P-n-переходы. Современная микроэлектроника. Понятие об интегральных схемах. Новые технологии в физике твердого тела. Наноэлектроника.

18. Строение и свойства атомных ядер. Заряд, размеры и масса атомного ядра. Массовое и зарядовое числа. Состав ядра. Нуклоны. Свойства и природа ядерных сил. Дефект массы и энергия связи ядра. Происхождение и закономерности альфа-, бета-, гамма- излучения атомных ядер. Радиационная дозиметрия.

19. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции и законы сохранения. Цепная реакция деления ядер. Управляемые и неуправляемые ядерные реакции. Понятие о ядерной энергетике. Реакция синтеза атомных ядер. Проблема управляемых ядерных реакций.

20. Строение кристаллического твердого тела. Энергетические зоны в кристаллах. Распределение электронов по энергетическим зонам. Металлы, диэлектрики, полупроводники и их применение.

21. Элементарные частицы. Классификация элементарных частиц и фундаментальные взаимодействия. Современные взгляды на строение и развитие Вселенной.

22. Термодинамический метод исследования. Термодинамические параметры. Равновесные процессы, их изображение на термодинамических диаграммах. Идеальный газ. Уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Средняя кинетическая энергия молекул. Уравнение состояния идеального газа. Воздух, как смесь идеальных газов.

23. Второе начало термодинамики. Энтропия. Статистическое толкование второго начала термодинамики. Циклические процессы и реальные тепловые двигатели. Принцип работы холодильных установок. Тепловые насосы и кондиционеры.

24. Число степеней свободы молекулы. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы молекул. Внутренняя энергия идеального газа. Работа газа при изменении его объема. Количество теплоты. Теплоемкость.

25. Реальные газы. Пределы применимости законов идеального газа. Силы и потенциальная энергия межмолекулярного взаимодействия. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Ожижение газов. Использование сжиженных газов в технике, быту, медицине.

26. Первое начало термодинамики. Изопроцессы. Адиабатический процесс. Уравнение Пуассона. Запись формулы первого начала термодинамики для различных видов процессов.

27. Жидкости. Особенности молекулярно-кинетического строения жидкостей. Ближний порядок в молекулярном строении жидкостей. Явление поверхностного натяжения. Капиллярные методы дефектоскопии поверхности.

28. Круговой процесс. Обратимые и необратимые процессы. Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели. Цикл Карно и его КПД для идеального газа.

29. Жидкие кристаллы: особенности молекулярно-кинетического строения. Применение жидких кристаллов в современных устройствах визуального отображения информации.

30. Функции распределения. Закон Максвелла для распределения молекул идеального газа по скоростям. Распределение Максвелла для молекул идеального газа по энергиям теплового движения. Барометрическая формула. Распределение Больцмана.

Вопросы для проверки уровня обученности «УМЕТЬ»

1. Разность потенциалов между обкладками конденсатора емкостью 0,5 мкФ в колебательном контуре изменяется со временем по закону U = 100 sin1000pt [ B ]. Определить период собственных колебаний, индуктивность, полную энергию контура и максимальную силу тока, текущего по катушке индуктивности. Активным сопротивлением контура пренебречь.

2.Длина электромагнитной волны в вакууме, на которую настроен колебательный контур, равна 12 м. Пренебрегая активным сопротивлением контура, определить максимальный заряд на пластинах конденсатора, если максимальная сила тока в контуре

3.Расстояние между двумя когерентными источниками равно 0,9 мм. Источники, испускающие монохроматический свет с длиной волны 640 нм, расположены на расстоянии 3,5 м от экрана. Определить число светлых полос, располагавшихся на 1 см длины экрана.

4. Для устранения отражения света от поверхности линзы на нее наносится тонкая пленка вещества с показателем преломления 1,26, меньшим, чем у стекла (просветление оптики). При какой наименьшей толщине пленки отражение света с длиной волны 0,55 мкм не будет наблюдаться, если угол падения лучей 300?

5. Радиус второго темного кольца Ньютона в отраженном свете 0,4 мм. Определить радиус кривизны плосковыпуклой линзы, взятой для опыта, если она освещается монохроматическим светом с длиной волны 0,64 мм.

6. На дифракционную решетку длиной 10 мм, имеющую 400 штрихов на 1 мм, падает нормально свет от разрядной трубки. Помещенная вблизи решетки линза проецирует дифракционную картину (рис.) на плоский экран Э, удаленный от линзы на расстояние 1м. Определить: ширину спектра первого порядка, если границы видимого спектра составляют 780 нм (красный край спектра) и 400 нм (фиолетовый край спектра).

7. На дифракционную решетку длиной 10 мм, имеющую 400 штрихов на 1 мм, падает нормально свет от разрядной трубки. Помещенная вблизи решетки линза проецирует дифракционную картину (рис.) на плоский экран Э, удаленный от линзы на расстояние 1м. Определить: число спектральных линий красного цвета, которые теоретически можно наблюдать с помощью данной дифракционной решетки.

8. На дифракционную решетку длиной 10 мм, имеющую 400 штрихов на 1 мм, падает нормально свет от разрядной трубки. Помещенная вблизи решетки линза проецирует дифракционную картину (рис.) на плоский экран Э, удаленный от линзы на расстояние 1м. Определить: в спектре какого порядка эта решетка может разрешить две линии с длиной волны, равной 500 нм и 500,1 нм.

9. Во сколько раз уменьшится интенсивность естественного света, прошедшего через две призмы Николя, главные оси которых составляют угол 60o Потери света в каждой призме составляют 10% (рис.).

10. Луч света, идущий в стеклянном сосуде с глицерином, отражается от дна сосуда. При каком угле падения отраженный луч света максимально поляризован?

11. Длина волны, на которую приходится максимум энергии в спектре излучения черного тела 0,58 мкм. Определить энергетическую светимость поверхности тела.

12. Определить максимальную скорость фотоэлектронов, вырываемых с поверхности серебра: ультрафиолетовым излучением с длиной волны 0,155 мкм.

13. Определить максимальную скорость фотоэлектронов, вырываемых с поверхности серебра: гамма-излучением с длиной волны 1 пм.

14.Фотон с энергией ε = 0,75МэВ рассеялся на свободном электроне под углом θ = 60°. Принимая, что кинетическая энергия и импульс электрона до соударения с фотоном были пренебрежимо малы, определить: энергию рассеянного фотона.

15.Пучок монохроматического света с длиной волны 663 нм падает нормально на зеркальную плоскую поверхность. Поток энергии равен0,6 Вт. Определить силу F давления, испытываемую этой поверхностью, а также число N фотонов, падающих на нее за время, равное 5 с.

16. Фотон с энергией ε = 0,75МэВ рассеялся на свободном электроне под углом θ = 60°. Принимая, что кинетическая энергия и импульс электрона до соударения с фотоном были пренебрежимо малы, определить: кинетическую энергию Т электрона отдачи.

17. Фотон с энергией ε = 0,75МэВ рассеялся на свободном электроне под углом θ = 60°. Принимая, что кинетическая энергия и импульс электрона до соударения с фотоном были пренебрежимо малы, определить: направление его движения.

18. Определить на какой частоте работает генератор электромагнитных волн, если кратчайшее расстояние между точками волны, колеблющимися в противофазе, равно 0,25 м.

19. Изменение силы тока в зависимости от времени задано уравнением . Найти частоту и период колебаний, амплитуду силы тока, а также значение силы тока при фазе .

20. Дифракционная решётка содержит 120 штрихов на 1 мм. Найти длину волны монохроматического света, падающего на решетку, если угол между двумя главными максимумами первого порядка равен 8 .

 

 

Вопросы для экзамена по дисциплине Физика

 

Вопросы для проверки уровня обученности «ЗНАТЬ»

1. Мгновенные скорость и ускорение. Нормальное, тангенциальное и полное ускорение.

2. Угловые скорость и ускорение. Связь между линейными и угловыми характеристиками движения.

3. Силы упругости и трения. Виды деформации. Закон Гука. Силы трения покоя, скольжения и качения.

4. Динамика материальной точки и твердого тела. Понятия силы, массы, количества движения. Законы Ньютона.

5. Динамика тел при вращательном движении. Понятия момента сил, момента инерции, момента количества движения.

6. Условие равновесия тел. Вес тела и его измерение. Силы тяготения. Закон всемирного тяготения.

7. Понятия момента сил, момента инерции, момента количества движения. Закон сохранения момента количества движения. Гироскопический эффект.

8. Законы сохранения импульса, момента импульса и энергии в механике.

9. Работа и энергия. Мощность. Энергия кинетическая и потенциальная.

10. Постулаты специальной теории относительности. Преобразования Галилея и Лоренца.

11. Элементарный заряд. Закон Кулона. Электрическое поле и его характеристики.

12. Закон Ома в дифференциальной форме. Разность потенциалов, электродвижущая сила, напряжение.

13. Закон Био-Савара-Лапласа. Магнитное поле прямолинейного и кругового тока.

14. Электрический пробой диэлектрика. Соединение конденсаторов. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии.

15. Сила Лоренца. Эффект Холла и его использование в технике.

16. Принципы работы электродвигателей.

17. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца.

18. Магнитные методы дефектоскопии строительных материалов и конструкций.

19. Явления самоиндукции и взаимной индукции.

20. Объемная плотность энергии магнитного поля. Электромагнитные методы определения параметров строительных материалов.

Вопросы для проверки уровня обученности «УМЕТЬ»

1. Кинематическое уравнение движения материальной точки по прямой (ось х) имеет вид х = А + В t + С t3, где А = 4 м, В = 2 м/с, С = - 0,5 м/с2. Для момента времени t1 = 2 с определить: 1) координату х1 точки; 2) мгновенную скорость V1; 3) мгновенное ускорение а1.

2.Тело вращается вокруг неподвижной оси по закону, выражаемому формулой φ = 10 + 20 t - 2 t2 (рис. 1). Найдите по величине и направлению полное ускорение точки, находящейся на расстоянии R = 0,1 м от оси вращения, для момента времени t1 = 4 с.

3. На горизонтальной платформе шахтной клети стоит человек массой m = 60 кг. Определить силу давления человека на платформу: 1) при ее подъеме с ускорением а1 = 3 м/с2; 2) при равномерном подъеме и спуске; 3) при спуске с ускорением а3 = 9,8 м/с2.

4. Каким был бы период обращения ИСЗ на круговой орбите, если бы он был удален от поверхности Земли на расстояние, равное земному радиусу (R = 6400 км).

5. Стальная прoвoлока сечением S= 3 мм2 под действием растягивающей силы, равной F = 4 . 104 Н имеет длинy L1 = 2 м. Определить абсолютное удлинение проволоки при увеличении растягивающей силы на F1 = 104 Н. Модуль Юнга стали Е =2 . 1011 Па.

6. Маховик, массу которого m = 5 кг можно считать распределенной по ободу радиуса r = 20 см, свободно вращается вокруг горизонтальной оси, проходящей через его центр с частотой n = 720 мин-1. При торможении маховик останавливается через Δt = 20 с. Найти тормозящий момент М и число оборотов N, которое сделает маховик до полной остановки.

7. На скамье Жуковского сидит человек и держит в вытянутых руках гири массой m =10 кг каждая. Расстояние от каждой гири до оси вращения скамьи l 1 = 50 см. Скамья вращается с частотой n1 = 1,0 с-1. Как изменится частота вращения скамьи и какую работу A произведет человек, если он сожмет руки так, что расстояние от каждой гири до оси уменьшится до l 2 = 20 см. Суммарный момент инерции человека и скамьи относительно оси вращения J =2,5 кг·м2. Ось вращения проходит через центр масс человека и скамьи.

8. Автомобиль массой m = 2000 кг движется вверх по наклонной плоскости с уклоном α = 0,1, развивая на пути S = 100 м скорость vк = 36 км/ч. Коэффициент трения μ = 0,05. Найти среднюю и максимальную мощность двигателя автомобиля при разгоне.

9. Деревянный стержень массой М=6,0 кг и длиной l=2,0 м может вращаться в вертикальной плоскости относительно горизонтальной оси, проходящей через точку О (рис. 4). В конец стержня попадает пуля массой m = 10 г, летящая со скоростью V0 =1,0·103 м/с, направленной перпендикулярно стержню и застревает в нем. Определить кинетическую энергию стержня после удара.

10. Определить релятивистский импульс р и кинетическую энергию электрона, движущегося со скоростью V=0,9 с (где с – скорость света в вакууме).

11. В вершинах квадрата находятся одинаковые по величине одноименные заряды (рис. 2). Определить величину заряда q0, который надо поместить в центр квадрата, чтобы система зарядов находилась в равновесии. Будет ли это равновесие устойчивым?

12. Электрон влетает в плоский воздушный конденсатор параллельно пластинам со скоростью v0 = 1,0·106 м/с. Длина конденсатора L=1,0 см, напряженность электрического поля в нем Е =5,0·103 В/м. Найти скорость v электрона при вылете из конденсатора, его смещение у, отклонение от первоначального направления.

13. Определить ускоряющую разность потенциалов Δφ, которую должен пройти в электрическом поле электрон, чтобы его скорость возросла от = 1,0 Мм/с до = 5,0 Мм/с.

14. К пластинам плоского воздушного конденсатора приложена разность потенциалов Δφ1 = 1,5 кВ. Площадь пластин S =150 cм2 и расстояние между ними d = 5,0 мм. После отключения конденсатора от источника напряжения в пространство между пластинами внесли стекло (ε = 7). Определить: 1) разность потенциалов между пластинами после внесения диэлектрика; 2) емкость конденсатора С1 и С2 до и после внесения диэлектрика; 3) поверхностную плотность заряда σ на пластинах до и после внесения диэлектрика.

15. Найти сопротивление R железного стержня диаметром d = 1 cм, если масса стержня m = 1 кг.

16. Ток I =20 А, протекая по кольцу из медной проволоки сечением S = 1 мм2, создает в центре кольца напряженность Н = 178 А/м. Какая разность потенциалов U приложена к концам проволки. образующей кольцо?

17. Заряженная частица движется в магнитном поле по окружности со скоростью = 106 м/с. Индукция магнитного поля В =0,3 Тл. Радиус окружности R = 4 см. Найти заряд q частицы, если известно, что ее энергия W=12 кэВ.

18.В однородном магнитном поле индукция которого В = 0.8 Тл. равномерно вращается рамка с угловой скоростью = 15 рад/с. Площадь рамки S = 150 см2. Ось вращения находится в плоскости рамки и составляет угол =300 с направлением магнитного поля. Найти максимальное значение ЭДС индукции Е0 во вращающейся рамке.

19. Соленоид с сердечником из магнитного материала содержит N=1200 витков провода, прилегающих друг к другу. При силе тока I=4 A магнитный поток Ф = 6 мкВб. Определить индуктивность L соленоида.

20. Соленоид с сердечником из магнитного материала содержит N=1200 витков провода, прилегающих друг к другу. При силе тока I=4 A магнитный поток Ф = 6 мкВб. Определить энергию W магнитного поля соленоида.

 

Вопросы для проверки уровня обученности «ВЛАДЕТЬ»

1. Сформулируйте закон сохранения механической энергии. Для каких систем тел справедлив закон сохранения механической энергии?

2. Как изменяется энергия механической системы при наличии силы трения?

3. Сформулируйте и напишите что такое момент силы?

4. Дайте определение линейной и угловой скорости.

5. Как связаны линейные и угловые величины при вращательном движении?

6. Определение момента инерции. Физический смысл момента инерции.

7. Как вычисляется кинетическая энергия при поступательном и вращательном движениях?

8. Напишите две формы записи второго закон динамики поступательного и вращательного движений.

9. Вычислять момент инерции махового колеса и силу трения в опоре по экспериментальным данным.

10. Осуществлять измерения штангенциркулем.

11. На технических весах определять массу груза.

12. Навыками работы с секундомером для определения времени протекающего процесса.

13. Навыками по вычислению коэффициента внутреннего трения жидкости по экспериментальным данным

14. Навыками работы с микрометром для получения экспериментальных данных.

15. Навыками работы с масштабной линейкой для определения расстояния между предметами.

16. Что такое магнитное поле тока? Kак проявляется его действие?

17. Измерять емкость конденсаторов с помощью баллистического гальванометра.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: