Для самостоятельной работы студентам, которым стала интересна дисциплина «Теория воспитания»




 

2.3.Теория воспитания к ПЗ 3, 4
Современные концепции и системы воспитания. Цель, принципы, содержание, методы, формы воспитания. Воспитание как процесс. Результат процесса воспитания. Среда и пространство воспитания. Воспитательная деятельность педагога. Воспитательная система как социальное явление и контекст реализации воспитательной деятельности. - Выявить сущность теоцентрической, рациоцентрической, антрополцентрической (Н.Ф. Голованова) парадигм. - Изучить сущность концепций бихевиористической, когнитивистской, деятельностной, культурологической, гуманистической концепций воспитания. Самостоятельно изучить тему, используя следующие пособия. 1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с. Разд. III. Гл. 1. 2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. 208 с. 3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. Разд. III. Гл. 16. 4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Процесс воспитания. 256 с. Ч. 3. Тема 1. С. 5-21. 5.Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000. Гл. 1. § 4. 6.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с. Гл. 1. · Подготовить ответы на следующие вопросы: - В чем заключается сущность воспитания? - Какова логика воспитательного процесса? - Каковы движущие силы процесса воспитания? - Каково место воспитания в целостной структуре образовательного процесса?
2.4.Принципы воспитания
Закономерность, закон, принцип воспитания, правила воспитания. Роль принципа воспитания в педагогической системе. Взаимосвязь категорий цель воспитания и принципы воспитания.   Выписать номенклатуру принципов воспитания, привести примеры правил, соблюдения которых требует реализация данного принципа. Подготовиться к обсуждению следующих вопросов на семинаре: 1. Характеристика требований, предъявляемых к принципам. 2. Конкретизация принципа в правилах воспитания. 3. Единство и взаимосвязь принципов. Определить соблюдение или нарушение принципов воспитания в ситуациях, описывающих фрагмент педагогического процесса. Опираясь на учебники педагогики рассмотреть основные принципы воспитания (общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий); указать на какие закономерности (устойчивые взаимосвязи) опирается данный принцип и благодаря реализации каких правил реализуется каждый из принципов.
2.5.Теория целостного педагогического процесса.
Образование как целостный педагогический процесс. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Понятие о педагогическом взаимодействии. Движущие силы педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Обучение и воспитание в педагогическом процессе. Понятие о принципах педагогического процесса. Принципы организации педагогического процесса. Принципы ориентации педагогического процесса. Принципы управления деятельностью воспитанников. Используя пособие В.А. Сластёнина и др. «Педагогика» - Раскрыть противоречивую диалектическую природу педагогических явлений. - Раскрыть основные функции педагогического процесса. - Указать, что означает «закономерность» в педагогике? - Дать характеристику основных принципов организации и руководства целостным педагогическим процессом. Самостоятельно изучить тему, опираясь на пособие В.А. Сластёнина и др. «Педагогика» и пособие И.П. Подласого «Педагогика» Кн.1. Используя пособие И.П. Подласого «Педагогика» (ч.I и II), сделать сравнительный анализ закономерностей процесса обучения и воспитания.
2.7.Аксиологические основы образования
Интересы, ценности, ценностные ориентации учащихся, их учет и развитие в целостном педагогическом процессе. Цель как системообразующий компонент педагогической системы. Социо-культурный контекст формирования цели воспитания. Целеполагание в педагогическом процессе. Используя словари (не менее 2-х), Интернет-ресурсы, предложенные книги, выписать в собственный словарь педагогических терминов определения основных понятий по изучаемой теме. Объединиться в 11 микрогрупп (в пары или тройки), каждая группа проводит исследование (2 методики) в школе: первая микрогруппа ‑ в 1-м классе, вторая – во 2-м классе и т.д. до 11-го. Цель ‑ изучить характер цен-ностных ориентаций подростков; - определить уровень сформи-рованности нравственных чувств, потребностей, идеалов; - наметить пути взаимодействия учителя и воспитанников с учетом полученных данных. 1. Опросник Написать 10 ответов на 2 вопроса: 1. Что я больше всего люблю? 2. Что я ненавижу? При анализе ответов обращать внимание: – на какой вопрос будет больше всего ответов (позитивное/негативное восприятие мира), – каковы интересы, взгляды ребят; ‑ есть ли различия в ответах девочек и мальчиков; ‑ можно ли судить об их ценностных ориентация?. 2. «Фантастический выбор » Ребята, вы верите в чудеса? (Да-нет). (Тем не менее…) представьте, вам повезло! Вам встретился волшебник и отдал волшебную палочку, которая может (или Вы поймали золотую рыбку, которая готова) выполнить 3 самых удивительный, самых невероятных желания. Запишите, пожалуйста, эти 3главных желания. Сгруппировать ответы детей (с учетом отличий в ответах девочек и мальчиков). Сделать вывод об интересах, ценностях учащихся. Самостоятельно изучить тему, опираясь на книги и Интернет-ресурсы: - Воспитательная деятельность педагога/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Изд.центр «Академия», 2005. Гл.5.1. - Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2003. - Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - https://ps:webzone.ru
2.8.Коммуникативно-деятельностные основы образования
Воспитательная деятельность педагога: основные понятия, природа и механизмы воспитательной деятельности, диапазон современной воспитательной деятельности. Обучение как вид педагогической деятельности: сущность и механизмы, проектирование обучающей деятельности, стратегии обучения. Общение в деятельности педагога: сущность, этапы, условия эффективности. 1. Объединиться в 2 группы – «Деятельность » и «Общение », 2. Прочитать, законспектировать предложенную литературу, быть готовыми отвечать на вопросы по своей теме, 3. Подготовить 6–8 вопросов для противоположной группы по их теме, Литература (где не указаны страницы – просмотреть всю книгу, выписать главное): 1. Воспитательная деятельность педагога/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластёнина, и И.А. Клесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987. 3.Колесникова, И.А. Педагогическая праксеология/ И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 4.Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. М., 1986, с.7 – 16, 75 – 91 5.Маркова, А.К. Психология труда учителя. – М., 1992, с.11 – 18 6. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб, 2004. 7. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. с. 15- 29, 35 – 43. Самостоятельно изучить основные вопросы по теме, прочитать, законспектировать предложенную литературу. Кратко (схематично) представить основные идеи в форме 2-х опорных конспектов: «Деятельность » и «Общение » (каждый – на лист А4). В опорный конспект включить не менее 7 блоков информации (например, определение понятия, структура и т.п.). Литература (где не указаны страницы – просмотреть всю книгу, выписать главное): 1. Воспитательная деятельность педагога/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластёнина, и И.А. Клесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987. 3.Колесникова, И.А. Педагогическая праксеология/ И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 4.Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. М., 1986, с.7 – 16, 75 – 91 5.Маркова, А.К. Психология труда учителя. – М., 1992, с.11 – 18 6. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб, 2004. 7. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. с. 15- 29, 35 – 43.
2.9.Возрастосообразность педагогического процесса
Принципы природосообразности и учета возрастных особенностей в педагогике. Классификации возрастных периодов, предлагаемые разными научными школами и ихарактеристика детей разного возраста (основные физиологические характеристики, основные психологические новообразования, ведущая деятельность, авторитетное лицо, ценностные приоритеты, преобладающая мотивация учения, типичные проблемы, эффективные способы воспитательной работы. Приоритеты педагогической деятельности, особенности общения и организаторской деятельности, форм учебной и внеучебной работы в работе учителя с учащимися разного возраста. · Подготовиться к ответу на вопросы: - Каковы возрастные особенности детей младшего школьного, подросткового, юношеского возраста? - Каковы цели, содержание, формы, оптимальный стиль деятельности и общения в работе с детьми разного младшего школьного, подросткового, юношеского возраста? · Объединиться в 3 группы («Малыш», «Юноша», «Подросток»), подготовить по 5 фрагментов из художественных произведений, описывающих особенности детей выбранной возрастной группы в педагогическом процессе, быть готовым прокомментировать фрагменты. · Подготовиться анализу фрагментов, подготовленных другими группами, с точки зрения возрастных особенностей и требований к организации педагогического процесса. ·Самостоятельно изучить основные вопросы по теме, прочитать, законспектировать предложенную литературу: - Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2003. - Переходный возраст. - Минск: Красико-Принт, 2003. ·Подготовить таблицу, в которой 1) младший школьный, 2) младший подростковый, 3) средний подростковый, 4) старший подростковый, 5) юношеский возраст охарактеризованы по параметрам: 1) границы возрастного периода, 2) основные физиологические характеристики, 3) основные психологические новообразования, 4) ведущая деятельность, 5) кто является авторитетом, 6) ценностные приоритеты, 7) преобладающая мотивация учения, 8) типичные проблемы, 9) эффективные способы воспита-тельной работы.
2.10.Компетентностный подход к построению педагогического процесса
Компетентность как способность личности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетенции, как внуьтренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека. Сущностные признаки компетентности. Ключевые компетентности (информационная, коммуникативная, деятельностная, личностная, гражданская), базовые, специальные. · Изучить сущность основных понятий по теме. · Определить границы проявления ключевых компетенций для учащихся начальной, неполной средней, полной средней школы. · Подготовить ответ на вопросы: - Как меняется деятельность учителя-предметника, опирающегося на компетентностный подход? - Как меняется деятельность классного руководителя, опирающегося на компетентностный подход? Изучить сущность основных понятий, используя предложенную литературу: - Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2003. - Педагогика: Учеб. для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2004. - Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - 4-е изд./ Под ред. В.А. Сластенина и др. - М.: Школьная Пресса, 2004.  
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: